на главную

Интервью с протоиереем Димитрием Василенковым. "Главная цель военного священника - привести воина ко Христу"

Протоиерей Димитрий Василенков — главный военный священник СВО. Он совершил более 60 командировок в «горячие точки»: в Сирию и Грузию, на Донбасс и Северный Кавказ. Написал книгу «На войне», помогающую выжить и остаться человеком в боевых условиях. За отвагу и большую просветительскую работу награжден двумя орденами Мужества и орденом Дружбы. Сегодня он снова среди воюющих: наставляет, исповедует, причащает. Беседа началась с вопроса о пути военного священника:

— Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, с чем был связан такой выбор?

— Поскольку я из семьи офицера, с детства имею отношение к силовым структурам. Сам учился в военном училище. Закончил, но так и не реализовал свою мечту — стать военным офицером, ведь учеба пришлась на период развала Советского союза… Начинал свой путь в Церкви как сторож, затем был звонарем, пономарем, чтецом. Потом мне предложили поступить в семинарию. Готовился вместе с другом, поступил, а дальше как обычно: женился и рукоположился. С 2005 года работал в епархиальном Военном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Когда начал работать с военными, я понял, что мне это по сердцу.

Тогда как раз была чеченская война, и я поехал туда. Посещал петербургских бойцов 3-й бригады оперативного назначения. После того как приехал, уже во вторую или третью командировку, понял, что присутствие священства среди воинов просто необходимо — работа колоссальная! У меня завязалась дружба со многими подразделениями, и далее я уже продолжил с ними работу. Вот так и вошел в военную семью, стал духовником всех подразделений спецназначения, которые тогда действовали в Чечне. 

За эти годы успел еще в Сирию съездить, окормлял бойцов в Южной Осетии, а в 2014-м был Крым, и нашим "вежливым ребятам” тоже нужна была поддержка. А затем начались события в Донбассе, где приходилось работать с подразделениями наших добровольцев. В Луганске занимались детскими домами – возили помощь со всей России. Когда началась СВО, поехал к нашим воинам.

— В чем отличие и сходство военных конфликтов, свидетелями которых Вы были?

— Войны абсолютно разные: по накалу боевых действий, по масштабу сил и средств уничтожения, которые привлекаются разными армиями. Невозможно сравнить, например, эту войну с прошлыми. События в Грозном были давно, и священство почти не принимало участия в окормлении наших войск, кроме отдельных батюшек. Отличие и в том, что тот противник не имел таких средств, которыми обладает сегодня украинская армия - с учетом помощи стран Запада. Все отличается коренным образом. С чем сравнить? Мы получили крупномасштабную войну, может быть, не такую еще, как Великая Отечественная, но может быть, дойдем и до такого уровня.

— Прошло два года после начала СВО. Как можно оценить служение военного духовенства?

— Мне кажется, мы недооцениваем военное духовенство. С одной стороны, все понимают, что батюшка нужен в войсках, что без него тяжело, но с другой стороны, у многих все еще нет понимания относительно того, что именно он может им дать. Да и многие священники сами, к сожалению, не понимают, что они могут сделать. Считаю, это следствие их неподготовленности. Мы недавно под Петербургом проводили обучение. Приятно поразило, что батюшки сказали: "Мы сами не понимали, как много можем сделать для военных”. Для них это было открытием! Уже сейчас есть задача - обучить священников, дать тот комплекс мероприятий, который поможет им эффективно работать с военной паствой.

— Что именно входит в их подготовку?

— В условиях боевых действий у любого нормального человека возникают вопросы: как мне остаться живым? Как реализовать себя на поле боя и не погубить свою душу? Легко, конечно, ответить: постись, молись и будь счастлив, но на грани жизни и смерти человеку нужны глубинные смыслы. Поэтому мы, священники, должны их доносить. Священник должен дать такие советы воину, чтобы тот мог остаться человеком в любой, самой сложной ситуации.

Каждый священник, желающий поехать в войска, должен пройти подготовку. Многие считают, что минимальная подготовка заключается в обучении тактической медицине, но этого мало. С моей точки зрения, нужно пройти полноценное обучение. Сейчас батюшки создали группу, общаются друг с другом, обмениваются опытом. Видно, что опыт тех священников, которые уже были на передовой, мотивирует и других. Учить их нужно не только медицине, но и тому, как выживать на войне, как работать с воинской паствой.

Вот, например, приезжает священник и говорит, что отработал в войсках, целый полк за три дня обошел, причастил и поисповедал. Он считает, что все хорошо сделал и уехал, а там мат в разговорах как стоял, так и стоит. Как человек вел жизнь нехристианскую, так и ведет. У работы священника должны быть плоды. Ты поговори с бойцом, объясни, расспроси, наставь. А Причастие должно стать уже следствием, завершением твоей работы.

Понятно, что бывают такие случаи, что только и успеваешь причастить, но надо найти хотя бы две минуты, чтобы достучаться до их сердец. Вот тогда будет результат, и Причастие будет во спасение души и тела человека. Главное — не забывать опыт 1917 года. Тогда все причащались без вопросов, но потом все было грустно. Не нужно повторять эти ошибки. Дали тебе подразделение — обойди всех и не по одному разу. Старайся объять твою паству любовью своею, а потом уже Причастие и Исповедь. Тогда результат будет совсем другой.

Создай в подразделении коллектив верующих, пусть он будет небольшим, но таким образом ты уже объединишь людей вокруг Христа. И когда уйдешь, останутся те, кто будет дружным ядром в подразделении. А если этого нет, то что? Приехал и уехал. Чтобы избежать этих искушений, нужно священников правильно готовить, и тогда будет толк.

— В чем заключается главная цель служения военного священника?

— Привести воина ко Христу. Цель любого священника — спасение пасомых, т.е участие во спасении, в домостроительсте Таин Божиих, душепопечении. Все это устроено как раз для того, чтобы человек был спасен. Священник — это врач духовный. В военной обстановке все способствует «озверению» людей, а священник – это тот, кто должен это не допустить. К тому же, он отвечает не только за каждого воина в отдельности, но и за весь коллектив, за его спасение. Это очень серьезная задача, тяжелейшая, я бы сказал, но выполнимая.

— В чем заключаются главные задачи военного священника в зоне проведения боевых действий?


— Одна из главных задач — административная. Нужно, чтобы система работы военного духовенства в условиях боевых действий была хорошо отлажена и действовала постоянно. От этого зависит жизнь наших батюшек. Не дело священнику пребывать в зоне переднего края. Его работа начинается со второго эшелона, где можно относительно спокойно работать с людьми.

Но бывают исключительные ситуации, когда нужно выходить и в первый эшелон. Батюшка стрелять не может, как боевая единица ничего из себя не представляет. В ситуации боя, с точки зрения моральной, мы понимаем, что это хорошо, что он идет рядом с бойцами, но с военной точки зрения — слишком обременительно. Лучше сделать так: батюшка бойцов благословил и отошел на вторую линию. Впрочем, случаи бывают разные, можно и в окружение попасть. Что делать? Батюшка может молиться и укреплять ребят, может заняться ранеными, если умеет. Это все — практический опыт, и он у нас, военных священников, есть. Мы должны им делиться. Нужно помнить, что и во 2-й, и в 3-й линии может стать горячо…

— Можно ли рассматривать вашу книгу "На войне” как методическое пособие для военного священника?

— Я писал ее для военных священников и для тех православных христиан, которые собираются в зону боевых действий. Так получилось, что пришлось разбираться во многих вопросах. Я удивился, когда узнал, что в некоторых воинских подразделениях книгу используют как справочное пособие, и не только по духовным вопросам. Сейчас идет подготовка к изданию новой книги, потому что накопилось много материала. Даст Бог, она скоро выйдет. Нынешняя война принесла много нового, пришлось многое переосмыслить.

Например, в книге будет новая глава, посвященная военной психологии: как работать с человеком в военных условиях? Каковы общие правила для психолога, психиатра и священника? Приходится разговаривать с военными психологами, и, надо отметить, нам удается найти понимание в общих процессах, которые происходят с военными. В книге будет подробно описана работа священника на переднем крае. Война открыла эту тему по-новому. Опыт осмыслен и изложен как практические рекомендации.

Если в первой книге мы осмысливали опыт, который получили до того, то сейчас имеем уже новые знания. Думаю, будет интересно и военным священникам, и тем, кто готовится к отправке в зону боевых действий. И в завершение нашего разговора скажу: в любой жизненной ситуации важно обращаться к Богу. Не всегда Его вспоминаешь, если редко обращался. Тут как в пословице: "Пока гром не грянет — мужик не перекрестится”. Главное, чтобы мы Бога не забывали.

Источник: https://pobeda.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |