на главную

Слово пастыря. Кто и зачем дает обеты Богу?

Какими бывают обеты? Можно ли брать их на себя? В каких случаях и как это делать? О чем следует подумать прежде, чем дать обет Богу? На эти вопросы отвечает протоиерей Сергий Николаев, настоятель Христорождественского храма в с.Заозерье Павлово-Посадского района Московской области, ведущий передачи «Проповедник» на Народном радио, автор книг «За советом к батюшке», «Божьи вешки», «Родные святые», «Символ чистоты», «Летнее чудо», «Ангелы детства»:

- Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.

Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться во славу Божию в любимой обители или в приходском храме, в больнице, в доме престарелых. Дают обеты материальной помощи.

Так, один мой знакомый, человек болезненный, каждый раз, в опасной для жизни ситуации, обещает денежную помощь сразу нескольким храмам, что впоследствии и исполняет. И не прав будет тот, кто увидит в таком обете простую торговую сделку: Ты мне – я Тебе. Знакомый тот и во дни здоровья помогает Церкви, но в данном случае обет дается в знак того, что человек помнит, он не забыл, в Чьих руках находится его жизнь и смерть, он верит в благой Промысл Божий.

Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли чем-то еще помочь больному. Им очень хотелось что-то для него сделать, и вот вспомнили обычай давать обеты.

- А какой обет вы нам посоветуете? – спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, а как минует беда - и малого сделать не хотим… Не зря сложилась пословица: как тревога - мы до Бога, а по тревоге – забыли о Боге.

Поэтому обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали и тяжело выполнять. Мое предложение этим женщинам было обычное: поклоны и молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж? «Хорошо бы каждое воскресенье быть в храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу».

Они переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь». Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет они сделались нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья и позже стали ходить в храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…

Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек уже пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли? — спросишь. — Или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу.

И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.

Вспоминается один случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты в надежде получить немалые деньги и освободить нужную для жизни площадь.

Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь. Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Потом минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли предметы, более необходимые в домашнем хозяйстве. И тогда я мысленно пообещал: все, что получу за «антики», пожертвую на восстанавливающийся монастырь. На следующий же день мне позвонили — и сделка состоялась. Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и некоторое время деньги лежали у меня дома.

Однажды в воскресенье мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберкнижке, а касса в выходной не работала. Недолго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал.

Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель - тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей. Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся.

При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги». Слова эти поразили меня, как гром среди ясного неба, я тут же проснулся и сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.

Батюшка выслушал мою историю и сказал: «Вы действительно совершили ошибку. Вы ведь эти деньги обещали на Божию Церковь, значит, они уже были не ваши. Вы же их взяли. А вдруг бы с вами что-то случилось? Автокатастрофа или неожиданная смертельная болезнь? И вы не смогли бы восполнить долг. Тогда бы вы предстали перед Богом как человек, укравший церковные деньги. Надо в таких случаях быть более щепетильным».

В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл. 5,3-5). И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».

Источник: Семья и вера
https://semyaivera.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |