на главную

Митрополит Иоанн (Снычев): "Единственный путь спасения – путь возрождения русской соборности и державности"

Пять лет, которые прослужил митрополит Иоанн в Петербурге, Православная Русь внимала словам владыки, словам правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов, слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится, и народ русский не погибнет. Часто митрополита Иоанна пытались привязать к какой-либо политической партии, различным общественным движениям, придать его словам политический смысл.

Сам же владыка в одной из бесед говорил: «Надо строго отличать политику от нашего пастырского дела. Уж если мы видим, что пасомые наши подвергнуты этой опасности от порнографии, что все брошено на пьянство и прочие средства растления, наша обязанность архипастырская, во что бы то ни стало, защищать своих пасомых и молитвенно вести их к выздоровлению. Но поскольку это идет с ведома, но уж если и не с ведома, то хотя бы по попустительству правительства, то естественно и самим архипастырям и пастырям необходимо обращаться к ним – тем, от кого зависит это распространение или пресечение. Потому что это дело не политическое, это чисто нравственное, архипастырское.

Тем более нам, архипастырям и пастырям, была поставлена задача: учить церковь к вразумлению Русского общества. А если мы учим его этому, то мы должны понимать состояние духовно-нравственное общества всего... Все действия наши должны быть сосредоточены на это возвращение духовно-нравственных устоев нашего общества».

Годы, прошедшие со времени кончины митрополита Иоанна, все более высвечивают его величину, значение его слов и наставлений...

– Владыко, что Вас побуждает столь откровенно высказывать свои мысли?

– Я чувствую необходимость предупредить людей об опасности, грозящей нам со стороны тех лиц, сил и учений, которые разрушают единство народа, Церкви и государства. Как же мы не можем понять, что все эти безчисленные партии и политические группировки придуманы для того, чтобы запутать людей, сбить их с толку и обмануть! Народ, объединенный общим пониманием смысла своего существования, общими понятиями о добре и зле, общими религиозно-нравственными воззрениями, – непобедим и страшен для врагов.

«Разделяй и властвуй» – этому коварному приему уже много веков от роду. Главное для богоборческих, разрушительных сил – отсечь народ от его духовных вождей, от пастырей, знающих опасности и умеющих их преодолевать. Ослепить народ, а зрячих запугать или уничтожить – вот принцип действия предтеч антихристовых, готовящих установление всемирной антихристианской диктатуры.

Их оружие – ложь, их покровитель – диавол, ненавистник рода человеческого, отец всякой лжи и неправды. У нас есть единственный путь спасения – путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся – Россия погибнет.

– Какой Вам хотелось бы видеть Родину?

– Для ответа на этот вопрос надо сначала разрешить известное человеческое недоумение: в чем смысл жизни? Потому что любой идеал общественного устройства, любая форма гармонического сожительства людей на Земле возможна только тогда, когда люди живут осмысленно, понимая цель своего существования, и в соответствии с этим устрояют свое земное бытие. Церковь дает на это совершенно ясный и прямой ответ. Он, конечно же, не имеет ничего общего ни с какой «сенсорной цивилизацией», он прост, но очень труден для восприятия современного человечества, безмерно осуетившегося и погрязшего в страстях тщеславия и гордыни.

Ответ этот таков: смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы вернуть себе первозданное райское состояние чистоты и святости, когда сердце человека было недоступно злу и греху, – то состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения в Эдеме. И, главное, вернуть себе безценное сокровище утерянного Богообщения. Один из величайших православных святых – блаженный Августин сказал когда-то: «Для Себя создал нас Господь, и не успокоится сердце человеческое, доколе не обретет Его».

Взгляните, человечество постоянно мечется: воюет и пересматривает границы, разрушает и вновь созидает, стремится – само не зная куда. Эта неуемная жажда лихорадочной деятельности, жажда новшеств проистекает оттого, что опустела святыня сердца. Душа человека создана как драгоценный сосуд для принятия даров Святого Духа. После грехопадения она их лишилась и теперь смертельно больна.

Так вот, Церковь есть больница для души. И общество будет устроено здраво тогда, когда оно сделает все возможное, чтобы больница эта могла с наибольшей эффективностью, спокойно и мирно врачевать человеческие души. Русская история знает, как для этого должна быть устроена государственная, общественная и хозяйственная жизнь страны и народа.

Так, например, в России невозможно построение здравой экономики на мировоззренческом основании «общества потребления». Это безсмысленно. Священное Писание учит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Нельзя строить хозяйственную жизнь России, исходя из капиталистического принципа неограниченного воспроизводства товаров и услуг. Это абсурд. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36).

Иная, чем сейчас, должна быть мировоззренческая основа у нашей жизни. Все внешние блага, которые в этом мире даны человеку Богом, освящены и доступны к употреблению, в них нет ничего предосудительного, беззаконного. Но мы должны ими пользоваться не для того, чтобы растлевать себя и окружающих, а для того, чтобы, опираясь на благодатные свойства этого мира, которые Господь щедро в нем разлил, помочь своей душе восстановить себя в первоначальном состоянии божественной чистоты.

Когда говорят, что консерватизм Церкви может отбросить общество на двести-триста лет назад, это глупость. На десять лет нельзя вернуться, не то что на триста. А вот восстановить в обществе ту древнюю духовную традицию, которой тысячу лет жила Россия, обязательно нужно.

Религия предполагает связь человека с Богом. И так же, как имеет свой долг перед Богом отдельная человеческая личность, так имеет определенный долг перед Ним и соборная личность русского народа. Богу, в неисповедимой премудрости Его, было угодно вверять истины веры для хранения и сбережения различным народам.

Сперва они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призванию и после страшного преступления богоубийства был отвержен, отстранен от святого служения. Затем это служение перешло к другому народу, «народу Божию» – христианам, первоначально сосредоточенным в державном государственном теле Римской империи.

Но когда в XII веке Рим ввел недопустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты Православия, служение это у него было также отнято и передано Византии (Второму Риму). Она несла его на протяжении нескольких столетий, но в XV веке в результате мощнейшего военно-политического давления оказалась неспособной удержать должную чистоту и пошла на Унию с католиками, то есть допустила искажение Божественного вероучения. Тогда преемство хранителя Истины перешло к Русскому Православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность.

Мы должны постоянно сознавать всю ответственность нашего служения и, следуя ему во всем, построить жизнь в соответствии со своим религиозным долгом. Только тогда мы сумеем воссоздать ту Россию, которая нужна Богу, которая станет неким драгоценным ковчегом, хранящим в неприкосновенности и чистоте идеалы милосердия и любви, праведности и верности, щедрости и безгневия.

Источник: Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. – Москва : Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |