По информации СМИ, Болгарская Православная Церковь находится в тяжелом финансовом состоянии. Храмы довольствуются лишь скромными доходами от совершения треб и продажи свечей. Мизерные зарплаты приходского духовенства уступают зарплатам учителей.
Экономический фактор заставляет большинство нынешних выпускников болгарских духовных семинарий отказываться от духовной карьеры. В священнослужители с каждым годом идет все меньше семинаристов.
При этом болгарские духовные учебные заведения нуждаются не только в улучшении материального состояния, но и в повышении уровня образования и его ориентации на нужды верующих.
Церковную жизнь также осложняет македонский и старостильный расколы.
Недавно избранный патриарх Болгарский Неофит (Димитров) сейчас размышляет, каким образом решить эти проблемы. Но прежде чем вывести церковный организм БПЦ из кризиса, надо понять причины, приведшие к нему. Ибо без понимания истинных причин можно не только не вывести Церковь из кризиса, но ввергнуть в него еще глубже.
Истоки же кризиса восходят к 1968 году, когда от Болгарской Церкви отделилась Македонская Православная Церковь, самостоятельно провозгласив автокефалию. Раскольники тут же перешли со святоотеческого календарного стиля на так называемый новоюлианский календарь. Согласно этому календарю, Пасха и богослужения пасхального круга празднуются по святоотеческому календарю, а остальные богослужения – по трижды преданному анафеме папскому григорианскому календарному стилю.
Для противостояния расколу Патриарх Болгарский Кирилл (Марков) и подчиненный ему Синод не нашли ничего лучшего, как вслед за раскольниками также перейти на служение по ущербному новоюлианскому календарю. Трудно понять логику Патриарху Кирилла и архиереев. Издавна Церковь боролась с расколом твердым стоянием в Православии, неуклонным следованием церковным правилам, уставам и традициям. Здесь же произошла измена церковным правилам, преданиям и почти двухтысячелетней апостольской и святоотеческой практике.
Не удержали болгарского Патриарха и его сообщников и богомудрые предостережения архиерея Божия архиепископа Серафима Богучарского, который вещал: «Как для нас недопустимо в силу канонических оснований принятие нового стиля во всей его полноте, точно так же недопустимо для православных христиан принятие и нового стиля и в компромиссной форме. Такой смешанный календарь не может быть принят православными, поскольку он влечет за собою нарушение других церковных установлений, о которых говорит нам Устав и которые свято и неуклонно нами должны соблюдаться, поскольку не должны мы выходить из послушания Матери нашей Церкви». А между прочим святость архиепископа Серафима Господь подтверждал явлением чудотворений и исцелений, как при жизни, так и по смерти.
После этого вместо укрепления Болгарской Церкви произошел еще один старостильный раскол, который не уврачеван и до настоящего времени. Сама же Болгарская Церковь, как корабль, получивший пробоину в корме, наполовину погрузился в море житейское. Лишь несколько болгарских приходов служат по святоотеческому календарному стилю, не выходя из Церкви.
Следствием обновленческой календарной реформы и стал современный церковный кризис БПЦ. Как же планирует Патриарх Неофит выводить церковный организм из кризиса? Ходят слухи, что он собирается способствовать введению болгарского языка в богослужение якобы для того, чтобы сделать его более понятным для большинства болгар. Но этой мерой он лишь углубит кризис и усугубит и без того плачевное состояние Болгарской Церкви. Доказательством этого является пример католической лжецеркви, которая на втором ватиканском соборе приняла решение перевести свои моления на современные европейские языки с той же целью - улучшения понимаемости и увеличения посещаемости костелов. Но в результате костелы окончательно опустели, так что ксендзы теперь вынуждены различными фокусами завлекать людей в свои молельни. Упаси Бог болгар последовать по этому тупиковому, гибельному пути!
Тяжелым, но реальным и единственно верным выходом для Болгарской Церкви из современного кризисного состояния является возвращение ее к апостольским и святоотеческим истокам, заветам святых равноапостольных Мефодия, Кирилла и князя Бориса. Если БПЦ вернется к святоотеческому календарному стилю, а также откажется от модернизма, экуменизма и обновленчества, то произойдет возвращение к ней старостильных раскольников, что создаст благодатную духовную волну. На этой волне произойдет оживление монастырской и приходской жизни. Заходя в храм, люди живо почувствуют, что здесь живет Дух Святой, и число прихожан возрастет, насколько это будет угодно Богу. Поправится и материальное положение духовенства, которое сумеет улучшить состояние духовного образования. Служение священника вновь приобретет свою привлекательность, и Господь призовет добрых пастырей из юного поколения, чтобы пасти Свое стадо. Так может произойти «тихая церковная революция», которая возродит Болгарскую Православную Церковь. Если же этого не произойдет, если патриарх Неофит и БПЦ пойдет по пути Ватикана, то ее неминуемо ожидает и та духовная смерть, в которой он сейчас пребывает с десятками тысяч патеров-педофилов, пустующими костелами и передачей их под капища сатаны.
Иван Милованов
Фото: Патриарх Неофит