на главную

«ЛЮБОВЬ КРЕПКА, КАК СМЕРТЬ»: Слово в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Слово в Неделю 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

Какие дивные эти жены-мироносицы! Как крепко уверовали они во Христа Спасителя и как сильно прилепились к Нему! Недовольно им было сопровождать Его в своей стране, в Галилее; идут вслед за Ним в Иерусалим, и здесь не оставляют Его, даже несущего крест, распятого и во гроб полагаемого. Пусть там видели они Его, окруженного славою чудес. Он исцелял, воскрешал, бесов изгонял и повелевал стихиями. Было бы дивно, если б они не стремились вслед за Ним. А то здесь Он всеми оставлен, уничижен, изъязвлен, распят, положен во гроб; а они все не оставляют Его, и зело рано заутра по субботе, презрев всякий страх, идут на гроб, да помажут тело возлюбленного, яко Бога, Иисуса. Вот верность даже до гроба! Вот постоянство, не колеблемое никакими превратностями!

Где же взяли они, слабые, такую силу?! В любви ко Господу нелицемерной. Любовь крепка, как смерть. Она всегда верует, всегда уповает, всегда остается преданною – и ни по каким причинам сторонним не согласится разорвать союза своего с любимым. Ею-то укрепляемые святые жены наперед в точности исполнили то, что потом Апостолы внушали всем: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч; ничтоже (Рим. 8, 35).

Прошлый раз словами Господа: «Не будь неверен, но верен» (см.: Ин. 20, 27 ) – я приглашал вас быть верными Господу. Вот ныне в таком разительном примере верности указывается нам и самое действительное к тому средство в любви. Итак, хотите быть навсегда верными Господу – возлюбите Господа. Коль скоро возлюбите – нечего будет вам и толковать о верности: ибо отличительное свойство любви есть постоянство в верности любимому.

Но, братие, говоря к вам: «Возлюбите Господа!», сам колеблюсь мыслию, опасаясь встретить от вас обличение себе в недоверии к вам; ибо всяко спросить вы можете: «Кому говоришь ты это: „Возлюбите Господа!"? Разве мы не знаем, что есть Господь наш для нас и что мы без Него? <…>»

Праведно это ревности по Господе исполненное оправдание ваше, братие! И я вместе с вами проговорю: «Как не любить Господа и Спасителя нашего, с любовию поклоняемого и славимого Ангелами и всеми святыми? Как не любить Христа Иисуса – Оправдание наше, Упование наше, Живот наш, Славу нашу, Помощника и Заступника нашего, Победителя смерти, ада и всех врагов наших? Как не любить нам такого высокого Благодетеля, благодеяния Коего слово человека достойно описать не может?!»

Но, братие, не любим словом только, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Ибо не в словах царствие Божие, но в силе (ср.: 1 Кор. 4, 20). Как нам не любить Господа? Это один вопрос, налагающий на нас обязательства любви. Но – любим ли мы Господа, это другой вопрос, приводящий к самоиспытанию и опасливому себя рассуждению. Станем же теперь пред судом истины с делами нашими, чтоб видеть, есть ли в нас в самом деле любовь, отсутствие которой в нас так должно быть изумительно. Вот как святитель Тихон [Задонский] научает нас производить сие самоиспытание!

Первое. «Любитель, – говорит он, – с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно не только в счастии, но и в несчастии. И если когда разлучаются друзья, – болезнуют, сетуют и плачут; ибо любовь не терпит разлучения от любимого. И хотя верные и любимые друзья телом иногда разлучаются, но духом и сердцами неразлучны пребывают: ибо любовь двух во едино совокупляет и связует. Так и кто любит Христа сердцем, тот со Христом всегда неразлучно быть желает, как апостол Павел, засвидетельствовавший, что он желание имел разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23), или как невеста, в Песни песней взывавшая: „Уязвлена есмь любовию аз" (ср.: Песн. 2, 5)».
Так ли сие у нас, братие?
Второе. «Любитель любимого всегда в сердце своем носит: ибо любовь в сердце место свое имеет и с любимым едино бывает. Так сын отца и друг любезного друга, хотя и отсутствующего, в сердце объемлет: чего ради часто о нем поминает, думает и разговоры ведет с другими. Так кто Христа, Сына Божия, любит, тот всегда в сердце своем духовно объемлет и носит Его, а отсюда часто о Нем поминает, размышляет и рассуждает о человеколюбивом и спасительном Его смотрении, Рождении, на земле пожитии, терпении, страдании, смерти, Воскресении, Вознесении, одесную Бога Отца сидении, и радуется о том, и удивляется тому, и со усердием Ему за то со Отцем и Святым Духом благодарит».
Так ли это у нас, братие?
Третье. «Любитель нраву любимого последует и подражает. Истинное дружество не может быть, как между добрыми и единонравными. Нет сообщения смиренному с гордым, трезвому с пьяницею, целомудренному с нечистым, милостивому с жестокосердым и хищником. Так и Христа любящий тщится последовать преблагим и Божественным нравам Его: бывает смирен и терпелив, и чистосердечен, милостив и сострадателен – ради единого того, что Христос есть таков и такие имеет нравы и добродетели».
Так ли сие у нас, братие?
Четвертое. «Любитель с любимым одинаково о всем мыслит, и не только мыслит одинаково, но и слова его, и обороты речи его себе усвояет и за честь себе ставит и приятность его словом свое слово подтвердить и его мыслию свою оправдать мысль: так Христа любящий умом Христовым о всем умствует и словом Евангельским о всем разглагольствует, и на все вопросы один с твердостию дает ответ: „Так Христос Господь Сам сказал и так повелел нам всем говорить и думать". Спроси Его: „Почему думаешь, что Бог, Единый по Существу, Троичен в Лицах?" – он ответит: „Так Христос Господь сказал". – „Почему думаешь, что Бог мир создал и о нем промышляет?" – „Так Христос сказал". – „Почему думаешь, что нам едино спасение в вере в Господа Распятого и Воскресшего?" – „Так Христос сказал". – „Почему так охотно Церкви повинуешься?" – „Так Христос повелел". – „Почему Таинства приемлешь?" – „Так Христос узаконил". – „Почему чаешь воскресения и жизни Будущего Века?" – „Так Христос уверил" – и прочее. И ни о чем не позволяет себе любящий Христа умствовать иначе, нежели как повелел Господь умствовать».
Так ли сие, братие, у нас?
Пятое. «Любитель волю любимого исполняет. Так и любящий Христа с волею Его святою во всем согласуется. „Любяй Мя, заповеди Моя соблюдает" (ср.: Ин. 14, 21), – говорит Сам Господь. Любитель любимого бережется оскорбить. Так любящий Христа Господа бережется всякого греха ради того единого, что им оскорбляется Христос. Любитель жалеет, когда любимого чем оскорбит; так любящий Христа, когда согрешит в чем пред Ним, сокрушается, жалеет, окаявает себя и со смирением и горячим исповеданием своего греха уничиженно падает пред Ним и сам себя считает всякого наказания достойным. Любитель любит и того, кого любимый любит. Так христианин, любящий Христа, любит всякого человека Христа ради. Любитель не любит того, чего не любит любимый. Так христианин любящий не любит мира, ни яже в мире, ибо любы мира вражда Богу есть (см.: Иак. 4, 4). Истинная любовь до того достигает, что любитель за любимого умереть не отрекается. Так и истинному Христову любителю приятнее всякую горесть и всякую смерть потерпеть, нежели от Христа и Христовой любви разлучиться».
Так ли все сие у нас, братие?
Таковы признаки и явления истинной любви к Господу нашему Иисусу Христу. Поставим их на одну сторону, а свои слова, дела, мысли, чувства и расположения на другую. И посмотрим, есть ли между тем и другим соответствие и сходство? Ах, братие, не пришлось бы нам после сего с недоумением вопросить: «Как же это не достает в нас любви, которой, казалось, нельзя бы не быть в нас?» Вместо уверения: «Кто ны разлучит от любви Христовой» (ср.: Рим. 8, 35), не пришлось бы со смятением и безпокойством поискать: «Кто научит и кто привлечет нас ко Христу Господу?!» Вместо самооправдания: «Как нам не любить Господа?!», – изъявить смиренное желание научиться, как полюбить Его любовию истинною!
Как бы ни ответила на сие совесть ваша, скажу вам, что если действительно есть у кого оскудение любви к Господу, то оно не от чего другого, как от присутствия любви к миру. Нельзя любить две противоположности – мир и Христа. Чем больше миролюбия, тем меньше Христолюбия; и, наоборот, чем больше Христолюбия, тем менее миролюбия. Это две весовые части, одна другую перетягивающие. Хотите усилить любовь к Господу, умальте любовь к миру погибельному и ко всему мирскому.
И в то же время начинайте ходить вернее в проявлениях любви Христовой. Где есть любовь, там она проявляется указанными выше действиями. И обратно можно. Пусть нет еще любви, начни ходить в действиях любви и стяжешь любовь. Начни с малого, оно приведет к большему, – и умножение действий любви умножит любовь, ибо труд разгорячает. И святые жены-мироносицы не вдруг так возгорелись любовию; но начали с малого расположения, а делами любви к Господу до того возвели любовь свою к Нему, что и в смерти не хотели разлучиться с Ним. И труд-то весь только до того времени, когда сердце сподобится вкусить любовь ко Господу, хотя мало. Когда же вкусит, тогда за сладость сию все отдаст, ничего не жалея и ничего себе не оставляя. Вкусите и увидите, яко благ Господь, – увидите, что все благо наше в Нем. А когда увидим сие, куда пойдем, когда в Нем найдем источник Живота Вечного?! Сие да дарует Господь всем нам молитвами святых жен-мироносиц. Аминь.

Святитель Феофан Затворник
Произнесено 3 мая 1864 года




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |