Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший со 2 по 5 февраля 2013 года принял ряд важных документов, один из которых - «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Этот документ касается проблемы глобализации и ее технологических аспектов. По словам участников Собора, в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам, а также позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия.
«Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обезпокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств», - говорится в документе.
По мнению архипастырей, вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. «Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека», - констатировали архиереи Русской Православной Церкви.
Они отметили, что основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). «Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни», - подчеркивается в документе.
«Церковь убеждена, - продолжают иерархи, - что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. <…> Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обезпечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека».
«Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)», - считают участники Собора.
«Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству», - заключили свое обращение к верующим по поводу развития технологий учета и обработки персональных данных архипастыри – участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года.
Но, несмотря на призыв Собора, отдельные священнослужители в этом вопросе проявляют недопустимое своеволие, посягающее на церковное единство. Так, на обновленческом сайте «Правмир» была опубликована глава из книги клирика Саратовской епархии игумена Нектария (Морозова) «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом».
Сразу следует отметить, что и журналист - Елена Балаян, - и игумен подобрались, что называется, «два сапога – пара». Е. Балаян - абсолютно мирской человек, чуждый какого-либо понимания духовной жизни. О таковых святой апостол Павел пишет: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14). И со своими вопросами она обратилась к игумену, который ранее уже зарекомендовал себя защитой содомитов, а до принятия монашества сам работал журналистом в газете «Аргументы и факты».
Что же интересует Е. Балаян в Православной Церкви? С чего она начинает беседу? С осуждения и поношения православных христиан, противостоящих антихристовой глобализации и открытому кощунству певцов-извращенцев Бориса Моисеева и «Мадонны». «Среди церковных людей есть те, - говорит она, - кого можно назвать маргиналами». К этой категории журналистка относит лиц, которых Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви называет «чадами Русской Православной Церкви», проявляющими «серьезную обезпокоенность введением новых электронных технологий».
Игумену Нектарию следовало бы предостеречь журналистку, видимо, мало знакомую с Заповедями Божиими и Священным Писанием, от тяжкого греха осуждения. Преподобный Авва Дорофей пишет: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: "он разгневался", и иное сказать: "он гневлив" и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Лк. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение - бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех».
Но ничего этого игумен ей, к сожалению, не сказал, а пошел на поводу у Е. Балаян, продолжив крайне грешный разговор, став соучастником греха осуждения. Не вспомнились ему слова преподобного Варсонофия Великого, что «слушать с удовольствием злословие есть также злословие и заслуживает равное с ним осуждение».
Но мало того, что игумен согрешил вместе с журналисткой Е. Балаян, он еще решил свой грех запечатлеть в книге и размножить многотысячным тиражом, что, безусловно, не делает ему чести. Еретическая или же просто страстная книга – это духовный яд. Вкушая его, читатель заражается богохульством и его душа, если он не кается, сходит в ад, увеличивая муку писателю.
Книга отца Нектария и журналистки Е. Балаян исполнена греха осуждения, которым они заражают и читателя. Но это не единственный ее недостаток. Игумен дерзает выступать против учения Русской Православной Церкви, выраженного ее Освященным Архиерейским Собором, и поддерживает светскую журналистку в поношении православных христиан, борющихся против электронного концлагеря, а также в защиту общественной нравственности от пропаганды содомии и прочих извращений.
Остается только недоумевать, почему во главе епархиального информационно-издательского отдела Саратовской епархии стоит человек, не знакомый с официальной позицией Русской Православной Церкви по важному вопросу новых технологий учета и обработки персональных данных или же (что тем более недопустимо) намеренно ее игнорирующий, сея соблазн в душах людей церковный и внешних.
Андрей Полунин
Фото: журналистка Е. Балаян