на главную

О благодати Св. Духа как нашем истинном блаженстве

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, с великим праздником Св. Троицы. Сошествие Св. Духа на Апостолов было венцом и последней целью божественного домостроительства о нашем спасении.

Прекрасно учит о спасительном для нас значении ныне празднуемого Церковью события св. Иоанн Златоуст в своих проповедях на день св. Пятидесятницы. Он говорит, что через ниспослание Св. Духа на Апостолов Господь даровал всем верующим в Него величайшие блага. С этого момента мы, для освобождения от греха и для своего освящения, принимаем от Св. Духа Его божественную благодать или Его дары: ведения, исцеления, пророчества, рассуждения и даже самую веру, ибо, по свидетельству Ап. Павла, никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. (I Кор.12, 3) Так проповедует св. Иоанн Златоуст о великих благах, дарованных нам сошествием Св. Духа на Апостолов.

В Священном Писании указываются и многие другие блага, которые подаются нам Святым Духом. Тот же Ап. Павел в послании к Галатам говорит: плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5, 22-23)

Впрочем, все эти дарования Духа можно назвать одним благом, именно — блаженством Царства Христова, которое мы получаем от Духа Святаго. Благодать Духа в ее различных и дивных проявлениях рождает в нас блаженство Царства Божьего. Поэтому она есть наше истинное христианское счастье. Недаром Господь Спаситель назвал Святаго Духа Утешителем. (Иоан. 14, 26; 15, 26; 16,7) Сие наименование говорит нам, что только от Духа Святаго мы можем иметь настоящее утешение во всех наших скорбях и через Его благодать еще здесь получить доступ ко всем радостям божественного Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенном призывании Св. Духа, хлеб и вино в таинстве св. Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христа. А св. Тайны Христовы являются источником величайшей нашей радости и предвкушением будущего райского блаженства.

Благодать Св. Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором Ап. Павел сказал: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим. (1 Кор. 2, 9-10)

Что может быть блаженнее того состояния, когда вся Божественная Троица вселяется в человека и он делается едино с Богом по благодати. Но это блаженное единение, по учению Христа, достигается через исполнение нами божественных заповедей. (Иоан. 14, 23) А соблюдать спасительные заповеди мы можем только при содействии дарованной нам возрождающей благодати Св. Духа. Следовательно, и по этой причине она есть наше истинное блаженство.

Наконец, мы так называем благодать и потому, что она, как учит св. Василий Великий, будет источником нашего блаженства в неизреченном и вечном царстве Христовом.

Вот какое спасительное значение имеет для нас сошествие Св. Духа на Апостолов. Они получили благодать Св. Духа, которая есть и наша благодать. Вместе с нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здесь заключается лишь в том, что эта благодать с ее чудными проявлениями и ее блаженством в Апостолах раскрылась сразу во всей полноте и доступном для человеческого естества совершенстве, а в нас, как учат св. отцы: Марк Подвижник, Блаженный Диадох, иноки Каллист и Игнатий, а вместе с ними и наш великий богослов еп. Феофан Затворник, сия благодать раскрывается постепенно, по мере исполнения нами божественных заповедей и, в особенности, посредством нашего покаяния и смирения. Но так же, как и в Апостолах, благодать Св. Духа может раскрыться в нас во всей возможной для нас полноте, если мы всем своим существом будем стремиться к ней, как к самому драгоценному сокровищу.

Такое великое устремление к благодати и было в жизни угодников Божиих. Ради сей благодати, как сокровища, скрытого на поле, или драгоценной жемчужины (Мф. 13, 44-45), святые оставляли все блага мира сего и никакие скорби и страдания не могли ослабить их благодатной ревности. А блаженные Христа ради юродивые даже сами искали этих скорбей и всевозможных страданий, лишь бы иметь в своем сердце сию благодать божественного Духа с ее райским блаженством. Они знали вместе с Апостолом Павлом, что по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. (2 Кор. 1,5)

К этой-то благодати или блаженству Царства Христова, как к самому высшему для нас благу и последней цели, к которой мы предназначены Богом, и призывает нас Господь, говоря: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. (Мф. 6, 33) Несомненно, это благодатное Небесное блаженство имел в виду и св. Ап. Павел, когда сказал: Горняя мудрствуйте, а не земная. (Кол. 3, 2) А наш великий Оптинский старец иеросхимонах о. Амвросий, согласно с этими апостольскими словами, увещевает нас жить так, как бежит колесо, которое всеми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своей точкой на одно лишь мгновение касается земли

Увы! Подавляющее большинство современных христиан не следует сему призыву, но всецело устремляется к благам земного счастья. Как никогда они обуреваются неудержимым влечением к радостям плотской страсти.

Открытый плотской разврат стал характерным признаком их жизни. Таким же отличительным свойством современных христиан является сребролюбие, которое побуждает в данный момент, несмотря на все наши культурные достижения, готовиться к небывалому по жестокости взаимному человеческому истреблению.

Печальнее всего то, что в этом гибельном устремлении к благам земного счастья современные христиане не могут остановиться, ибо не учение Христа, Апостолов, св. отцов, и даже не совесть являются для них жизненным руководством, а человеческий разум, плененный и ослепленный гордостью, которая толкает их на путь всевозможных заблуждений, ересей и богоборчества, не допуская даже малейшего прикосновения к ним доброго, спасительного воздействия.

Что же касается благодати Св. Духа, то не только христиане вообще, но подавляющее большинство православных христиан потеряло о ней всякое представление. Еще во времена прп. Серафима Саровского Мотовилов спрашивал его: что такое благодать Св. Духа и нельзя ли ему испытать ее действия? Мотовилов оказался исключительно счастливым человеком. Он встретился с величайшим угодником Божиим, желания и молитвы которого Господь исполнял незамедлительно. В ответ на слова Мотовилова прп. Серафим вознес к Богу сердечную молитву и тот час лицо его озарилось чудным благодатным светом. Вместе с этим Мотовилов ощутил дивные проявления благодати в душе своей и опытно узнал, в чем состоит блаженство благодати, или наше истинное христианское счастье.

Но Мотовилов искренно желал сей благодати. Поэтому Господь, при содействии молитв преп. Серафима, исполнил его желание. Будем и мы с вами, мои возлюбленные о Христе чада, всем существом стремиться к благодати, как цели всей нашей жизни. Будем помнить, что Сам Господь дарование нам этой благодати считал целью всех Своих страданий, вплоть до Своего восшествия на крест, сказавши ученикам: уне есть вам, да Аз иду, аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. (Иоан. 16,7) Вот почему св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святаго принимали в души свои верующие в Него… и чтобы действием сего Духа они обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам» (Слова прп. Симеона Нов. Богослова, вып. I, стр. 291)

Могут спросить: как же нам желать благодати Св. Духа и стремиться к ней, когда она уже есть в нас, когда мы получили ее в св. крещении и миропомазании и продолжаем получать ее в других таинствах Церкви? — Да, мы имеем в сердцах своих сию божественную благодать. Но когда мы тяготеем к земле и увлекаемся всецело счастьем земным, тогда Дух Святый отходит от нас Своей благодатью, и мы можем погибнуть навеки. Ведь в таком неудержимом устремлении к плотскому счастью и была причина гибели людей при всемирном потопе, перед которым Господь сказал: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть.  (Быт. 6,3) Да, мы имеем в себе благодать Св. Духа и, тем не менее, мы должны стремиться к ней, т. е. раскрывать и приумножать ее в себе, как учат св. отцы Церкви, посредством исполнения божественных заповедей, через покаяние и, в особенности, смирение. Покажем на деле свое стремление к благодати Св. Духа. Иначе сказать: будем неуклонно соблюдать заповеди нашего Спасителя, будем плакать о грехах своих, а больше всего смиряться перед Богом и людьми, чтобы Дух Святый, в силу нашего нерадения о христианской жизни, не отошел от нас, и мы не погибли бы навеки. Вот почему св. Церковь требует, чтобы мы всегда, а в особенности в сей праздник Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «прииди и вселися в ны». Она следует в данном случае увещанию великого Ап. Павла, который в послании к Евреем говорит: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией... будем хранить благодать. (Евр. 12,15. 28)

Поэтому пусть главнейшим предметом наших забот и стараний будет постоянная сердечная молитва о том, чтобы благодать Св. Духа всегда пребывала с нами, как источник истины, силы и радости в нашей жизни. Мы молились об этом вчера за всенощным бдением и сегодня за божественной литургией. Будем молиться об этом и сейчас за троицкой вечерней. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа буди со всеми вами». Аминь.

 

Архиеп. Серафим (Соболев)

Слово на день св. Пятидесятницы.

Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая в июне 1937 г.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
Елена

14 июня 2011 12:01

Информация
С праздником, дорогая редакция! Храни вас Бог!

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |