../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Св. прав. воин Феодор Ушаков

(память 23 июля / 5 августа)

Ф.Ф.Ушаков
Адмирал Русского Флота Ф.Ф. Ушаков
Художник О. Маслов

   Святой Феодор родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил он из древнего дворянского рода: родители его – Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична – были людьми благочестивыми и глубоко верующими. Вся жизнь его прошла под благотворным влиянием родного дяди – преп. Феодора Санаксарского.
   В шестнадцать лет Феодор был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который закончил через 5 лет с отличием и был отправлен на Балтийский флот, а затем в Азовскую флотилию.
   В 1778 году в тридцати верстах выше устья Днепра было устроено адмиралтейство, основаны порт и город Херсон, куда в том же году и прибыл капитан второго ранга Феодор Ушаков. Тем временем в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне объявили карантин. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. Не хватало лекарей, и их обязанности принимали на себя командиры. Здесь проявились не только исключительные способности Феодора Ушакова решать трудные и неожиданные задачи, но, главным образом, его великая любовь к ближним. Собственно, руководствуясь ею, он и принимал безошибочные решения, благодаря чему в его команде чума прошла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, оставляя их при команде.
   За умелые действия и приложенные при этом старания Феодор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден своим первым Орденом св. Владимира IV степени.
   В августе 1785 года на 66-пушечном линейном корабле «Святой Павел» Феодор Ушаков прибыл из Херсона в Севастополь, где планировалось строительство большой крепости, порта и военного селения.
   В августе 1787 года Турция объявила войну России. Вскоре произошла первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов, а в русской эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Феодор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. Турецкий флот всей мощью своей линии стал спускаться на русские корабли. И тут авангардный отряд Ушакова, «употребив старание и искусство», решительным маневром лишил турок возможности охватить русские корабли и взять их на абордаж, отрезав от основных сил два передовых вражеских корабля. Впервые в открытом бою малочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника.
   Вскоре, в начале 1790 года, получив чин контр-адмирала, Феодор Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом.
   Святой русский воин ясно понимал: победы нашему воинству дарует Господь и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Он знал, что в Санаксарской святой обители возносит молитвы о нем старец Феодор, уже приближавшийся в то время к исходу своего земного бытия. По возвращении в Севастополь командующий флотом Феодор Ушаков дал приказ, в котором говорилось: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу».
   В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Феодора Ушакова у мыса Калиакрия*.
   Освободившись на время от ратных дел, прославленный адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел теперь возможность более предаваться молитве: сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а, произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполненный доброты необыкновенной...»
   В 1798–1799 годах св. прав. Феодор Ушаков участвовал в освобождении острова Корфу и других Ионических островов от французов. На другой день после сдачи крепости Корфу, когда главнокомандующему на корабль «Святой Павел» были привезены французские флаги, ключи и знамя гарнизона, он сошел на берег и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия. А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей Угодника Божиего Спиридона Тримифунтского.
   За победу при Корфу Император Павел I произвел Феодора Ушакова в адмиралы. 26 октября 1800 года эскадра адмирала Феодора Ушакова вернулась в Севастополь.
   В 1804 году Феодор Феодорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой подытожил свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
   19 декабря 1806 года он подал Императору прошение об отставке. Душа адмирала, от младенческих лет возлюбившая Господа, просила покоя, уединения, молитвы. Он избрал для жительства тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нем его родной дядя – преп. Феодор. Монах и моряк – они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили Господу на том поприще, на которое Он их призвал.
   Началась Отечественная война 1812 года. Вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым Феодор Ушаков устроил госпиталь для раненых, пожертвовав деньги на его содержание.
   Остаток дней своих, по воспоминаниям современника Святого – иеромонаха Нафанаила – адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня, и погребен, по желанию его, в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора, по фамилии Ушакова же». Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным Старцем, чтобы отныне быть им вместе навеки.
   Когда наступили времена безбожных гонений на Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился Феодор Феодорович, был закрыт. Часовня, выстроенная над могилой адмирала, была до основания разрушена, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками.
   Но уже в годы Великой Отечественной войны воинская слава Феодора Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины к ратным подвигам. Был учрежден боевой орден адмирала Ушакова, который стал высшей наградой для воинов-моряков.
   Тогда же, в 1944 году, встал вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Святого оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии.
   В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Церкви. А 23 июля 2001 года состоялось прославление св. прав. воина Феодора в лике святых.

Святый победоносный воине
флотоводче Феодоре,
агарянское нашествие
от предел Таврических отгнал еси,
православных множество
от убиения избавил еси,
церкви Божии светло украсил еси.
Ныне прилежно Господеви молися,
сохраняя Отечество наше от глада,
болезни, меча и междуусобныя брани,
мир мирови даровати
и душам нашим велию милость.

Кондак св. прав.
воину Феодору Ушакову
Русский календарь

*Подробнее об этом событии см. здесь

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


 

Блгв. князь Роман Рязанский

(память 19 июля / 1 августа)

   Святые благоверные князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Почитание святых князей начинается с первых лет зарождения христианства на Руси, но особую значимость оно приобретает во времена монгольского ига. В первое столетие татарщины с разрушением монастырей почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным исторически сложившимся не только национальным делом, но и церковным служением. Татарское иго способствовало возникновению настоящего мученичества за Христа. Оно же освятило и ратный подвиг, смерть в бою как мученичество за веру.
   О подвиге рязанского князя Романа Ольговича, претерпевшего ужасную смерть в Орде в 1270 г., память сохранилась лишь в краткой летописной записи...

* * *

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, прославившихся во времена татарского ига, защищая христианскую веру и свое Отечество. Оба его деда погибли, сражаясь с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в постоянных покаянных слезах и молитвах) и своей Родине, он всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей).
Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может поменять истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он претерпел жестокие истязания: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 г.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом так: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»

   С 1854 г. ежегодно в Рязани совершается Крестный ход и молебен в день памяти святого князя Романа, а в 1861 г. в Рязани был освящен храм в честь этого святого князя-мученика.