Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Против иудеев

Святитель Иоанн Златоуст

(память 27 января / 9 февраля)
Слово 1

    Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда, как другие восхищали и усвояли себе блага, им [иудеям] ниспосланные, сами они отвергли их.
    Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов [Божиих]. Из чего это видно? Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф. 15, 26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами - язычников.
    Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. Блюдитеся от псов, - говорит об них Павел, - блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание (Флп. 3, 2-3).
    Видишь, как бывшие прежде чадами - сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? Елицы же прияша Его, - говорит евангелист, - даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12).
    Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, - говорит [святой Стефан], - жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитися (Деян. 7, 51), не только нарушением закона, но и не благовременным желанием соблюдать его.
    И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкого и изнурительного. Научитеся, - говорит Иисус Христос, - от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть. (Мф. 11, 29-30). <...>
    Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе. Если я решаю так сам собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими решение.
    Знаю, что многие уважают иудеев, и нынешние обряды их считают священными: потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение.
    Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка, - иудеи, конечно, не больше пророков заслуживают вероятия. Так, что же говорит пророк: Но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд (Иер. 3, 3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом.
    А лучше сказать, синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое (Иер. 7, 11)?
    И еще: оставил дом Мой, покинул удел Мой (12, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов.
    Конечно [иудеи] скажут, что и они покланяются Богу. Но это неправда: никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Ин. 8, 19). Какое еще можно привести свидетельство достовернее этого?
    Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет: там место идолослужения. <...>
    Не таковы наши церкви, нет: они истинно страшны. Ибо, где Бог, имеющий власть над жизнью и смертью; где так много говорят о вечных муках, об огненных реках, о ядовитом черве, о несокрушимых узах, о тьме кромешной, - то место страшно.

А иудеи ничего этого и во сне не видят, так как живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников. Это ли, скажи мне, заслуживает почтения и страха? Кто может утверждать это?
 


    
    Отчего женам представляется это страшным? Разве кто скажет, что и опозорившиеся слуги, не смеющие вымолвить слова и выгнанные из господского дома, страшны для [слуг] почетных и пользующихся свободою? Но это не так, нет. Корчемницы отнюдь не почетнее царских палат; а синагога безчестнее и всякой корчемницы, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов.
    А вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души иудеев.
    <...> Я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, [иудеи] не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его, а это свойственно людям в высшей степени злобным.
    Скажи мне: если бы ты увидел, что какого-нибудь почтенного, знаменитого и славного человека завели в корчемницу или в притон разбойников, и стали бы его там поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты стал уважать эту корчемницу или вертеп потому, что там оскорбляем был этот славный и великий муж? Не думаю, напротив: по этому-то самому ты почувствовал бы особенную ненависть и отвращение [к этим местам].
    Так рассуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою пророков и Моисея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их.
    Ибо, когда они говорят, будто пророки и Моисей не знали Христа и ничего не сказали о Его пришествии, то какое же еще может быть большее оскорбление для этих святых, как не обвинение их в том, будто они не знают своего Владыку и участвуют в нечестии иудеев? Значит, поэтому-то больше и следует ненавидеть их вместе с синагогою, что они оскорбляют святых тех.
    Но что говорить о книгах и местах? Во время гонений палачи держат в руках у себя тела мучеников, терзают, поражают бичами: так ужели их руки стали святы от того, что держали тела святых? Нисколько. Если же руки, державшие тела святых, скверны по тому самому, что держали беззаконно, то те, которые имеют у себя Писания святых и оскорбляют их столько же, как и палачи тела мучеников, ужели поэтому будут заслуживать уважение? Не крайне ли было бы это безумно?
    Если беззаконное держание тел [святых] не только не освящает, но делает еще более скверными держащих, тем более чтение Писаний без веры не может принести пользы читающим. Именно то настроение, с каким иудеи держат у себя [священные] книги, обличает их тем в большем нечестии.
    Не имея пророков, они не заслуживали бы такого осуждения; не читая книг, не были бы так нечисты и мерзки. Теперь же они не заслуживают никакого снисхождения, потому что, имея проповедников истины, питают враждебное настроение и к самим проповедникам и к Истине. Следовательно, поэтому-то они особенно мерзки и нечисты, что, имея пророков, пользуются ими с враждебным настроением.
    Поэтому умоляю вас уклоняться от их собраний, иначе произойдет немалый вред для немощных братий и немалый повод к гордости для иудеев. Когда они увидят, что вы, поклонники распятого ими Христа, выполняете и почитаете их (обряды); то как им не подумать, что все обряды их прекрасны, а наши ничего не стоят, так как вы, почитая и соблюдая эти последние, в то же время бежите к уничижающим их?
    Аще бо кто видит тя имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его, немощна сущи, созиждется идоложертвенная ясти (1 Кор. 8, 10).
    И я говорю: если кто увидит, что ты, имея знание, уходишь в синагогу и смотришь на [праздник] труб, немощная совесть его не расположится ли к почитанию иудейских обычаев?
    Падающий наказывается не за свое только падение, но и за то, что роняет других; равно как и устоявший награждается не только за свое мужество, но заслуживает уважения и за то, что и в других возбуждает ревность к тому же.
    Итак, избегайте и собраний, и мест, где бывают иудеи; и никто да не питает уважения к синагоге из-за [священных] книг, но из-за них-то пусть ненавидит ее и гнушается ею, потому что иудеи оскорбляют святых, не веря их словам и представляя их повинными в крайнем нечестии.
    И чтобы вы убедились, что книги не придают святости месту, но что душевное настроение собирающихся в нем оскверняет его, расскажу вам одну древнюю историю.
    Птоломей Филадельф, собирая отовсюду книги и узнав, что у иудеев есть Писания, преподающие учение о Боге и о наилучшем устройстве жизни, вызвал из иудеи мужей и чрез них перевел эти Писания, и положил их в храме Сераписа (он был язычник), где и доселе находится этот перевод пророческих книг. Что же? Ужели храм Сераписа из-за этих книг стал свят?
    Нет: сами они [книги] святы, но месту не сообщают святости, вследствие нечистоты собирающихся в нем. Так надобно судить и о синагоге. Если там не стоит идол, зато живут демоны. <...>
    Если же кто обвинит меня [за эти слова] в дерзости, я, в свою очередь, обвиню того в крайнем безумии. Ибо скажи мне: не нечестиво ли то место, где живут демоны, если даже и не стоит там идол? [А место], где собираются христоубийцы, где преследуют Крест, где хулят Бога, не знают Отца, поносят Сына, отвергают благодать Духа, где еще и находятся сами демоны, - такое место не более ли пагубно?
    Ибо там (в языческом капище) нечестие явно и очевидно, и не так легко привлечет или обольстит человека умного и здравомыслящего, но в синагоге иудеи, говорящие о себе, что поклоняются Богу, отвращаются идолов, имеют и почитают пророков, - этими словами устраивают только большую приманку и ввергают в свои сети людей простых и неразумных по их неосторожности.
    Значит, нечестие как у иудеев, так и у язычников, одинаково; но обольщение у первых действует гораздо сильнее, потому что у них не виден ложный жертвенник, на котором они закалают не овец и тельцов, а человеческие души. Словом: если ты уважаешь иудейское, то что у тебя общего с нами?
    Если иудейское важно и достойно почтения, значит, наше ложно; но если наше истинно, а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана. Говорю не о Писаниях, нет: они привели меня ко Христу, но о нечестии и безумии иудеев.<...>

(Печатается в сокращении)

    

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.