Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Краткие канонические суждения о летоисчислении

Архиепископ Феофан Полтавский

Окончание. Начало в № 2(20)

 

Архиеп. Феофан Полтавский (1874-1940)

   Вопрос: Не высказывалось ли пастырями Православной Церкви, на основании вышепоименованных правил церковных, особых суждений о стиле?
    Ответ: Высказывалось многократно - по поводу введения нового римского календаря - и в частных собраниях, и соборно.
    Доказательство: Доказательством сего служит нижеследующее. Прежде всего современник римской календарной реформы, Вселенский Патриарх Иеремия II, немедленно в 1582 г. осудил со своим Синодом новое римское летосчисление как несогласное с Преданием Церкви. В следующем же (1583) году, при участии Патриархов: Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, созвал Церковный Собор. Собор этот признал григорианский календарь несогласным с правилами Вселенской Церкви и с постановлениями Первого Вселенского Собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи.
    Трудами сего Собора явились: Соборный Томос, изобличающий неправоту и неприемлемость для Православной Церкви римского календаря, и Каноническое Соборное Постановление - сигиллион от 20 ноября 1583 г. В этом сигиллионе все три упомянутых Патриарха со своими Синодами призывают православных твердо и неуклонно, даже до пролития своей крови, держаться православного месяцеслова и юлианской пасхалии, угрожая нарушителям сего анафемою, отлучением от Церкви Христовой и собрания верных.
    О таковом решении Константинопольского Собора было сообщено Вселенским посланием всем Восточным Церквам, митрополиту Московскому Дионисию, Церкви Ионийских островов, знаменитому поборнику Православия в Западной Европе князю Константину Острожскому, Венецианскому Дожу Н. Доконте и папе Григорию XIII - главному виновнику церковной смуты и соблазна.
    В то время Александрийский Патриарх Сильвестр (1566-1590) в Окружном послании православным христианам Западной Европы говорит: «Последуя Отцам и Вождям нашим восточным и западным, по справедливости предпочтем древнее новому, ибо суждено однажды Церковию Православною никакого вообще новшества не принимати и ни от чего древнего не отступати».
    В течение последующих трех веков: XVII, XVIII и XIX многие Вселенские Патриархи решительно высказывались против григорианского календаря и, оценивая его в духе Соборного постановления Патриарха Иеремии II, увещевали православных избегать его.
    Так, нижеследующие Патриархи:
Кирилл I, занимавший Вселенский престол шесть раз и принявший от иезуитов в 1639 г. страдальческую кончину; Парфений I (1639-1644); Каллиник II (1688-1693), (1694-1702); Паисий II (1726-1733); Кирилл V (1748-1757); Агафангел (1826-1830); Григорий VI (1835-1840), (1867-1871) и Анфим VI (1845-1848) порицали римское счисление как враждебное Православному Востоку, расценивая это новшество в духе Патриарха Иеремии II.

    Кафолическую истину мы должны теперь определять не общецерковным сознанием, которого в настоящее время недостает нам, а общецерковным Преданием, согласным с древнею Церковью, когда относительно больного современного вопроса о церковном календаре никакого разделения не было, а наоборот было полное между всеми единомыслие, утвержденное на неоднократных Поместных соборах и областных Синодах.
    
Священное Предание - простой, ясный, доступный и для простых верующих критерий кафолической истины; по слову священномученика Киприана Карфагенского, «душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратятся к источнику Божественного Предания, заблуждение исчезнет». Или, по слову святителя Иоанна Златоуста, - «Предание есть, ничего более не ищи».

Феодосии Карульский, афонский старец-отшельник (1869-1937)


    Так, например, Патриарх Каллиник II совместно с Антиохийским Патриархом Афанасием (1686-1728) разъясняли Антиохийской пастве, что празднование Пасхи одновременно с латинянами есть отречение от установления Православной Церкви о постах, и применение уставов церкви римской есть измена Православию и отступление от святоотеческих заветов, гибельное для чад Православной Церкви. Поэтому всякий истинный христианин должен быть тверд в установлениях Православной Церкви и обязан праздновать Пасху и соединенные с нею праздничные дни и церковные времена применительно к практике Православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере. Подобно сему и с еще большим запрещением было Окружное послание Патриарха Кирилла V в 1 756 году, в котором говорится, что тот, кто следует Неботаиннику Павлу, рекшему в своем послании к галатам в главе 1, стих 8: Но и аще мы, или Ангел с Небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет, - таковые, -«иерей ли, мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе их и участь их будет с предателем Иудою и с богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует их мечем во вся дни жизни их и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да будет!»
    В 1827 г. Патриарх Агафангел отклонил предложение русских ученых о реформе церковного календаря.
    В 1848 г. Патриарх Анфим VI, совместно с прочими Восточными Патриархами: Александрийским Иерофеем, Антиохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом в Окружном послании Единой Кафолической Церкви, обращенном ко всем православным христианам, свидетельствует:
    «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть само тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих... Да держим исповедание, которое приняли от таковых мужей, святых Отцов, да отвращаемся всякого новшества как внушения диавольского, на что если бы кто-либо дерзнул или делом, или советом, или помышлением, - таковый отрекся уже от веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святаго, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах».
    Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошася в клятву яко в ризу (Пс. 108, 18),хотя бы то были папы, хотя бы Патриархи, хотя бы клирики, хотя бы миряне, аще бы и Ангел с небесе - анафема ему!
    В соответствии с этим на протяжении трех минувших веков со времени римской реформы календаря многие главы Церквей, как Патриархи, отвергали реформу календаря (в Палестине, Сирии, Египте, Архиепископы Кипра и т. д.), охраняя свою паству путем посланий и грамот, разъясняли им истинное значение григорианского календаря, оттеняя его связь с целым рядом новаторских измышлений папства*.
    В 1902-1904 гг. представители Православных Автокефальных Церквей: Константинопольской, Иерусалимской, Греческой, Российской, Сербской, Болгарской, Румынской и Черногорской официально высказались по вопросу о реформе церковного календаря. Результат оценки вопроса - в пользу отрицания календарной реформы как по мотивам вероисповедным, так и из опасения церковной смуты, могущей поколебать авторитет Церкви.
Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг. рассматривал вопрос о приспособлении к церковной жизни нового календаря и о новом, возможно наилучшем православном церковном календаре. По тщательном рассмотрении и исследовании сего вопроса, по соображениям церковно-каноническим, научно-астрономическим и техническим, Собор этот категорически обосновал пагубность всякого сближения с григорианским стилем, отдавая высокое предпочтение юлианскому.
    В результате сего Собор решил удержать старый стиль церковного счисления. В 1923 г. Российская Православная Церковь снова подтвердила решение своего Собора 1917-1918 гг. и отказалась принять в церковно-богослужебную практику григорианский календарь, невзирая на властное принуждение пленившей ее богоборческой власти большевиков. К этому побудило ее не только решение Патриарха Тихона с его Священным Синодом, но также и воля всего православного народа России, категорически отвергшего новый стиль, в чем именно и сказалось деяние всей Церкви, во всей полноте ея состава, как об этом свидетельствуют святители Востока в упомянутом выше послании 1848 г.
    Итак, РПЦ, самая многочисленная изо всех Православных Церквей, заключающая в себе почти 90 процентов всех православных христиан во всем мире, решительно отвергла новый стиль.
    И, наконец, земное наследие Царицы Небесной, Святая Гора Афон, как твердый оплот и истинный светоч Православия, в лице лучших своих представителей, невзирая на неоднократные попытки со стороны церковной и гражданской властей склонить их к переходу на григорианский календарь, отвергла это противоцерковное новшество и непоколебимо охраняет заведенный богоносными Отцами порядок празднования Святой Пасхи и всего православного месяцеслова - календаря.

 

    *Действие григорианского календаря изначально направлено на нарушение древних церковных устоев и является признанием неограниченной власти римского епископа, что противоречит Преданию Церкви. «Ибо кто не верует согласно с преданием Кафолической Церкви или через худые дела входит в общение с дьяволом, тот - неверный». Преп. И. Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: 1894.

 

 

 

 

«Церковный вестник», 1926 г.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.