Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

О христианском воспитании

Архимандрит Савва, настоятель монастыря Студеница

 

    Вопрос христианского воспитания и образования весьма актуален в наши дни. Не секрет, что мы живем в православной стране, но отнюдь не в православном государстве, а ведь когда-то Россия была таковым.
     А как же обстоит дело на Балканах? Из двух сербских государств одно - Республика Сербская в Боснии - уже более десяти лет считает Православие государственной религией (несмотря на присутствие на территории Республики западных «миротворцев», это, быть может, главное завоевание Радована Караджича сохраняется и по сей день). Во втором сербском государстве - Сербии и Черногории (до недавнего времени - Югославия) ситуация несколько иная, однако и здесь с недавних пор в школах официально вводится такой предмет, как Закон Божий. Правда, прозападные силы в правительстве Сербии пытаются заменить «опасный предмет» «альтернативными курсами», в этом им активно помогают отдельные изменники Православия, тесно связанные с международными экуменистическими кругами, в том числе с последователями А.Меня и другими московскими либералами. Но православный сербский народ давно раскусил этих людей, со времен Тито и Моше Пияде, пытающихся подорвать сами основы славянской народной жизни. Вице-премьер Жарко Корнч, которого в народе именуют «полномочным представителем двух меньшинств» («он и гей, он и еврей»!), Гаша Кнежевич и прочие «реформаторы» сразу же столкнулись с мощным сопротивлением сербского общества. Во главе этого сопротивления стоит Сербская православная церковь, многие представители которой хорошо помнят годы титовского атеистического террора, а ныне предостерегают паству от новомодного экуменизма.

Илья Числов,
Председатель Общества
Русско-Сербской дружбы

 

    Однажды пришлось мне беседовать в церкви с учениками старших классов. Пока я рассказывал школьникам историю монастыря, говорил об архитектуре храма, мраморных украшениях и росписях, называл важнейшие даты, ребята внимательно слушали. Но едва я заговорил о духовных подвигах святителя Саввы, как заметил улыбки, перемигиванье, послышался шум. Инициатором такого отношения стал учитель истории, сопровождавший детей. Но этого ему показалось мало, и вот он уже сам, перебивая меня, начал «развенчивать» Святителя.
     «Нам тут все время говорят: „Святой Савва! Святой Савва!" Но в чем же его святость? Разве он прилетел с Марса? Или, быть может, родился каким-то необычным образом? Нет, он родился, от Немана и Анны - так же, как и все мы. Почему же он тогда святой?» Он никак не мог успокоиться. Грешному человеку трудно смириться со святостью праведника.
     Я спокойно выслушал его до конца, а затем обратился к ученикам и спросил их: «Вы наверняка учили еще в средней школе, что есть темные небесные тела, которые ночью светятся, не так ли?»
- «Да, учили».
- «А как же они излучают свет, если они - темные?»
- «Это не их свет, а Солнца!» - хором ответили дети.
«Так вот, - объяснил я, - святой Савва свят не потому, что он прилетел с Марса или родился каким-то необычным способом, как тут пытался острить ваш учитель, но как раз потому, что, сознавая, что всякий человек темен и грешен, стремился просветиться божественным светом. Сам он никогда не называл себя святым, но - только грешным. Ваш учитель перебил меня и не дал нам прочитать одну надпись, вон там, под куполом. Видите, что там написано? «И меня, грешного иеромонаха Савву, помяни, Господи».
     Самой прекрасной чертой в человеке и главной его особенностью является способность чувствовать грех. На это способен лишь человек. Почему? Потому что только человека Господь сотворил по образу и подобию Своему. Из всех земных существ только человека наделил Он знанием и разумом. Человек подобен Богу, ибо обладает словесной и разумной душой, способной познавать Бога и, познавая Его, познавать себя, т.е. видеть и оценивать каждый cвой поступок в этой жизни, каждый взгляд, каждое движение, каждый жест, каждое действие. Заметив собственную ошибку, он способен восстать против нее, исправиться и очиститься от греха. Это свойственно лишь человеку. Так и святой Савва - святость его не от чего-то другого, но от осознания собственной греховности, очищения себя и просвещения всего естества своего божественным светом».
    Дети были на удивление серьезны, и на лицах их я прочел полное понимание всего сказанного.
    Учителю же я сказал так: «Вы говорите, что признаете за каждым его личное мнение. Почему же Вы тогда не уважаете свободу совести Ваших учеников? Вот перед нами дети, и я уверен, что 99% из них - верующие. Зачем же Вы силой навязываете им свою веру. Ведь атеизм - тоже религия, на мой взгляд, самая отсталая и примитивная, самая разрушительная... Все мы, отвечающие за детей: и учителя, и преподаватели, и священники, и родители, каждый из нас - оказываем влияние на своих воспитанников. В зависимости от того, каким образом мы их окормляем, мы либо рождаем их для жизни, либо убиваем. Как окормляете Вы этих детей, Вы же их убиваете!».
     И я рассказал им всем один случай, произошедший совсем недавно. Ко мне пришла одна женщина, преподаватель гимназии, и спросила, виновата ли она в том, что одна из ее учениц покончила жизнь самоубийством? На вопрос, каковы были ее взаимоотношения с этой девочкой, учительница ответила, что любила ее как родную дочь, любила прежде всего за необыкновенную искренность. И добавила: «Должна признать, что эта ее искренность и была причиной, по которой я уделяла ей больше внимания, чем моим собственным детям. Однажды, на перемене, эта девочка подошла ко мне и спросила: „Скажите, а Вы верите в Бога?" Такой вопрос застал меня врасплох, и я не знала, что ответить. Сказать, что не верю? Но как скажешь, если на самом деле я верующая. А сказать, что верю, я не смела: потеряю работу, а это мой единственный кусок хлеба. Лучше всего было бы промолчать, но так поступить я тоже не могла: весь класс обступил нас и с огромным интересом ждал, что же я отвечу. С тяжелым сердцем я сказала: „Не верю". И она тотчас ушла. И покончила с собой. Виновна ли я в этом?»
    «Вы сами все сказали, - ответил я, - Вы убили это дитя». Каждый ребенок созревает не только физически, но и духовно. И насколько важно следить за его правильным физическим развитием, настолько же важно и даже еще важнее - следить за развитием духовным. Каждый человек рано или поздно оказывается в состоянии духовного выбора, подобного тому, перед которым стоял наш святой благоверный князь Лазарь на Косовом поле... Человек сотворен по образу и подобию Божию, природа его стремится к Богу, но происками лукавого сатаны, впервые подбившего человека на грех, он - через грех - отдален от Бога. И потому пребывает перед постоянной дилеммой... Кому первому поверит ребенок в критический момент?.. Тому, кто для него „главный авторитет". Такой человек пользуется его неограниченным доверием. Из Ваших слов следует, что Вы были таким авторитетом для Вашей ученицы. Потому-то она и обратилась с подобным вопросом именно к Вам. Она была достаточно чуткой, чтобы заметить, что Вы - верующая. Поэтому и открылась Вам в момент духовного кризиса. Она стояла перед выбором.
    И когда Вы - из страха - оказались неискренни по отношению к ней и сказали не то, что чувствуете и признаете, она потеряла к Вам доверие и, в результате, оставшись одна, утратила и смысл жизни - и сделала то, что сделала. Поэтому Вы несете полную ответственность за ее смерть».
    Таково было воспитание и таковы были воспитатели наших детей во времена безбожного коммунистического режима. Учителей тогда буквально заставляли убивать детей с помощью системы извращенного воспитания.
    Кто же сегодня воспитывает наших детей? Программу по Закону Божию составляют те, кто с гордостью именуют себя экуменистами. На съезде преподавателей Закона Божия в Кралеве, организованном нашим Министерством по делам религии, я прямо поставил вопрос об этом. Что это за Закон Божий, в который не включена «Молитва Господня „Отче наш"? Где не говорится ни о заповедях Божиих, ни о христианских добродетелях, где нет ни упоминания о Святых Таинствах, ни объяснения основы всего - Символа Веры? Министерская программа ясно говорит о том, какой вере учат наших детей - их учат безверию. Конкретно, их учат отступничеству от Православия. К сожалению, даже в духовных школах - на ключевых постах! - встречаются подобные кадры. Куда смотрят священники, куда смотрят епископы: уже четвертый год программу по Закону Божию в средней школе курируют сектанты-экуменисты...
    Слава Богу, есть настоящие верующие среди преподавателей, среди нашей интеллигенции - работники просвещения, большая часть преподавателей Закона Божия. Совесть не позволяет им придерживаться подобной программы. Но едва они укрепили свои позиции, последовало давление со стороны господина Игнатия и его ассистента Гаши Кнежевича, со стороны их международных суфлеров! Нам говорят, что мы не можем шагать не в ногу с Европой. Какая Европа?! Маркс, Дарвин, Ницше, Ленин - это Европа? Или мы со Христом перестаем быть Европой? Разве святой Савва не принадлежал Европе? Был величайшим европейцем - и более того. Разве сербский народ не был Европой? И под игом турецким был он Европой, ибо дышал духом святого Саввы, и дух этот ощущался повсюду в христианской Европе... Просвещение без веры в Бога - это не просвещение, а помрачение.
Говорят: «Народ, возвращается к вере». Правильно! Поэтому, нечего слушать разных экуменистов, которые пытаются лишить наш народ его естества.

Перевод с сербского
И. Числова

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.