Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ

 

Свт. Сильвестр и иудеи

(Из жития, составленного свт. Димитрием Ростовским)

 

   Святой Сильвестр окормлял христианскую паству в Риме с 314 по 335 годы.
В то время царствовал благочестивый Царь Константин Великий. Он издал указ о прекращении гонений на христиан, чтобы никто не дерзал больше хулить имя Христа, приказал запереть идольские храмы и прекратить языческие жертвоприношения, а христиан, находящихся в изгнании и заключенных в темницах, освободить и вернуть на родину.

   Тогда к достохвальной Елене, матери царя, приступили лукавые евреи и сказали:
    - Хорошо поступил царь, сын твой, что оставил нечестие и ниспроверг идольские храмы; но нехорошо, что он уверовал в Иисуса и чтит Его, как Сына Божия и Истинного Бога, тогда как он был еврей и волшебник, прельщавший людей разными привидениями. Его, как преступника, Пилат, после мучений, повесил на кресте. Ты, царица, должна вывести царя из такого заблуждения, чтобы Бог не прогневался на него.
    Царица Елена уведомила о том сына своего, Константина. Тот пригласил иудеев в Рим, чтобы здесь вступили они в состязание о вере с христианскими епископами. Собралось множество ученых евреев. Между ними был один раввин по имени Замврий, который не только изучил в совершенстве еллинскую философию и еврейские книги, но в то же время был и великим волшебником.
    Настал день препирательства евреев с христианами. Сначала евреи потребовали, чтобы со стороны христиан на прение с ними выступили 12 мудрейших христиан, но свт.     Сильвестр воспротивился им:
    - Мы полагаемся не на множество людей, но на Бога, всех укрепляющего, призывая Которого на помощь, говорим: Восстани, Боже, рассуди имя Твое! (Пс. 34, 23)
    - Это - слова из нашего писания, - возразили иудеи, - ибо наш пророк написал их.
    Свт. Сильвестр же ответил:
    - Правда, сначала вам сообщено было писание Ветхого Завета и проповеди пророков, но они в то же время и наши, потому что в них говорится много о Христе, Господе нашем. Наш спор должен основываться на ваших книгах, ибо вы скорее поверите книгам своим, чем нашим. Поэтому мы покажем вам истину, коей вы противитесь, на основании ваших книг.
    Тогда евреи начали говорить христианам следующее:
    - Вседержитель наш Бог в книге Второзакония говорит: видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене (Втор. 32, 39). Как же вы называете Богом Иисуса, Который был простым человеком и Которого отцы наши распяли? Как вы вводите трех богов: Отца, в Которого и мы веруем, и Иисуса, называя Его Сыном Божиим, а третьего Бога называете Духом? Веруя так, разве вы не идете против Создателя всего, Бога, учащего, что других богов, кроме Него, нет?
    - Это - не наши слова, но откровение Божие, содержащееся в книгах Божиих, - отвечал епископ. - Прежде всего, пророк и царь Давид, предвозвещая восстание отцов ваших на нашего Спасителя, сказал: вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным; ... собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 1-2). Итак, здесь, называя Его Христом и Господом, он указывает не одно лицо, а два. А что Христос есть Сын Божий, об этом возвещает тот же пророк такими словами: Господь рече ко Мне, Сын Мой еси Ты, аз днесь родих Тя (Пс. 2, 7). Иной родивший и иной - рожденный!
    - Говоря, что Бог родил, ты безстрастного делаешь страстным. Каким образом и Сын, рожденный в известное время и имевший временное бытие, может быть Богом? Ибо то слово днесь указывает на известное время и не позволяет признавать Сына вечным Богом.
    - Мы не говорим, что в отношении к Богу имело место рождение страстное; мы исповедуем, что Божество безстрастно, и что рождение Сына было таким, каково бывает рождение слова из мысли. Мы не вводим учения о временном рождении Сына от Отца, но веруем в вечное рождение Его, не подлежащее условию времени, ибо знаем, что Творец времени есть Сын вместе с Отцом и Духом, а Творец времени Сам не находится под временем. Выражение же: Аз днесь родих Тя рождение, которое имело место в известное время и совершилось во плоти, принятой ради нашего спасения. Пророк знал, что Христос - Бог предвечный, почему и говорит: Престол Твой, Боже, во век века (Пс. 44, 7). Предвозвещая же имевшее совершиться в последующее время воплощение, он сказал: Сын Мой еси Ты, днесь родих Тя. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его вся сила их (Пс. 32, 6). Итак, здесь упоминает он о Трех лицах: Боге - Отце и Сыне, Которого называет Словом ради Его вышнего и безстрастного рождения, и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: Духа Твоего святаго не отыми от мене (Пс. 50, 13). И опять: Камо пойду от Духа Твоего? (Пс. 138, 7) Сими словами пророк ясно показывает, что существует Дух Святой, Который наполняет Собою все. И еще говорит: Послеши Духа Своего, и созиждутся (Пс. 103, 30). Не Давидом ли все это сказано? Но и Боговидец Моисей в книге Бытия приводит такие слова Божии: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). С кем же тогда говорил Бог, если с Ним не было какого-то другого Лица?.. Итак, нужно предположить, что был Кто-то Иной в беседе, с Кем Бог сказал те слова: по образу Нашему. Этот Иной должен был быть таким, Который бы имел одинаковое существо с говорящим Богом. Кто же это мог быть, как не Сын, Который единосущен Отцу, равен с Ним по славе и власти, будучи неизменным образом Божиим? Что же мы вводим нового, когда веруем и утверждаем, что существуют Отец и Сын и Святой Дух?
    Иудеи сказали:
    - Не о том мы пришли говорить, один ли Бог или три, а о том, что Назарянин - не Бог. Он был не Бог, а человек, рожденный от людей и живший с грешными людьми, евший и пивший с мытарями и, как пишется о нем в Евангелии, он был искушаем от диавола, потом предан учеником, взят, осмеян, избит, напоен желчию и оцтом, лишен одежд, разделенных между воинами по жребию, пригвожден ко кресту, умер и погребен. Как такой может назваться Богом?
    После этого начал говорить святой Сильвестр:
    - Не трех Богов мы признаем, но исповедуем Единого Бога, Которого почитаем и Которому поклоняемся, как Сущему в трех лицах, или ипостасях. Бог, приведший все в бытие, когда создал человека и увидел его склонившимся ко всякому злу, не презрел погибающего дела рук Своих, но соблаговолил, чтобы Сын Его, пребывая нераздельно с Ним (ибо Бог находится везде), сошел к нам на землю. Итак, Он сошел и, родившись от Девы, стал под законом, да подзаконные искупит (Гал. 4, 4-5). А о том, что Он имел родиться от Девы, предсказал божественный пророк Исайя в таких словах: Се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14). Имя же это, как и вы знаете, указывает на пришествие Божие к людям и в переводе на греческий язык значит: с нами Бог.
    Иудеи возразили:
    - В нашем еврейском тексте книга пророка Исаии не имеет в себе выражения: дева, но упоминает об отроковице - молодой женщине; вы исказили писание, написав в своих книгах вместо отроковица слово - дева.
    - Не все ли одно и то же, что отроковица, что девица? Пророк Исаия от лица Божия сказал Ахазу: Даст Господь вам знамение. Какое же? Се Дева во чреве зачнет... Если же вы говорите, что пророк говорил не о деве, а об отроковице и что отроковица - не дева, то и обещанное пророком знамение не может называться знамением, ибо если отроковица, вышедшая замуж, родит, то тут нет никакого чуда, но дело обычное. Родить же, не входя в общение с мужем, есть действительно чудо. Мы не исказили Писания, написав вместо отроковицы деву, но скорее точно выразили его мысль, чтобы яснее можно было увидеть в сем оное пречудное Божественное знамение, превосходящее естество человеческое. Кто же из людей родился без семени мужеского, кроме Адама, созданного из земли, и Евы, сотворенной из ребра его? А так как Дева чистая зачала без мужа от Святого Духа, то это и должно считаться Божиим новым и преславным знамением.
    - Но так как рожденный от Марии назван не Еммануилом, а Иисусом, - возразили иудеи, - то, значит, он не тот, которого обещал Бог чрез пророка, а другой?
    Святой Сильвестр отвечал:
    - В Священном Писании иногда вместо имени указывается на деятельность того или другого лица, как, например: Нарецы имя ему: скоро плени, нагло расхити (Ис. 8, 3). Если в самом деле никогда не было того, кто назывался бы таким именем, то все-таки, так как Христос должен был победить врагов и взять у них добычу, вместо имени Его пророком указаны те дела Его, которые Он должен был совершить. В каком смысле тот же пророк говорит об Иерусалиме: Наречешися град правды (Ис. 1, 26)? Хотя никто никогда не звал тот город городом правды, а все зовут его обычным ему именем - Иерусалим, но так как в то время Иерусалим исправился пред Богом, то поэтому от события, в нем совершившегося, ему дано в пророчестве имя - город правды.
    Приводя эти и многие другие свидетельства святых пророков о Христе Господе, святой Сильвестр победил евреев, ибо, так как Сам Дух Святой говорил его устами, он ясно доказал, что Христос есть Истинный Бог, рожденный от Девы.
    Тогда евреи сказали:
    - Какая нужда была Богу родиться во плоти человеческой? Разве Он не мог иначе спасти человеческий род?
    Святой отвечал:
    - Диавола должен был победить тот, кто был им прежде побежден. Им побежден был человек, рожденный не обычным порядком естества, но созданный из земли и притом из земли чистой и непорочной. Из такой земли была создана для нашего прародителя плоть, которую оживотворило божественное дуновение. Но если всезлобный диавол победил такого человека, то нужно было, чтобы и сам он был побежден таким же человеком. А таков и есть Господь наш Иисус Христос, рожденный не по обычаю и закону естества, но из чистой и святой девической утробы, подобно тому, как Адам произошел из незараженной грехом земли. И как Адам был оживлен дуновением божественным, так и Сей воплотился под действием Духа Святого, сошедшего на Пресвятую Деву, и стал совершенным Богом и совершенным человеком - во всем, кроме греха, имеющим два естества - Божеское и человеческое, но в одном лице; и поэтому человеческая природа страдала за нас, а Божества - оставалась безстрастной. При этом святой привел такой пример:
    - Когда дерево, озаренное лучами солнца, посекается топором, то с посекаемым деревом луч солнечный не посекается. Так и человечество Христово, соединенное с Божеством, если и претерпело страдания, то эти страдания не коснулись Божества.
    Эти доказательства, приведенные святым Сильвестром, царь и весь синклит одобрили и признали его победителем в споре, потому что евреи не могли уже более сказать что-нибудь против Сильвестра.
    Но упорные евреи не вразумились словами святого Сильвестра, а волхв Замврий попросил царя, чтобы тот приказал привести свирепого быка с тем, чтобы с помощью волхования продемонстрировать на нем «истинность» иудейской религии. Он предложил святому:
    - Хочу доказать силу нашего Бога, ибо если я пошепчу быку на ухо, то он тотчас издохнет.
    Подойдя к быку, Замврий пошептал ему что-то на ухо, и бык тотчас же, испустив сильный рев, затрясся и пал мертвым.
    Тогда Сильвестр сказал иудеям:
    - Не в ваших ли книгах написано, что сказал всемогущий Бог: Аз убию, и жити сотворю: поражу, и Аз исцелю (Втор. 32, 39)? Если Замврий именем Божиим убил быка, то пусть он и воскресит его тем же именем. Ибо Бог есть Бог, творящий добро, а не зло. Пусть Замврий оживит быка тем же Божиим именем, которым умертвил его, и я обращусь в его веру. Если хочешь, я сам покажу тебе силу моего Христа в том, что чрез призывание Его святого имени я воскрешу того быка, которого ты убил.
    - Напрасно ты, Сильвестр, хвалишься, - возразил Замврий, - не может того быть, чтобы бык ожил!
    Епископ же, преклонив колена, помолился усердно и со слезами Богу, а потом, вставши и подняв руки к небу, произнес:
    - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий и Боже, Ты, Который можешь умерщвлять и оживлять, поражать и исцелять, благоволи чрез призвание пресвятого и животворящего имени Твоего оживить того быка, которого Замврий умертвил чрез призвание бесов, ибо наступило время совершиться чудесам Твоим для спасения многих; услышь меня, раба Твоего, в сей час, чтобы прославилось пресвятое имя Твое!
    После молитвы он подошел к быку и громко произнес:
    - Если проповедуемый мною Иисус Христос, рожденный от Девы Марии, есть Истинный Бог, то поднимись и стань на ногах своих, и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток!
    Лишь только святой произнес это, как бык тотчас ожил, встал и стоял тихо и спокойно. Святой сказал:
    - Ступай туда, откуда пришел, и никому не причиняй вреда, но будь тих; так повелевает тебе Иисус Христос, Бог наш!
    И бык ушел тихо, хотя прежде был крайне свиреп. Увидев это, все воскликнули:
    - Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!
    И все бывшие здесь иудеи во главе с Замврием и безчисленное множество народа обратились к Истинному Богу, крестились и присоединились к Христовой Церкви.


 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.