Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

 

 

Поучения из «Пролога»

К ПРАВОСЛАВНЫМ, ЖИВУЩИМ МЕЖДУ РАСКОЛЬНИКАМИ
(Из жизни свт. Иоанна Златоуста)

    
    

Почему это, православные, у живущих между вами, именующих себя староверами, никогда нет чудес, и почему это они, веруя по одним и тем же старопечатным книгам, все-таки постоянно ссорятся между собою и клянут друг друга, и одни носят название поповцев, другие безпоповцев, третьи странников, четвертые бегунов, пятые подпольников и т. д.? А это вот почему: потому что живущие между вами староверы суть еретики и раскольники. Еретики: ибо примешивают к православной вере свои ложные учения; раскольники: ибо отделились от Православной Церкви. А у таких людей, знайте, что никогда не было и не будет чудес, и гнев Божий как прежде был над ними, так и всегда будет.
При жизни св. Иоанна Златоуста был в Антиохии один муж, ослепленный Маркионитскою ересью, который делал православным много зла. Однажды жена этого человека впала в жестокую болезнь, лечилась у многих лекарей, но ни один из них ей не помогал. Тогда муж ее призвал еретиков-маркионитов в дом свой и стал умолять их, чтобы они помогли жене его своими молитвами. Еретики вняли мольбе и, как сказано, «с прилежанием многим моляхуся за ню безпрестанно, по три дня и более, и ничтоже успеша». После такой безуспешной молитвы, жена сказала мужу: «Я слышала, что некоторый пресвитер по имени Иоанн, живущий у епископа Флавиана, что ни попросит у Бога, все дает ему Бог, и что этот Иоанн многие чудеса творит. Умоляю тебя, сведи меня к нему, чтобы он помолился о нем. Маркионитяне не помогли мне нисколько, и из этого я заключаю, что вера их не есть правая; ибо если бы вера их была правая, то услышал бы Бог их моление обо мне». Муж послушал слов жены своей, привел ее к православной церкви и, как еретик, не смея внести жену свою в самую церковь, положил ее при дверях храма и послал сказать епископу и бывшему тогда пресвитером св. Иоанну Златоусту, что он просит у них исцеление жене своей. Епископ и Иоанн пришли к церкви, и первый сказал мужу и жене: «Если отречетесь от своей ереси и присоединитесь к св. Соборной и Апостольской Церкви, то получите от Христа Господа исцеление». Муж и жена усердно обещались поступить так. Тогда Иоанн велел принести воды, епископ благословил ее, а Иоанн после сего возлил ее на болящую. Последняя тотчас же встала и стала совершенно здоровою. Муж и жена, видя совершившееся над ними чудо, приняли Православие, и все православные жители города чрезвычайно обрадовались этому, а еретики были посрамлены и стали изливать свой гнев на Иоанна, называя его волхвом и чародеем.
    За это, впрочем, они скоро и были наказаны. Когда маркионитяне однажды во множестве были в своем храме, в Антиохии произошло землетрясение; храм, где были еретики, разрушился и похоронил под своими развалинами всех бывших в нем. Между тем должно заметить, что из православных от землетрясения никто не пострадал, и все остались целы. Видя все это, оставшиеся в живых еретики и язычники познали Силу Христову, стали разрушать свои храмы и капища и массами присоединялись к св. Православной Апостольской Церкви.
    Из этого повествования ясно, как видите, открывается то, что у еретиков и раскольников никогда не было и не будет чудес, и что гнев Божий всегда пребывал и пребывает на них. И это последнее может быть еще доказано и нашей отечественной историей. Когда, при малолетних царях Иоанне и Петре Алексеевичах, раскольники после прений о вере в Грановитой палате вышли из нее и вошли на Лобное место с криками: «Победихом, победихом!». «Тогда, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - Сам Господь Бог, не стерпев хулений тех на Церковь Свою, обличи еретическое мудрование их внезапною казнью: злый бо дух порази предводителя еретического Никиту Пустосвята, и абие пад на землю Никита оцепене и бесновашеся. Тогда все людие, видяше на нем Божие отмщение, познаша, яко явный еретик есть Никита и хульник Церкве святые и враг Божий» (Розыск, ч. 3, гл. 22, л. 40 на об.).
Что сказать после сего в заключение? Скажем вам, братие, словами апостола Павла: не бывайте ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, и в коварстве козней льщения (Еф. 4, 14). Аминь.

(Пролог, 13 ноября)

 

К ПРИХОЖАНАМ, ЖИВУЩИМ СРЕДИ РАСКОЛЬНИКОВ
(Поучение от Лимониса о ходящих к церквам латинским и жидовским и прочих иных вер)

    Православные не должны ходить к раскольникам слушать совершаемые ими службы.
    Когда кого-нибудь из вас раскольники приглашают в свои моленные для слушания их службы, то вы, как мне известно, не отказываетесь от этого и с удовольствием ходите к ним, не видя в этом для себя ничего предосудительного. Иные даже, возвращаясь оттуда, с восторгом рассказывают, что у такого-то уж так хорошо служба шла, что мы у него словно сладкого меда вкусили! Не знаю, братие, может быть, и на самом деле у раскольников хорошо служба идет, но только ходить к ним на службу положительно не следует; а почему, сейчас узнаете.
    Один монах, живший в монастыре преп. Феодосия, хотя был и православный, но, по своей простоте, мало обращая внимания на различия вер, часто выходил из келлии и отправлялся в церкви или египтян, или армян, или других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службу, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то как хочешь, чтоб над тобою был совершен обряд погребения: по-египетски ли, или по-армянски, или по другой какой еретической секте, или по-православному?» Старец отвечал: «Не знаю». Тогда Ангел сказал ему: «Так размысли о себе; через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь». По явлении Ангела инок пошел за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушавши их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: «Да уж не ходишь ли ты к церквам иноверных?» - «Да, - отвечал инок, - где застану пение, там и слушаю его; армянское ли оно, египетское ли, или другое какое еретическое, - мне все равно». Прозорливец тогда воскликнул: «Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твое хождение в церкви к тем, которых отметают правила соборов и святых отец! Образумься скорее; и когда придет к тебе Ангел, тотчас скажи ему: отселе хочу православным быть!»
    Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: «Ну что, ты размыслил о себе?» - «Да, хочу православным быть», - отвечал старец. «Хорошо ты это сделал, - сказал ему Ангел, - ибо теперь только и освободил душу свою от муки». И после сих слов Ангеловых старец тут же скончался.
    Чем, братие, после сей повести заключить мне к вам свое предостережение? Заключаю словами, поставленными в конце её: «Се же все бысть нам на образ учения, да не слушаем пения латинского, ни армейского, и ни прочих еретик; но в вере, в нейже есмы, к той церкви идем, и причастие приимем, да не погубим труда добродетельного, и с нечестивыми да не осуждени будем от Господа, Ему же слава ныне и присно, и во веки веков». Аминь.

(Пролог, 3 декабря)

 

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.