Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН

    Святая Матерь наша, Церковь Православная, заповедует нам не только иметь и благоговейно хранить, но и благочестно почитать святые иконы Христа Спасителя нашего, Его Пречистой Матери и прочих святых, а если надо, то и жизнь отдать, защищая догмат об иконописи. И мы, православные христиане, покланяемся им не как Богу, но как святым изображениям Христа Бога и Его святых угодников.

 
В храме г.Ораховац на Косове
Фото: www.srbija.sr.gov.yu

 

    Преподобный Иоанн Дамаскин - замечательнейший христианский песнописец и богослов, скончавшийся в 776 году За его ревностную защиту святых икон против иконоборцев ему была отсечена правая рука, но, по изволению Божию, вновь приросла к телу. (Память его празднуется 4 декабря).
    А святому Феодору Студийскому с учеником его, блаженным Николаем, пришлось много пострадать от руки злочестивого Льва, так как они особенно сильно и смело противодействовали злочестию царя. Сначала они были сосланы царем в местность близ озера Аполлониадского, в крепость Метопу. Оставаясь здесь в темничном заключении целый год, они все-таки продолжали проповедовать истинное учение о почитании святых икон и успели многих отвратить от ереси. Услыхав об этом, царь отослал их в восточные страны. Здесь они были заключены в темницу, где, по приказу царя, не могли ни с кем беседовать. Но исповедники, не имея возможности устно поучать людей благочестию, проповедовали свое учение письменно. Они отправляли из темницы к верующим свои послания и таким образом словно громогласными трубами разрушали еретические учения, как стены иерихонские, исправляя и восстанавливая разрушаемые еретиками догматы благочестия. Узнав об этом, царь послал жестокого воина по имени Анастасий наказать их. Анастасий, прибыв на место, подверг исповедников жестокому истязанию, нанеся им ужасные раны, от которых их тело разрывалось на части. Отправляясь обратно, мучитель опять запер блаженных в темницу, закрыв совершенно к ним вход, и приказал морить их голодом. Страшные муки пришлось испытывать святым узникам как от ужасных ран, так и от голода и жажды, ибо стража подавала им хлеба и воду лишь в самом малом количестве и то только через три-четыре дня, а иногда и через семь дней, причем бросала пищу через окно с ругательствами и издевательствами.

     Другой святой, преподобный Стефан, исповедник (память 28 марта), был приведен к нечестивому царю Льву Исавру, который повелел ему попрать ногами икону Спасителя. Святой Стефан потребовал золотую монету с изображением самого царя и спросил: «Чей это образ и написание?» - Ему ответили: «Конечно, царский». Тогда святой плюнул на изображение, бросил его на землю и начал попирать ногами. Царь пришел в ярость, все окружающие царя тоже вознегодовали, но святой муж смело сказал им: «Вот каково суждение ваше, безумные! Вы гневаетесь на меня за то, что я попрал образ земного царя вашего, который есть все-таки прах и пепел; как же не гневаться на вас Царю царствующих и Господу господствующих, когда вы попираете Святой Образ Его и Его Пречистой Матери? Чего себе не хотите, того и другим не делайте!».
    Во время ереси иконоборцев, когда много святых икон сжигали, другие бросали в море и реки, попирали ногами и различно безчестили, некоторые благочестивые христиане убегали из наполненного еретиками Константинополя в село Каманы (ныне Абхазия), где покоились мощи свт. Иоанна Златоустого, и оттуда боролись с ересью, распространяя письмена в защиту святых икон.
    Любил святитель Златоуст апостола Павла и всегда держал его святую икону у себя в келлии, любил Иаков своего сына Иосифа, и с какою любовью взирал на его окровавленную одежду! Посмотрите, как любящая супруга тщательно бережет портрет своего мужа, который отлучился из дома в далекие края, как она любуется дорогим для нее изображением, какой нежностью прижимает его к своей груди!
    Вот так же и возлюбленная невеста Христова, Святая Матерь наша - Церковь Православная, напоминая себе дорогой образ Господа и Спасителя своего, вознесшегося на Небо, чтит Его святую икону и, взирая на нее, возводит ум свой к Первообразу, говоря с апостолом Павлом: «Вижу убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же увижу лицом к лицу...»
    Так любящий Господа христианин, будучи сам облечен плотию, ищет единения с возлюбленным Господом через посредство видимого Его изображения, и Господь, невидимо Вездесущий, зрит любовь его и снисходит к его немощи Своею благодатию; через посредство же святых Своих изображений Он являет Свою благодать возлюбившему Его, исцеляя его недуги и показуя другие знамения Всемогущей силы Своей.

Мы с любовью храним и целуем изображения милых нам людей, родителей и друзей наших. Как же не лобызать нам святые иконы Иисуса Христа и святых Божиих?  
 
Пресвятая Богородице, спаси нас!

    Но некоторые могут возразить: «Как же вторая заповедь закона Божия, которая предостерегает: не сотвори себе кумира и всякого подобия?» - На это отвечаем также вопросом: а что такое кумир или идол? Ведь в той же заповеди ясно сказано, что это есть подобие или изображение чего-нибудь такого, что есть на небе или на земле, или же в водах - под землей, то есть чего-нибудь из сотворенных вещей, - такое изображение, которое язычники почитали за Бога. Стало быть, идол есть изображение ложного божества, а не истинного Господа Бога. Господь говорит: «Я есмь Господь Бог твой, не знай других богов, кроме Меня, не твори себе изображений этих богов ложных, не поклоняйся, не служи им». Так понимал заповедь Божию и апостол Павел: «Знаем, - говорит он, - что идол сам по себе - ничто, т.е. идол изображает собой такое божество, которое на самом-то деле вовсе не божество, а потому и самый идол никакого значения не имеет - он ничто». А святая икона Христова изображает Самого Господа нашего, истинного Бога, потому ее нельзя назвать идолом, о ней нельзя сказать, что она - ничто. Притом заповедь Божия запрещает делать такие изображения, которым люди поклонялись бы, как Богу, но мы вовсе не почитаем святые иконы за Бога. Напротив, святой Седьмой Вселенский Собор боготворящим святые иконы возглашает анафему. Возьмем пример.
    Царь говорит подданному: я - твой царь, не знай других царей, кроме меня, ложного царя себе не придумывай, никаких изображений ложного царя не держи у себя, не почитай, не кланяйся им - знай меня одного. Ясное дело, если бы этот подданный выбрал себе другого царя, помимо своего законного государя, и стал служить ему, сделал бы себе изображение его и стал почитать это изображение, а своего царя презрел - то, конечно, он стал бы изменником, достойным смертной казни.
    Но если бы этот подданный из любви к своему законному государю написал бы изображение этого государя - ради чести и на память себе, если бы он при этом изобразил и матерь царя, и его сродников, и близких к нему людей, и имел бы эти изображения у себя в должном почтении, не почитая их, однако же, за самого царя, то спрашиваю: ужели такой подданный погрешил бы в этом против царя своего? И если бы сам царь пришел да увидел свое изображение у него в доме, а равно и изображения близких ему лиц, то ужели он прогневался бы на него за это? Думаю, что, царю было бы очень приятно такое усердие, такая любовь подданного. Вот тоже самое делаем и мы, почитая святые иконы, и веруем, что Господь любезно приемлет усердие наше. Он видит, что делаем это по любви к Нему, и мы знаем, что Он не потерпит поругания святой иконы своей. Говорят: «В Писании сказано: Бог есть дух, как же изображать Его?» - Отвечаю и я словом Святого Евангелия: «И Слово плоть бысть». Говорят: «Написано в Евангелии: Бога никтоже виде нигдеже». Отвечаю: но в том же Евангелии Господь говорит: «Осяжите Мя и видите. - И опять повторяю: мы и не думаем изображать непостижимое существо Божие на иконах, а только Пресвятую плоть Его.

Крестный ход с с иконой Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре
Фото: www.glagol-online.ru

    «Можно, - говорят, - поклоняться Богу и без иконы». Конечно, можно, мы так и делаем, когда нет с нами святой иконы. Но ведь можно жить и с одним хлебом, зачем же ты ищешь различных брашен для себя? Святая икона помогает нам возвести ум на небо, а потому мы и считаем за лучшее молиться пред святой иконой, чем без нее. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Если ты скажешь, что должно возноситься к Богу только мысленно, умом, - то я скажу тебе: отвергай в таком случае все видимые обнаружения молитвы, отвергай поклоны, благоухание кадила, не произноси самых молитв... Или ты сам безплотен, если презираешь все видимое? А я человек, плотью обложенный, и потому желаю иметь видимое посредство в моем общении с Невидимым Богом и святыми Его...».
    Но говорят: «Нигде не заповедано Богом иметь святые изображения». Неправда. А что же такое были изображения Херувимов, которые, по повелению Божию, Моисей поставил в скинии над Ковчегом Завета? Такие же Херувимы были вышиты на завесах скинии свидения. Итак, Кто сказал: не сотвори себе кумира, - Тот же повелел сделать изображения Херувимов. Ужели же свобода новоблагодатной Церкви более стеснена в сем отношении, нежели ветхозаветная подзаконная Церковь?
    К тому же далеко не все записано в Священном Писании, что заповедали святые апостолы. Многое от них дошло до нас через святых Отцов и учителей Церкви посредством Священного Предания, а ими было только записано уже после апостолов.
Почему же ты святым апостолам веришь, а не хочешь верить тому, что говорят возлюбленные ученики апостолов? Ведь и Священное-то Писание ты получил не прямо из рук апостолов, а через тех же преемников апостольских, но при этом ты веришь ученикам апостольским, что они ничего не приложили от себя к святым Писаниям апостолов. Отчего же не хочешь довериться им в том, что они устно передают тебе, что сами слышали от апостолов?
    Но скажут: «В первые века христианской веры не было святых икон». И это неправда. Святая Церковь Православная издревле чтит нерукотворенный образ Спасов, который Сам Господь благоволил отпечатлеть на убрусе для князя Едесского Авгаря, который как только поклонился пред изображением, тотчас получил исцеление от болезни. Известно также из свидетельства Священного Предания, записанного у святого Иоанна Дамаскина, что Евангелист Лука написал несколько икон Пресвятой Богородицы. Историк Евсевий пишет, что кровоточивая жена, исцеленная Христом Спасителем, поставила изображение Божественного Целителя. Сохранилось так же и предание об иконе святых апостолов Петра и Павла, которую святой Сильвестр, папа Римский, показал царю Константину.
    Святой Афанасий Александрийский говорит, что Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, устроил Его Святую икону, над коей надругались в Берите жиды, за что были строго наказаны Господом и от которой было много чудесных знамений. Когда на Седьмом Вселенском Соборе читали повесть об этой иконе, то все святые отцы плакали.
    О святых иконах упоминает еще святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. В древних катакомбах, безчисленных подземных переходах близ Рима, где укрывались христиане во времена страшных гонений, до сих пор уцелело множество святых изображений или святых икон. Все это свидетельствует, что святые иконы были почитаемы в Церкви от времен святых апостолов.
    В царствование Константина, сына Льва и внука Копронима, при благочестивой матери его Ирине и при Святейшем Патриархе Цареградском Тарасии, в Никее был созван против иконоборцев Седьмой Вселенский Собор, определение которого гласит: «Кто называет святые иконы идолами - тому анафема, анафема, анафема!» Святые Отцы наши так рассуждают о святых иконах: честь иконы восходит на первообразное, т.е. на того, кого она изображает; кто поклоняется образу, тот поклоняется изображенному на нем. Один из святых отцов, бывших на Седьмом Вселенском Соборе, святитель Василий Анкирский, зачитал свиток: «Не почитающим святые иконы - анафема; именующим святые иконы идолами - анафема; приводящим изречения Священного Писания против поклонения святым иконам - анафема; отвергающим предания святых отцов, как отвергали их Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор - анафема; утверждающим, что не от святых отцов исходит почитание икон, - анафема; утверждающим, что Вселенская Церковь приемлет идолов, - анафема».
    На этот Собор был вызван и преподобный Феофан, игумен Великого Села в Сигриане. Утверждая на этом Соборе истинное правоверие, Феофан среди святых Отцов сиял как светлая звезда. Его присутствие на Соборе было весьма полезно: туда, где многие красовались прекрасными одеждами, колесницами и конями, он приехал на плохом осле, в старой одежде и заплатанных рубищах. Все, кто знал его прежнюю жизнь, когда он был богат, знатен и близок к царю и был одним из членов синклита, умилялись, видя его в таком смирении и нищете, поучались тому, что ради Господа можно так смириться и обнищать, и всё в мире считать за ничто. По окончании Святого Собора преподобный возвратился в свой монастырь, привезя благочестные догматы святой веры, утвержденные на этом Вселенском Соборе, как лучшее украшение своей обители.
    Спустя много лет, когда преподобный уже состарился и сменилось несколько греческих императоров, скипетр греческого царства принял Лев Армянин. Этот император воздвиг иконоборческую ересь. Он сильно смутил Церковь Христову, изгнав с престола Святого Патриарха Никифора и также преподобного Феодора Студита вместе с его учениками; многих же других христиан он за почитание икон мучил и убивал. Он, желая прельстить преподобного Феофана к единомыслию с собою, послал к нему послов и с честью призывал его к себе в Царьград. При этом он лукаво писал ему: «В скором времени мне предстоит война с нечестивыми, но прежде, нежели выйти на них, мне нужно вооружиться твоими молитвами, и так, честный отец, не откажись прийти к нам».
    Преподобный Феофан, хотя и видел лукавство царя и был в это время одержим тяжким недугом, но решил отправиться, дабы пострадать за истинную веру. Сев в корабль, святой скоро прибыл в Царьград, но там не был введен к царю, ибо царь стыдился и боялся обличений Феофана. Но он послал к преподобному Феофану знатных своих сановников, дабы льстивыми обещаниями привлечь его к своему зловерию.
    - Если, - говорил он через них святому мужу, - ты будешь единомышлен с нами, я твой монастырь обстрою высокими каменными зданиями и обогащу его во всем; и ты будешь превознесен у меня честью больше всех, а также и всех близких сродников твоих я почту великим саном. К этим обещаниям царь присоединял, впрочем, и угрозу:
    - Если же ты, - продолжал он, - будешь противоречить нам, то сам будешь повинен в великом безчестии.
    На это святой Феофан чрез посланных отвечал царю:
    - Я ничего не желаю из богатств мира сего: если я, будучи юношей, ради любви ко Христу, покинул все свое золото, серебро и все свои имения, которые были у меня, то неужели в старости я их пожелаю? Да не будет этого. О монастыре же и о братьях моих промышляет Сам Господь, больше всех царей и князей земных. Зачем же, царь, ты устрашаешь меня своею угрозою, как какого-нибудь малого отрока розгою! Приготовь для меня мучения, зажги огонь, и я, хотя и не могу ходить по болезни моей, как ты это видишь, однако за правоверие я брошусь в огонь.
    Выслушав эти с великим дерзновением сказанные слова святого, посланные отправились к царю и все ему передали. Царь, удивившись такой неслыханной смелости, приказал пойти к преподобному, дабы побеседовать с ним, некоему софисту Иоанну, коварному волшебнику и еретику. Но он пред богодухновенными словами преподобного отца оказался как бы немой и побежденный им, и со стыдом возвратился к царю.
    Тогда царь, исполнившись гнева, приказал заключить преподобного Феофана в темное и тесное помещение при так называемой Елевфериевской палате и приставить к нему стражей. В этом мрачном заключении преподобный, уже будучи старым и больным, провел два года; здесь его каждый день то ласкою, то угрозами старались вовлечь в иконоборчество, и нарочно посылаемые к нему злочестивые еретики издевались над ним и злословили его. Однажды, когда царь с ласкою отправил посла своего к святому, желая, чтобы он подписался под указом о низвержении икон, преподобный Феофан ответил ему:
    - Познай, царь, даровавшего тебе царство Того, Кем и цари царствуют, и мучители властвуют на земле. Познай, - говорю тебе, - что Господь, будучи неописуем, изволил быть видимым и, приняв наше естество, стал во всем подобен нам, кроме греха; и сим естеством, обоженным в Себе, Он воскрешал мертвых, просвещал слепых, очищал прокаженных и много других сотворил чудес. Сим Своим человеческим естеством Он принял добровольно от иудеев смерть, в третий день Воскрес, со славою вознесся на Небо и уже никогда не разлучается от Отца. Об этом человеческом естестве во Христе нас учит Евангелие; посему эту Евангельскую книгу мы и приемлем с благоговением, веруя всему написанному в ней, всем чудесным делам Христа, - так что в Евангелии почитаем как бы Его Самого. И если мы не осуждаемся, что веруем в дела Христовы, описанные в словах, то за что же мы осуждаемся, если принимаем и чтим ту же Евангельскую историю, но только изображенную на иконах?
    И варвары, пришедшие к нашей вере благодаря иконам легко узнают все Житие Христа на земле с людьми и все Его чудесные дела. Да и как много людей некнижных, смотря на изображенные на иконах чудеса Христовы и на Его вольную смерть, прославили пострадавшего за нас Господа?
    Но ты, отвергая иконы, должно быть позавидовал их спасению. И какой Собор когда-нибудь считал грехом и святотатством почитать святые иконы? Разве не Сам Христос послал на исцеление едесскому князю Авгарю образ Своего Лица, нерукотворно соделанный? И разве не святой апостол Лука оставил нам расписанную разноцветными красками икону Пресвятой Девы Богородицы? Ничего здесь нет противного преданию и учению Святых Отцов: Иоанн своими златыми устами проговорил: «Я люблю и из воска сделанный образ». Святой же Кирилл - сии гусли Святого Духа, произнес: «Часто видя изображение на иконе Страстей Христовых, я не могу без слез проходить мимо сей иконы». Итак, если первые шесть Вселенских Соборов, бывших до Седьмого собора, не возбранили почитать святые иконы, с воздаянием чести изображенным на них лицам и событиям, то ты ли думаешь быть мудрее их! Твое дело, царь, вести войну против иноплеменников, исследовать же церковные догматы и законы подобает святым отцам, а не царям.
    Бог же прославил Своего святого угодника не только при жизни его, но и по преставлении: Он даровал святым его мощам целебную силу, и много больных, только прикоснувшись к его раке, получили исцеление.

Составитель иеромонах
Прокопий (Лазарев)

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.