Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

 

Благоверные княгини

Продолжение. Начало см. № 7, 8, 9.

Русские жены княжеско-боярского круга, не участвуя деятельно в истории, несли на своих плечах беды и скорби, а также последствия заблуждений своих отцов, мужей и сыновей. Вечный подвиг женственности - молчаливое крестоношение.
Кроме катастрофических бед, каким являлось нашествие татар на Русь, были у «благоверных княгинь» еще и свои горькие женские печали. Как часто случалось им томиться в долгих разлуках с мужьями, с сыновьями... Расставаясь, не знали, когда вернутся и вернутся ли (особенно когда отправлялись в Орду), прощались с ними как перед смертью.

Кроткое, терпеливое перенесение страданий глубоко верующую душу не ожесточает, но облекает ее скромным величием смиренной покорности воле Божией и принятия своей доли. Именно этим скромным величием овеяны образы «благоверных княгинь» XIII—XIV веков - в один из самых трагических и тяжелых периодов в жизни русского народа.  
 
Рис. Дм. Полякова

Большинство из них удостоено лишь местного церковного почитания, а память о многих праведницах потомство сохранило в житиях и житийных сказаниях, украсив их образы словесными цветами. Таковы сказания о св. Февронии, о св. Евфросинии Суздальской, св. Василисе Нижегородской, св. Евдокии, супруге Дмитрия Донского, о св. Анне Кашинской и др.
Красотою смирения овеян духовный облик св. благоверной княгини Февронии Муромской - княгини-крестьянки. Князь Петр, исцеленный ею от тяжкой болезни, женился на ней. Но гордые муромские бояре невзлюбили неродовитую княгиню и предложили ей покинуть Муром, обещая за согласие на развод отдать любое из муромских сокровищ. Грубому высокомерию бояр Феврония покорилась, но из сокровищ взяла с собою одного князя Петра. После отъезда княжеской четы возникли жестокие распри между боярами за муромский «стол». Чтобы распри прекратить, пришлось Петру и Февронии вернуться. После многолетнего благодетельного для Мурома княжения супруги по взаимному согласию приняли постриг: Петр с именем Давида, Феврония с именем Евфросинии; заранее приготовив себе одну общую гробницу в соборе Рождества Богородицы, они горячо желали умереть в один день и час.
Скончались они одновременно. Два раза их погребали порознь, но на другой день их тела оказывались в одной гробнице соборной церкви. Не желая оказывать противления воле Божией, там их и оставили.
Повесть-сказание о свв. Петре и Февронии, их любви и браке дошла до нас в 150 списках. По-видимому, в этом сказании русским людям особенно было близко осуществление идеала о прекрасной супружеской любви, до гроба верной и за гробом нерушимой. Поэтому так благоговейно и с особым усердием чтили люди гробницу этой супружеской четы.
Яркий пример высокой христианской добродетели являет собой св. Евфросиния Суздальская (в миру Феодулия), дочь многострадального князя Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 году.
Она - дитя, вымоленное бездетными родителями в Киево-Печерской лавре. Воспитывал ее отец, а мудрый боярин Феодор научил с юных лет чтению божественных книг. С 15 лет Феодулия уже «отрицалась земного брака». Но родители все же решили выдать ее замуж за Суздальского князя Мину и повезли ее в Суздаль. Со смирением покорилась Феодулия своей участи, но «возлюбив Бога паче мира», всю дорогу молила Богородицу о заступничестве. В Суздале ее ждала весть о внезапной кончине жениха. Феодулия домой не вернулась, а приняла постриг в суздальском Ризоположенском монастыре. По воле Божией ей суждено было стать не княжеской женой, а матерью всех суздальцев и своими молитвами сохранять от врагов и бедствий.
В иноческой жизни она была примерной монахиней и в полном послушании монахине-старице, ее восприявшей. Обладала она даром прозорливости и воздействия на нечистых духов. Молва о праведной и мудрой инокине стала распространяться и за пределами суздальской земли. Евфросиния предсказала нашествие татар. В тонком сне она услышала голос: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук...» Во время нашествия Батыя Евфросиния и сестры молились день и ночь. Город подвергся страшному разгрому, а Ризоположенский монастырь уцелел.
Когда Евфросиния узнала, что отец ее князь Михаил Черниговский едет к хану в Орду, она послала сказать, чтобы «не склонялся на волю цареву...» После казни отца ей было видение: отец и боярин Феодор в светлых одеждах предстали перед ней, поведали о своей кончине и благословили ее, благодаря за укрепление в смертный час.
Дальнейшая жизнь Евфросинии - непрестанный духовный подвиг. Она любила нищету, ходила в рубище, отказываясь от новой одежды. Несмотря на духовную мудрость, постоянную заботу о сестрах обители и приходивших за советом и помощью суздальцах, в смирении своем никогда не притязала быть игуменьей и до конца жизни оставалась рядовой монахиней. Почила она 25 сентября 1250 года. Хоронил ее епископ с сонмом духовенства и весь город. Причтена она к лику святых в княжение Иоанна III.
Супруга Нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса (в иночестве Феодора) Молча и смиренно несла свой крест. Родилась она в Твери в 1331 г., в княжение Ивана Калиты и во времена хана Узбека. Была выдана замуж, явив в замужестве образец благочестивой супруги, подвизалась в молитве, посте и милостыне - «иссуше тело свое жестотою жития...», овдовев после 13 лет брака, она «всех людей своих свободи», и свои богатства раздала церквам, монастырям, нищим и постриглась в Зачатиевском монастыре, «его же сама создала. И мнози жены и вдовицы, и девицы, и боярыни, и княгини постригошася у нее в монастыре...»
Благочестива и добродетельна была княгиня Евдокия, супруга Димитрия Донского (в постриге Евфросиния). Примерная жена и мать, поддерживавшая в муже и семье набожность, она овдовела после 23 лет брака и предалась подвигам поста, милосердия и молитвы за «Державу русскую».
Усердным молитвам княгини Евдокии приписывают спасение Москвы от Тамерлана. Враг остановился у Ельца, но вдруг повернул назад и ушел в Крым. Это произошло как раз в то время, когда из Владимира прибыла древняя икона Божией Матери, привезенная по настоянию и совету митрополита Киприана.
Создала преподобная Евдокия два храма: Рождества Богородицы при Княжьем дворе и св. Иоанна Предтечи в Переславле-Залесском. Основала Вознесенский женский монастырь в Москве.
В житии особенно подчеркивается ее добродетельная верность покойному мужу. Злые люди хотели набросить тень на ее вдовство, но Евдокия молча, со смирением терпела наговоры, но когда поняла, что детей ее смущает клевета, она открыла сыновьям правду: под пышными княжескими нарядами мать скрывала до крайности изможденное постами и ночными молитвами тело.
Многими славными делами во славу родной земли отмечена жизнь этой замечательной подвижницы. Ожидая кончины, Евдокия стала готовиться к постригу. В тот день, когда она шла на постриг в монастырь, окруженная народом, в толпе совершилось до 30 исцелений. А после кончины княгини чудесно зажглась свеча у ее гроба.
Список русских благоверных княгинь можно продолжать еще очень долго. Образ каждой из них сияет красотой благочестия и любви. Это смиренные, мудрые и терпеливые матери, жены, сестры, дочери. Каждой из них Господь определил пройти именно для нее уготованный крестный путь, вписать свою страницу в историю родного княжества и страны. Эти благочестивые жены ощущали огромную ответственность, возложенную на них. Благодаря этому тихому, скромному, самоотверженному подвигу, молчаливой и терпеливой поддержке русских князей их преданными и верными княгинями, Русская Земля выстояла, выдержала темные времена татарщины, поднялась из пепла и прославилась подвигами своих детей в последующие столетия.

Татьяна Малова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.