Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(главы из книги)

Продолжение. Начало в №№16 (34)-19 (37)

   

 

Беседа о славе имени Божьего
И благословено имя славы Его
                        во век и в век века,
и исполнится славы Его вся земля:
                                        буди, буди
                                        (Пс. 71, 19)

      Из сердца пророческого, исполненного благодати, льются слова благодатные. О Царе и Сыне Царском говорит Пророк, о самом необычном Царе, Который когда-либо был на земле. «Имя Его будет благословенно во веки», - сказал Пророк сначала; и так как этого было недостаточно, теперь он повторяет это и добавляет: «имя славы Его». Церковь Христова есть слава Христова. Благословенная Церковь Его святая - плод Его трудов, венец Его унижения, дело Его рук, цвет Его крови! Благословенно и само имя Церкви Его, святой и спасительной! И исполнится Его Церковью, т.е. делом Его, славой Его вся земля. Словами «вовеки» Пророк прорицает безсмертие дела Христова, т.е. Церкви Его. Она будет во времени строиться, а в вечности являться. Строится будет до края времен, и явится целой в вечности.
О, братья мои, потрудимся, чтобы и мы душою встроились в Церковь Христову, в то живое и безсмертное тело, чьей жизни нет конца и чьей красоте нет названия. Потрудимся, чтобы не быть отброшенными как неподходящие и непотребные камни, и не быть бы выброшенными в бездну вечного мрака.
О Господи Иисусе Христе, Царю и Сыне Царев, впиши и нас в книгу безсмертных и помяни нас во Царствии Твоем Небесном.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о ревности по доме Божием
Яко ревность дому Твоего снеде мя
                                          (Пс. 68,10)

     Небеса есть дом Божий. Церковь Божия есть дом Божий. Там, где Бог, - там и Дом Божий; а где Дом Божий - там святыня. Святотатствуют люди, и царственный Пророк сердится, и пылает ревностью. Все хуления святыни для него как огонь, который разгорается в нем еще большей ревностью. Оскорбляют люди Небеса, когда не верят и отрекаются от того, что им Сам Бог открыл ради спасения их. Когда люди противятся Истине, или когда коверкают Истину еретическими воззрениями, когда своевольно судят по телесному разуму своему о Христе Господе, или когда сомневаются в ангелах и святителях, или в Суде и в безсмерт-ном Царстве Христовом и в вечной казни нераскаянных грешников, - во всех этих подобных случаях люди, как разбойники, нападают на Дом Божий и оскорбляют святыню Дома Божия. Тогда также люди нападают на Дом святыни Бо-жией, когда неблагоговейно относятся к Церкви Божией, небрежны к установлениям церковным, ленивы в исполнении заповедей церковных, озлоблены по отношению к слугам Церкви. И тогда разгорается ревность о святыне Дома Божи-его в сердце праведном и бого-любивом. Наконец, и унижение тела человеческого: предание страстям, служение грехам, захват чужого, убийство, грубость, пьянство и другие вероломные дела - все это нападение на святыню Дома Божиего, все это богохульство и человекоубийство. И опять ревность ревнителя святыни возрастает и светит перед людьми как небесный пламень.
О, братья мои, вглядимся в ревность Христову и в ревность Апостолов, и Святых Отцов Церкви нашей Православной. Поревнуем о спасении нашем больше, чем диавол ревнует каждый день и каждую ночь о нашей погибели.
О, Господи Иисусе Христе, пример ревности к святыне, дай нам одну искру ревности Твоей, чтобы, ревнуя, становились подобны Тебе и спаслись бы Тобой.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о страхе и радости в Боге
Работайте Господеви со страхом
и радуйтеся Ему с трепетом
                                 (Пс. 2, 11)

Царям и судьям земным говорит Пророк Божий эти слова, ведь они склонны к надменности и необузданности из-за силы и богатства, которые им даются. О, цари и судьи, груды праха под ногами Божиими! Не забывайте о том, что вы только слуги Божии. Наименьшие сегодня и завтра! О чем думает наемник, вскапывая ниву целый день? О плате, которую вечером получит. Чем же гордится наемник? Не тяжестью труда, но платой. Чему радуется наемник? Труду и потокам пота или плате? Конечно, плате! И ваша служба на ниве этой жизни есть труд наемника. О, цари и судьи! Поэтому служите Господу своему, Который вас нанял, со стра+ хом. Ведь вы не знаете, как Господь ваш под конец оценит труд ваш и какую даст вам плату. Служите с великим смирением, говоря себе: Мы рабы ничего не стоящие (Лк. 17, 10). Неизвестно еще, примите ли вы награду или наказание, когда во гроб сойдете и перед Царем Судией восстанете. Отсюда, страх должен наполнять все дни вашей службы.
Радуйтесь ему с трепетом. Радуйтесь радостью чистой и святой, как и ангелы радуются Богу Живому и неприступному. Чистотой и святостью пахнет райская радость, а злорадство адское сопровождает разнузданный хохот. Поэтому райская радость постоянна, в то время как адский хохот сменяется гневом и воплями.
Служите со страхом, так как Господь праведен; радуйтесь с трепетом, так как Господь возвышен и свят.
О, Господи Боже наш, праведный и возвышенный, страшный и святой, вся наша жизнь на земле есть служба Тебе и радость о Тебе. Если не служим Тебе, то служим на свою погибель; если не радуемся Тебе, то радуемся своим грешным злодеяниям. Кланяемся Тебе и молим Тебя, помоги нам службу нашу управлять страхом перед Тобой и радость нашу чистить трепетом перед Тобой.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о полезном гневе
Гневайтеся, и не
         согрешайте
               (Пс. 4, 5)

Гневайтесь, братья, на себя и не грешите больше. Гневайтесь на грехи свои в мыслях и делах и не грешите больше. Гневайтесь на сатану, отца лжи, и не исполняйте больше волю его; гневайтесь на грех в мире и на попрание Церкви Божией святой людьми безбожными, но берегитесь, - ведь грехом не вылечиться от греха. Гневайтесь и на приятелей ваших, если грешат, но гневайтесь с намерением исправить их, а не озлобить еще больше. Гнев приятеля на приятеля, и родителя на детей своих - что сказать? И Бог гневается на людей не с тем, чтобы их уничтожить как вырванные с корнем деревья, но чтобы укрепить их, как укрепляет Бог корни деревьев, посылая бурю, с тем, чтобы плоды были хорошими. Но пусть гнев твой имеет меру, чтобы стал лечебным, а не ядовитым. Гнев не должен иметь основание, которое бы посягало на Бога. Лучше сказать, всякий гнев, который не во имя Бога и Божией правды, есть грех. Не гневайтесь по пустякам, но гневайтесь на то, на что Бог гневается. Если твоя воля утверждена в Законе Божием, то ты будешь всегда гневаться, где надо и сколько надо. И это все нельзя словами выразить, и научить этому нельзя. Гнев на своем месте действует, как милость на своем.
О, братья мои, видите ли, как в нашей душе заложены разные силы, которые человек может по свободной воле употреблять для жизни или к смерти? Гнев на самого себя никому не повредил. Вот вам дивный пример: чем больше человек гневается на себя, тем меньше его гнев по отношению к другим. Человек, сосредоточив внимание на своих слабостях, чужие слабости не видит, а если и видит, то не судит их строго.
О, Господи Боже, Единый Праведный, посей в нас память о Дне праведного гнева Твоего, чтобы убереглись мы от греха душевного.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о явленном благе
                     Мнози глаголют:
            кто явит нам благая?
                                  (Пс. 4, 7)

Насколько благ Бог, братья мои? Какие слова могут выразить благо? Великим благом является Царство Небесное с ангелами пламенными, со святителями дивными, с раем сладостным. Кто может описать то благо? Великое благо есть жизнь безсмертная вблизи Бога и ангелов Божиих, в содружестве святителей и праведников. Великое благо есть встреча со своими родственниками и приятелями в небесном свете, с родителями своими, с детьми своими, со своими дорогими приятелями, которые опечалили нас своим уходом. Как нам явятся все те блага? Об этом многие спрашивали во время Царя Давида и спрашивают сегодня. Кто все это нам явит, чтобы мы поверили и надеялись?
Нам, христианам, те блага уже явлены, а мы все ждем чего-то бо?льшего, чтобы нам их кто-то другой явил, кроме Господа Христа, истинного Свидетеля всех тех благ; те блага являл милосердный Господь и до Своего прихода на землю пророкам Своим избранным. Поэтому пророк Давид и говорит Богу: зна+ менуется на нас светлость лица Твоего, Господи. Вот, ответ тем, которые спрашивают: кто пока+ жет нам благо? Если Христос все еще не явил вам и не объявил все те блага Своим светлым Рождением, Своими светлыми чудесами, Своим светлым воскресением, Своей светлой Церковью, то воистину земля черная вам их не явит, так как не может; и люди не явят, так как не знают. Но есть, все-таки, есть лекарство для каждого. Даже и для самого закоренелого атеиста, есть лекарство до самого последнего часа смертного. Это лекарство покаяния от злобы своей, в очищение сердца своего, в исполнении Заповедей Христовых. Здоровые могут видеть светлость лица Господнего, а не больные душой, нечистые сердцем и кривые умом.
О, Господи Боже наш, Светлость ангелов и людей! Помоги нам грехами не затмить светлость, которую Ты нам дал, и в которой видим блага Небесные. Не лиши нас, Многомилостивый, тех благ.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о том, как под конец не станет у врага оружия
Врагу оскудеша оружия в конец,
                  и грады разрушил еси:
погибе память его с шумом
                                          (Пс. 9, 7)

    Враг рода человеческого, клеветник и человекоубийца от самого начала употребил все свое оружие и все козни против человека. Его забота в том, чтобы день и ночь выдумывать новое оружие и козни, чтобы хоть кого-то погубить, и он ходит, как рыкающий лев в поисках пищи (см.: I Петр 5, 8).
Ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить, как ядовитая змея таится, ожидая свою жертву, как паук везде плетет свою сеть, только для того, чтобы человеческую душу захватить в свое вражие смрадное царство. Языческие народы, будто его города: до Христова прихода он в них хозяйничал спокойно и безпрепятственно. Идолослужение было служением ему; чародейство и гадание было служением ему; разнузданность и распоясанность жизни людей он защищал и устраивал приношение людей в жертву, огонь страстей, распри, войны, зло желания - все это было наслаждением для него. Но под конец не стало у него оружия, его города разрушились, память его с грохотом пропала. Тот конец, о котором упоминает Пророк, есть приход Христа Господа в мир. Господь показал силу Свою над диаволом, победив его искушения на горе; показал власть свою, изгоняя диа-вола из людей и повелевая ему идти туда или сюда; показал непобедимое господство Свое над грехом и смертью Своею страдальческой и Воскресением. И, что самое важное, разрушил ад и развеял силу демонскую. Он не хотел уничтожить демонов, но истощил их как евреев или еще страшнее, чем евреев. Народы освободил от их власти, а что главное, - дал людям власть над демонами, чтобы Его именем могли демонов гнать от себя.
Видите, как Господь соединил Свою победу над демонами и Свою милость к людям? Он так истощил и побил демонов, и привел их в замешательство, и развеял их власть, что передал их под власть людям. И так прежние рабы стали господами. А прежние господа - рабами. Но не дал Господь власть над демонами всем людям, но только тем, кто в Него верит и следует Его Заповедям. Дал им власть, дал им оружие. Оружие это - Крест.
О, Господи Боже наш, Спасителю наш от власти диавольской. Помоги нам исполнить то малое, что Ты нам поручил сделать.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич
Продолжение в след. номере

          
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.