Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРБИИ

 

Почему Дева Мария была из народа иудейского?

Святитель Николай Сербский

(Из книги «Новые проповеди под горой»)

       

Дева Мария была из народа иудейского. Почему, братья, из народа иудейского, а не какого-то другого? Почему Сын Божий должен был явиться в народе иудейском, а не в каком-то другом?  
 
Назарет. Гравюра 1840 г

    По двум причинам. Во-первых, потому, что народ этот показал себя как самый упорствующий и самый приземленный. А во-вторых, потому, что народ этот на протяжении всей своей истории больше всего внимания уделял телесному очищению.

    1. Когда некий витязь идет на врагов своих, он сначала идет на самого упорного и самого сильного, а не на самого слабого, когда врач делает обход больницы, он сначала спешит к самому тяжелому больному, а не к тому, у кого болезнь самая легкая. Ибо, если он вылечит самых тяжелых больных, с остальными проще справится. Так и небесный Витязь: придя на землю сражаться, Он встал прежде всего против самого упорного врага; придя на землю лечить, Он пришел прежде всего к самому тяжелому больному.
    О том, что иудейский народ был самым упорствующим и самым противящимся Богу, свидетельствует вся история этого народа. Какие благодати изливал Бог на этот народ; каких блистательных пророков посылал ему! И все напрасно: народ этот невероятно быстро забывал о всех благодатях Божиих и невероятно жестоко мучил и убивал пророков Божиих. Самые просвещенные люди из этого народа и самые избранные среди избранных - первосвященники и цари - вновь и вновь отвергали Божию милость и Божию истину и предавались идолослужению. Какие только поразительные чудеса и знамения ни являл Бог благодатью Своей через топи и теснины космических законов, чтобы воспитать этот народ в истинном богопознании и сделать его светочем мира! Да все напрасно. Народ этот так и остался упорствующим и противящимся Богу, слепо прижавшимся к земле, полностью земным телом, душой и историей, не верящим ни в какое царство, кроме царства земного, не верящим ни в какую жизнь, разве что весьма поверхностно - в мрачный шеол, не ожидающим от Бога иных даров, кроме земных, не желающим видеть никакого мессию, кроме как мессию, коронованного на престоле Давидовом. Пока наконец, во время явления Иисуса Христа, не свел он всю свою веру и весь свой религиозный культ к обожествлению не Бога, а закона Моисеева, не исполняя этот закон, а лишь обожествляя его - точно так же, как греки и римляне обожествляли законы природы. И таким образом одни и другие, избранные и неизбранные, были слугами и рабами закона, и только закона, одного или другого.
     Упорствующим и земным был иудейский народ до пришествия Христа, упорствующим и земным остался он и во время явления Христа, и после явления Христа - упрямым и земным, неспособным к более высокой святости, к более глубокому видению Бога вне закона, к аскетизму, к святительству. Никакие чудеса Христа не смогли освободить этот народ от рабства закону: он смотрел и не видел, слушал и не слышал. Языческие, «неизбранные», народы обращались ко Христу очень быстро и через несравнимо меньшие чудеса, которые Христовы апостолы и последователи позднее были в состоянии творить (См.: Мф.11, 20-24). Через малые сравнительно чудеса или даже совсем без чудес обращены в христианскую веру все народы Европы и частично остальных континентов, тогда как нaрод иудейский не дал себя обратить даже самыми великими и самыми мощными чудесами Самого Иисуса Христа.
    Нет сомнения, что Иисус Христос ни в одном другом народе мира не остался бы так печально непонятым и не был бы Он, невинный агнец так жестоко гонимым и закланным, как это случилось с Ним в народе иудейском. С меньшими вдвое муками и страданиями Христос мог обратить к Себе Египет; с меньшими втрое муками и страданиями Христос мог обратить к Себе Европу; и с меньшими в десять раз муками и страданиями Христос мог обратить к Себе Индию, Китай и Японию.
    Но Витязю небесном подобало идти сначала не на слабейшего противника, а на сильнейшего; и как Врачу Ему подобало прийти сначала к более тяжелым больным, а не тем, кто болен легче. Такова была Божественная стратегия, которая и до сих пор являлась в известной степени совершенной, а в конце концов явлена будет как полностью совершенная и безошибочная (См.: Рим.11, 11-12)
    Вот почему, братья, Сын Божий должен был явиться в народе иудейском, а не каком-то другом. Конечно, по тем же причинам и Благословенная Дева, Мать Его, должна была быть из народа иудейского, а не из какого-то другого.
    2. И еще: в связи с телесным очищением, которому еврейский народ на протяжении всей своей истории придавал значение. О духовном очищении говорили великие пророки, но сплошь чувственный народ не мог переносить их речей, ибо не понимал их. Вместо того, чтобы духом тело одухотворить, иудеи и дух свой отелеснили. Дух любого закона оставался для них всегда сокрытым, лишь буква закона имела значение для них. Лишь тело закона воспринималось и к телу применялось. Дух же был и остается тайной за печатями. Только христиане смогли выявить и истолковать дух иудейского закона. Иудеи не могли. Аарон не мог, и Соломон не мог. Золотой телец, обрезанная и очищенная плоть, видимая скиния, осязаемые скрижали закона - это нравилось отелесненному духу детей Авраамовых. Телесная жизнь обожествлялась, телесная жизнь была единственным даром Божиим, который они ценили. Все их законодательство вскипает от записей и предписаний по поводу очищения тела, незагрязнения тела.
    Так же и обычаи их были связаны лишь с телесной чистотой, телесными церемониями, телесной магией, телесными контактами или отсутствием их. И после нескольких тысячелетий непрестанного очищения чего можно было ожидать от этого народа кроме того, что он даст тело? Одно, только одно, чистое и совершенное тело женское, в которое мог временно, без отвращения и ужаса, вселиться Сын Божий. Ибо кто заботится о духовном, тому духовное и дается; кто заботится о телесном, тому телесное и дается. Многовековое телесное очищение иудеев завершилось обретением полностью чистого человеческого тела. Это одно-единственное совершенно чистое человеческое тело - самое большое, если не единственное, приношение иудеев Богу и человечеству. Это тело Пречистой Девы Марии, которое осенил Дух Святой, на которое сошла сила Всевышнего и в котором родился Спаситель мира. От земли Богу понадобилось тело, только тело, не дух. И тело это дал народ иудейский; только тело.
    Ошибаются те, кто считает, что могут найти хоть йоту от Духа иудейского в духе Христовом. Воистину, ни йоты не найдут. Только по телу иудеи могли назвать Христа своим, и то в известной степени, ибо, в конце концов, и это девственное тело Богоматери приготовлено и очищено огнем Божией благодати больше, чем церемониальным водным очищением иудейским. По духу же назвать Его своим индийцы и греки могли бы прежде, чем иудеи. Хотя дух Христов - это не дух какого-то народа под законом; Его дух - из неземного и надзаконного царства, царства благодати и истины.
    Вот, значит, почему Дева Мария была из народа иудейского, а не из какого-то другого народа.
    Почему, братья, говорится, что Иисус Христос принадлежал к племени Иудиному? А потому, что так сказано и предсказано (Быт.49, 8). 0бручник благодатной Девы Марии, праведный Иосиф, был из этого племени. По сути, Христос не был кровно связан с этим племенем, равно как и ни с каким другим. Однако по закону Он должен был причисляться к какому-то племени, и поскольку люди не знали Отца, то он по Иосифу, обручнику Матери Его Марии, зачислялся в племя Иудино, которое было самым многочисленным среди племен Израилевых (См.: Чис. 1) и самым славным, из которого, согласно завету, должен был происходить вождь (См.: 1 Пар. 5, 2). По завету и закону, значит, Иисус Христос принадлежал к этому племени.
    Пусть Дух Святой, братья, очистит душу каждого из нас от нанесенной пыли греха и учинит ее чистой и святой девой, чтобы в души наши могло вселиться Слово Божие, Живой и Спасоносный Сын Божий, Господь Иисус Христос, ныне и навеки. Аминь.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.