Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

СВЯТАЯ ГОРА АФОН - ОПЛОТ ПРАВОСЛАВИЯ

Беседа с русским иноком, посетившим Афон

 

    Корреспондент: Дорогой отец Евфимий! Вы недавно побывали на Святой Горе. Всем нам известно, что это святое место и многие знают: Афон - удел Божией Матери. Расскажите о своих впечатлениях как паломника и как инока.
    О. Евфимий: Монашество на Афоне, в смысле нестяжания и молитвы, в основном процветает среди учеников Иосифа Исихаста. Это монастыри Григориат, Симона Петра, Дионисиат, Филофей. Практически там, где есть хоть несколько учеников этого святого делателя умной молитвы, сохранился монашеский дух.
    Корр.: А чем отличаются другие монастыри?
    О. Евфимий: Я не хочу быть судьей. Возможно, и в других монастырях есть подвижники, сокрытые от глаз людских. Но я говорю сейчас не о монашестве, как таковом, а о главном факторе христианина - верности православным традициям. К сожалению, среди некоторых монахов, как я увидел, уже преобладает некий дух мира. Да и вообще говорят, что Афон уже не тот.
    Я не являюсь свидетелем жизни старого Афона, но возможно, и тогда были какие-то недостатки. Старец Иосиф Исихаст вспоминал, что когда он пришел на Афон, то тоже надеялся там увидеть постников, вкушавших пищу только в субботу и воскресенье, а всю неделю проводивших без еды. Но он не нашел на Святой Горе даже таких, кто вкушал бы пищу через день и был этим огорчен.
    Сегодня, к сожалению, о строгом воздержании говорить не приходится. Во многих афонских монастырях, как и у нас в России, принято по кельям трапезничать, пить чай. Но там, где подвизаются ученики Иосифа, такого пока нет. Слава Богу, что они сохраняют заветы своего старца.
    Корр.: Вы знакомы с учениками о. Иосифа? По-видимому, Вы почитаете этого греческого старца? А что можно сказать об учениках старца Паисия (Эзнепидиса) или старца Порфирия (Байрактариса)?
    О. Евфимий: Я не могу сказать, что как-то особо почитаю греческих старцев. У нас на Руси достаточно много своих подвижников благочестия. Мой духовник советовал не делить старцев по категориям этноса. Если старец имеет благодать от Бога, мудрость духовную и дар рассуждения, то он везде старец. Возьмите наших русских старцев: преп. Серафима Саровского, оптинских старцев, глинских, почаевских - все они прославились не седой бородой и иконообразным видом, а именно своей духоносностью, своей верностью Православию.

Старец Иосиф Исихаст был великим старцем, и это видно по плодам, которые он оставил. Его слава - в его учениках. Они живут как-то по-особенному: причащаются четыре раза в неделю, если по какой-то причине брат не смог подготовиться к причастию, то должен объяснить причину настоятелю, и главное их отличие - Страх Божий и благоговение.
 

    Что же касается старца Паисия, то, безусловно, и он великий старец, но греки слишком явно и очень усердно стараются сделать его своим национальным героем, и это отталкивает многих от его последователей. Старец Паисий предупреждал об этом, говоря, что греки народ очень гордый и тщеславный. Конечно, у каждой Поместной Церкви должен быть свой национальный характер, поэтому они и называются поместными. Однако когда истина искажается, и ложь пытаются оправдать словами и поступками старца, то невольно появляется чувство недоверия, которое подрывает авторитет самого старца. Вообще не все труды старца Паисия (Эзнепидиса) принадлежат ему. Он учился в школе всего два года, и с таким образованием испытывал трудности даже при сочинении письма. С уверенностью, к работам старца, можно отнести лишь магнитофонные записи его бесед о глобализации и царстве антихриста. Также сохранилось письмо о. Паисия о новых пластиковых паспортах, которое написано рукой самого старца. Некоторые беседы о. Паисия записаны якобы с его слов и отредактированы монахиней Филофеей, настоятельницей одного из новостильных греческих монастырей. С сестрами этого монастыря старец имел переписку, что дало повод некоторым грекам объявить о. Паисия «основателем» новостильного монастыря.
    Бытует еще такое странное явление у греков: когда кто-то хочет опровергнуть высказывания старца Паисия, то обычно говорит: «Старец Порфирий об этом ничего не говорил, значит, это не так». Таким образом, они как бы опираются на соборное мнение старцев, что тоже неверно. Сами старцы учили сверять свои мысли и поступки со Священным Писанием, канонами и святоотеческими наставлениями, категорически отрицая частные мнения, пусть даже их будет и большинство.
    Что же касается о. Порфирия (Байрактариса), то у него практически не было учеников. На Афоне обращаются в основном за наставлениями к старожилам, а о. Порфирий приехал на Святую Гору незадолго до смерти. Он 33 года был приходским священником часовни св. Герасима в афинской поликлинике и потому имел огромный опыт в повседневных бытовых вопросах, а на Афон приехал в 1991 и в этом же году почил.
    Корр.: Чем сегодняшний Афон отличается от старого Афона?
    О. Евфимий: Святая Гора - оплот Православия, и для многих она является образцом в вере. Тем не менее, сами афонские старцы говорят, что нельзя доверяться авторитетам и ставить Афон выше канонов и Священного Писания. По пророчествам и Афон отступит от Истины, и Матерь Божия Вратарница покинет Святую Гору.
    Сегодня, как известно, все афонские монастыри служат по старому календарному стилю, и насельники являются противниками экуменического движения. Там много разговоров по данной теме. Существует традиционная категоричность: «да, да; нет, нет», но появилась и либеральная лояльность. Сами греки из официальной Церкви практически уже не чувствуют за собой вины в переходе на новый стиль. Практически все богословские учебные заведения перешли на оправдательное богословие, т.е. оправдывают нарушение.
    Нередкими стали случаи экуменических встреч и совместных служений с католиками. На Афоне все это знают. Знают также, что новый стиль был введен в Греции масонами. Есть опубликованные документы, подтверждающие, что Вселенский Патриарх Мелетий, который перевел богослужение на новый стиль, был масон. Однако греки, в большинстве своем считают старостильников узколобыми и отставшими от жизни людьми. Они оправдывают свои нововведения любовью к еретикам-католикам: якобы любовь все покрывает и надо сближаться, а не удаляться.
    Сегодня на Афоне два основных оправдательных мнения: 1) Никто не без греха. Мол, и ваша Русская Церковь участвует в экуменическом ВСЦ. 2) Новый стиль - допустимое новшество. У Бога нет времени. Для Него все равно, по какому стилю Ему служат.
    Корр.: В чем несправедливость данных мнений?
    О. Евфимий: Во-первых, если у нас в Церкви и есть экуменисты, то это нельзя отнести ко всей Церкви. Есть у нас и епископы, и священство, категорически отрицательно относящиеся к экуменизму и никогда не участвующие в их шабашах. О новостильниках так не скажешь, поскольку в Греции практически каждый, кто служит по новому стилю, уже является нарушителем.
    А о том, что новый стиль допустимое новшество, говорить даже и не хочется. Это просто попрание канонов, так как известно, что новый календарь (месяцеслов) прежде был осужден на трех Поместных Соборах четырьмя восточными Патриархами.
    В последнее время на Афоне все чаще можно встретить мнение, что надо не отталкивать отступивших, а постараться сохранить с ними общение. «Зачем отсекать руку, которая висит на волоске? - говорят они. - Напротив, надо постараться как-то ее приложить к телу, чтобы она приросла». Но старец Паисий (Эзнепидис) говорил, что таким способом можно получить лишь гангрену.
    Господь повелевает отсекать и здоровую руку, если она является соблазном. Достаточно посмотреть, с какой активностью первоначально боролись греки против введения нового стиля, а теперь, спустя 75 лет, они с такой же активностью отстаивают новый стиль. Картина ясна: с Элладской Поместной Церковью не все в порядке.
    Корр.: Немного уклонимся от афонской темы к вопросу о стиле. Есть мнение, что сейчас мы имеем литургическое общение с новостильными церквами, и многие афониты также сослужат с ними и даже принимают рукоположение от новостильных епископов. Так ли это?
    О. Евфимий: Рукоположение от Константинополя принимает только Ватопед. Все остальные 19 монастырей Святой Горы не имеют литургического общения с новостильниками. Это глубокое заблуждение, что на Афоне можно причаститься в любом монастыре даже католику - не верьте. Я обратил внимание, что во всех монастырях приезжим священникам и даже епископам в алтарь входить не дозволяется. Сами афониты в данном случае ссылаются на 33-е апостольское правило. Более того, приезжие священники причащаются как миряне и то, если будет разрешение благочинного. Для этого назначаются специально монахи, которые строго следят за тем, кто прибыл в монастырь и кто собирается подходить к Святой Чаше. Ведь проклят всяк, кто дело Божие совершает с небрежением. А богослужение на Афоне является самым важным делом.
    Особенное благоговение заметно у сербов. При этом наряду со строгостью в этих монастырях царит дух кротости и смирения. Это так гармонично сочетается, что сразу испытываешь некое чувство уважения к ним. Они соблюдают строгость не по злобе человеческой, а по любви к Богу, которая, как известно, заключается в соблюдении Его заповедей. Они настолько благоговеют перед церковными канонами, что это по истине заслуживает уважения.
    На вопрос, общается ли Сербская Поместная Церковь с новостильными церквами, монахи ответили так: «Слухи бывают разными, но для всех нас, верующих, существуют церковные каноны и надо слушать их». А по поводу существующего мнения, что если Церковь имеет общение с новостильниками, и наши иерархи служат с ними, то и священники обязаны служить, один монах мне ответил:
    - Благословенный, укажи нам каноны, дозволяющие иметь общение с теми, кто перешел на новый месяцеслов?
    Я, естественно, не назвал ни одного канона, кроме всеправославного совещания 1948 года, где было высказано мнение, что каждый священник должен служить по календарю той Церкви, к которой он принадлежит. На это убеленный сединой сербский монах мне сказал:
    - Вот, видите, благословенный, нет канонов. Совещание лишь высказывает мнение, но не дает четких определений по какому-либо вопросу, - это право принадлежит лишь Поместному Собору. А вот соборных анафем относительно нарушителей церковного месяцеслова много.
    Он открыл книгу на славянском и показал мне определения Поместного собора 1583 года и еще двух Соборов, бывших в XVIII и XIX веках. Я согласился: действительно, мы ссылаемся на авторитеты старцев, епископов, патриархов, а самое главное позабыли. В Священном Писании ведь ясно сказано, что даже если Ангел с неба станет учить не так, то - да будет анафема. Вся беда наших разномыслий в том, что не все следуют канонам, а слушают свой испорченный падший разум. Поэтому афониты и стараются отсекать свою волю, упражняясь в послушании старцу.
    Дух либерализма распространяется, к сожалению, и на Россию. Обычно такие монахи отговариваются тем, что старец Паисий имел общение с новостильниками и даже принимал патриарха-еретика в своей келлии, хотя эта информация недостоверна. Однако, ссылаясь на эти слухи, они сами вступают в общение с новостильниками, чем дают им повод укрепляться в их отступлении.
    Корр.: А каким образом новостильники могут укрепиться в своем отступлении, общаясь со старостильниками?
    О. Евфимий: Представьте себе такую картину, что в алтарь зашла женщина и вместо того, чтобы ее прогнать, священник станет с ней мило беседовать прямо в алтаре. Понятно, что в другой раз эта женщина снова зайдет, так как у нее сложится впечатление, что ее поступок вполне приличен и, более того, она станет смелее. А если священник ее выгонит, пусть даже с некоторым раздражением, то она уяснит, что в алтарь заходить ей нельзя.
    Подобное происходит и с отступившими, если их гонят, то они начинают понимать, что есть проблема, которую надо как-то решать. А если их принимают с любезностями, то это только утверждает их в мысли, что нет особой разницы, по какому стилю служить: по старому или по новому. Это и есть индифферентизм, т.е. некое безразличие в вере. Но нам, православным, далеко не все равно как верить.

Греки обычно оправдывают свое лояльное отношение к еретикам-католикам тем, что якобы старец Паисий принимал у себя в келлии вселенского Патриарха-экумениста. Ну и что? Важно не то, что он его принимал или не принимал, а важно то, с какой целью он это делал, и что говорил старец Патриарху. А вот об этом почему-то греческие источники умалчивают. А ведь, как мне сказали, старец Паисий убеждал Патриарха выйти из Всемирного Совета Церквей и покаяться в этой ереси всенародно. И говорят, что Патриарх как бы и согласился, но ничего впоследствии не сделал.
 

    Известно, что и преподобный Оптинский старец Амвросий когда-то принимал у себя еретика Льва Толстого и в беседе велел ему принести печатное публичное покаяние в своих еретических взглядах, и Толстой согласился, даже стал на колени и поцеловал руку старцу. Но диавол, завладевший сердцем еретика, не дал ему покаяться.
    Корр.: А встречались ли Вы на Афоне со старцами?
    О. Евфимий: Да, мы беседовали с некоторыми духовниками. Но сейчас на Афоне нет таких ярких отцов, как Паисий и Иосиф. Есть менее известные. Это румынский старец Дионисий, папа Янис, отец Иосиф (ученик старца Иосифа и автор его жития). Мы беседовали, недолго, и беседы носили личный характер, поэтому, простите, я не могу пересказывать их.

    Корр.: В чем, по Вашему мнению, заключается секрет всемирного авторитета Святой Горы?
    О. Евфимий: Я думаю, что секрет заключается в старчестве. Подобное явление встречаем не только на Святой Горе, но и в России. Где были старцы, там обители процветали и прославлялись. Что же касается старчества, то выскажу не личное мнение, а учение Церкви, поскольку личного мнения в Православии быть не может. Старец - это, прежде всего, смиренный духовник. Это образ смирения, и в первую очередь смирения перед Богом. Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет, - говорит Христос. Вот поэтому если старец имеет смирение пред Богом, то он во всем старается следовать догматам и канонам Церкви. Так определяется истинный старец. Не по прозорливости, не по чудесам, а именно по верности Православию. Кто имеет от Бога дар различать добро и зло и во всем следует Св. Писанию и правилам Церкви, а не своим умом руководствуется, то это и есть истинный старец, а не старик, прельщающий многих своей схимой и длинной седой бородой.
    На Афоне много седобородых, но не все старцы. Истинных старцев там немного, и люди к ним тянутся. Человек приходит в Церковь не ради другого человека, а ради Истины, которую он увидел в Церкви. А потому, как бы кто не прельщал людей своей сединой, длинной бородой и благообразным видом, если он отступает от истины, то народ это сразу почувствует.
    Сейчас новое богословие поколебало умы, и греки, особенно жившие в Греции и приехавшие на Афон после учебы в богословских школах, относятся к канонам как к чему-то нетвердому и необязательному. У них на все нарушения одно объяснение - икономия. Но икономия, в переводе с греческого, означает «домостроительство». А тут наоборот - происходит разрушение древних устоев Церкви.
    Все же общее впечатление у меня хорошее. Слава Богу, Афон пока держится, хотя и там, как я уже сказал, среди ученых монахов появилось еретическое брожение. Но как Господь наш Иисус Христос избрал не ученых, а малограмотных рыбарей, чтобы посрамить иудейских богословов, так и теперь (и всегда) Он подает Свою Божественную премудрость простым необученным светским наукам старцам - Паисию Святогорцу и Иосифу Исихасту, я бы еще добавил Фелофея (Зервакаса) и другим, дабы посрамить мудрых века сего.

Беседовал с иноком Евфимием
Павел Романов


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.