Пришедши в Иерусалим, Иисус Христос, как вестник Завета, посетил Иерусалимский храм. Увидев в храме торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: Дом Отца Моего не делайте домом торговли. Не писано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников. Спаситель своим примером учил уважать храм Божий, заботиться о его благолепии и о благоговейном пребывании в нем.
Св. Каллиник был первоначально хранителем св. сосудов при церкви Влахернской Богородицы. Возведен был Каллиник в сан Патриарха в царствование Юстиниана II, государя злого, казнившего многих без вины и не уважавшего ни отцов духовных, ни храмов Божиих. Так, он задумал построить дворец. Когда здание было готово, то стена его приходилась к одной церкви. Юстиниан захотел разрушить церковь, чтобы она не заслоняла собой дворца и не была препятствием для устройства роскошной лестницы. Поэтому он повелел Патриарху Каллинику прочитать молитву благословения на разорение церкви. Патриарх отвечал, что есть только молитва на создание, ибо и мир Господь сотворил не на разорение, а на стояние.
Юстиниан же, взяв святейшего Патриарха Каллиника, выколол ему глаза, отрезал нос и язык и послал на заточение в Рим, приказав его здесь замуровать в стене каменной.
Повеление царское было исполнено, и святого Каллиника замуровали в стене. Но через сорок дней заграждение отпало, и святой Каллиник оказался еще жив, хотя едва дышал. Через четыре дня святой отошел ко Господу.
Но по прошествии некоторого времени самого царя постигло разорение, клятвопреступник и мучитель, император Юстиниан Корконос не избежал праведного суда Божия. Не вынося его бесзчеловечных притеснений, граждане и военачальники составили против него заговор и, выбрав удобное время, напали на него и отсекли ему голову.
Так был обезглавлен тот, кто обезглавливал храмы Божии, которые всегда были предметом особого попечения христиан. Во все времена церкви устрояли и устрояют со всевозможным благоговением и не допускают до разорения...
Благоговейное отношение к храму, частое его посещение, молитвы в нем, заботы об его благолепии с благозвучными колоколами, с полным церковным богослужением, соответствующим Типикону, - все это составляет родную стихию верующего христианина, который в этой добродетели находит себе несравненное духовное утешение.