Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Ересь ли новый стиль?

Иеросхимонах Серафим

Продолжение. Начало в №12(30).

    III. Предпосылки григорианской реформы
    Католицизму свойственно давать четкие определения тому, что по природе своей непостижимо человеческим умом. Это принесло немало вреда. История свидетельствует, что для католицизма характерны также свободомыслие и стремление «служить миру», который, по слову Апостола, весь лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Блаженный Иероним в письме к папе римскому Феофилу писал: «То, что ты высказываешь большое терпение в отношении к нечестивой ереси [оригенистов] и думаешь исправить еретиков своею кротостью, пока они находятся в недрах церковных, не нравится многим святым. Берегись, чтобы пока будешь ждать покаяния немногих, ты не дал пищи дерзости развратителей, и чтобы крамола не сделалась более упорною»1.

Папа Григорий XIII

    Уже в IX веке, вопреки решению Вселенских Соборов, католики прибавили к Символу Веры «и от Сына» (filioque), возведя тем самым догматическую хулу на Святаго Духа и умалив Его Божественное свойство до степени ангельского.
    В 809 г. испанские епископы направили к папе Льву III триста послов с тем, чтобы он дозволил им сделать прибавление к Никейскому Символу Веры - в том месте, где поется: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего», добавить: «и от Сына». Папа не удовлетворил их просьбу и, как свидетельствуют сами же католики, «не хотел, чтобы было какое-либо нововведение»2.
    Ересь эта стала быстро распространяться и утвердилась среди испанских епископов, имевших влияние на папу Льва III. Он уступил и повелел поставить в церкви св. Петра «две серебряные доски, на одной из них Никейский Символ был написан по-латыни с прибавлением «и от Сына», на другой - по-гречески, без этого прибавления» («deux tables d' argent, sur une des quelles le Symbole de Nicee etait ecrit Latin et sur l'autre en Grec sans cette addinion»)3.
    Об этом говорят сами католики. Но ты скажешь, что им нет доверия, - и совершенно справедливо. Ведь за то время, как они отделились от истинной Церкви, в их богословие проникло множество фальсификаций и приписок.

    Но в данном случае, если допустить, что события развивались именно так, из них могут извлечь хороший урок те, кто допускает возможность икономии в вопросах веры.
    Что сделал епископ Рима? Он, якобы «по любви», уступил еретикам. И вот чем обернулась его «любовь»: множество людей отпало от единства Церкви и наследовало геенну огненную.
    О, горе! Не станут ли они проклинать папу на Страшном Суде за оказанное им человекоугодие? Как некогда Пилат уступил иудеям ради мнимого согласия, так и папа Лев III уступил испанским еретикам и согрешил против Истины.
    Великий апостол языков и духоносный меч для всякого еретического измышления Павел показал нам образ истинной Божественной любви. Когда в посланиях своих он говорил о еретиках, то, обличая их, называл то псами4, то служителями диавола5. И делал он это по великой своей любви.
    И кто из верных скажет, что это не так? Ведь и Христос учил нас поступать так же, когда выгонял из храма продающих и покупающих.
    Епископ Рима старался угодить еретикам, чтобы избежать разногласий и этим подверг падению весь Запад, а Павел со властию обличает отступников и спасает филиппийцев от смерти. Мало того, он приводит к покаянию и самих еретиков. Так кто же из них поступает по любви? Тот, кто уступает под благовидным предлогом или же тот, кто, отвергая, обретает?
    Руководимая Святым Духом, Христова Церковь учредила в 864 г. в Константинополе Собор, на котором четыре Патриарха и тысяча епископов осудили filioque и предали анафеме всех распространявших эту ересь латинян. И когда папские легаты направились в Константинополь, то на границе их остановили и потребовали прочитать Символ Веры. Но поскольку легаты отказались выполнить это требование, им и не дозволили войти в Константинополь6. Прождав сорок дней на границе, они вынуждены были вернуться в Рим.
    Но, как известно, малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5, 9), и постепенно учение католиков все больше стало пополняться другими нововведениями. Вначале было принято правило поститься в субботу, вкушать Великим Постом яйца, затем в Таинство Евхаристии были введены опресноки. Так к одним новшествам прибавлялись другие, в результате католичество совсем отпало от Христа.
    В 1014 г. папой Венедиктом VIII filioque было официально утверждено и внесено в текст Символа Веры для пения на Литургии. Увещания со стороны Восточной Церкви не увенчались успехом, и в 1054 г. Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий (1043-1058) созвал Собор, на котором отлучил католиков от общения и предал анафеме их еретические новшества.
    «Мы не примем вас в общение до тех пор, - писал латинянам святитель Григорий Палама (1296-1359), - пока вы будете говорить, что Дух Святый исходит и от Сына». Но латиняне и не нуждались в общении. Им нужна была власть, в которой они жаждали утвердиться.
    В XVI веке на западе началась широкая пропаганда неограниченной папской власти. Одной из главных статей доходов католической церкви того времени стали введенные Римом индульгенции.
    Домицианский монах Иоганн Тецель, продавец индульгенций или, как их называли в народе, «нового евангелия», уверял, что «крест, которому папа [римский] сообщил силу благодати, равен тому, на котором был распят Спаситель», а сила отпущения грехов приобретаемой хартии такова, что прощает мгновенно даже того, «кто распял бы Христа»7.
    Страшное то было время, возлюбленный брат. Смута в народе, интриги в борьбе за власть среди католического духовенства - все это стало нормой для Запада. Папа Климент VII, предшественник Григория XIII, был настолько циничен, что его кощунственные речи у многих вызывали отвращение. Так однажды, когда кто-то упрекнул его в незаконном рождении (он был внебрачным сыном), тот с усмешкой сказал: «А Христос?»8.

Мартин Лютер

    Возмущенный поведением пап, августинский монах, преподаватель Витенбергского университета Мартин Лютер в 1517 г. выставил против латинского верования 95 тезисов. Так возникло протестантство. Оно мгновенно распространилось среди народов Запада, и положение римской церкви оказалось не из легких. Германия и Швейцария полностью вышли из папского подчинения. Аппенинский полуостров пришел в бедственное состояние после войн императора Карла с Францисском I. «Каждый день мы слышим жалобы на римское иго, - писал друг Лютера Эразм Роттердамский, - мир томится такой жаждой Евангельской истины, почерпнутой в самом ее источнике, что если не открыть людям дверей, то они их выломают»9.
    Лютер считал, что окончательно упразднит католичество и от папства не останется ничего кроме недоброй памяти народной. Но еще дальше уклонившийся от Истины протестантизм лишь придал латинянам новые силы и подтолкнул к реформации, которая спасла католицизм от почти полного его исчезновения. Тогда-то, в ходе борьбы между католиками и протестантами, возникло общее еретическое мнение, принятое обеими сторонами, которое заключалось в следующем:
    1) Церковь утратила Истину;
    2) необходимо ее восстановить10.
    «Мы прекрасно знаем, какие злодейства совершались в течение многих веков на святейшем престоле, - говорил папа Адриан VI, - как все законы были нарушены им и как все они извращены. Это зло сообщилось от главы к членам - от папы к малейшим прелатам Церкви... Мы сделаем отныне все, чтобы реформировать Церковь»11.
    Так, брат, началась на Западе борьба за первенство в восстановлении церковной «истины», которая продолжается и до сего дня12.
    Папа Григорий XIII пытался взять инициативу в свои руки ценой кровавой расправы над протестантами и повелел крестоносцам совершить нападение на мирных жителей гугенотов. В ночь, известную под названием Варфоломеевской, с благословения папы было убито более трех тысяч безоружных человек.
    Мы не случайно остановились на этом событии, казалось бы, не имеющем прямого отношения к вопросу о календаре, но напомним слова Спасителя, Который говорит: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18). В ту ночь папа Григорий XIII принял окровавленную голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и даже приказал по этому случаю изготовить медаль.

    1 Блж. Иероним Стридонский. Письмо к папе Феофилу № 59. Творения. Киев: 1901, с. 534.
    2 Les Elemens de l'histoire par M. I'Adde de Vallemont T. III a Paris 1729 v. pag. 295.
    3 Dictionaire Universel Dogmatique, Canonique, Historique, Geographique et Chronologique des Sciences Ecclesiastiques a Paris 1760 v. Leon.
    4 Берегитесь псов. Фил. 3, 2.
    5 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (См.: 2 Кор. 11,14-15). «Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, - говорит и святитель Иоанн Златоуст, - а с противоположною целию... Да искуснии явлени бывают, выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими... А теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего». (Творения. СПб. 1904. Т. X С. 269).
    6 Так встречали еретиков в Константинополе. Зная, что любая ересь имеет свойство распространяться, правители строго следили, чтобы в городе не было еретиков.
    7 Kuhn, Luther, sa vie et son oeu-vre, 1883, I, 193-194.
    8 Michelet, Memoires de Luther, 1837,1, 78.
    9 Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883,I, 453.
    10 По Божественному учению Церковь непогрешима и не могла утратить Истину. Я создам Церковь Мою, - говорит Господь, - и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
    11 Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883, II, 94.
    12 Это еретическое мнение легло в основу нынешнего экуменизма, считающего, что Церковь утратила истину, разделившись на конфессии.

Старый стиль лучше
новых двух. М.: 2004. С. 281-290

Продолжение в след. номере
        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.