Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Продолжение.
Начало в № 12 (30)

    Вопрос:
    Что значит пост для православного верующего? Как нужно правильно поститься? Все ли посты одинаково важны?
    Пост для православного христианина - одно из средств, которое способствует спасению «со страхом и трепетом». Пост нельзя считать самоцелью.
    О посте немало говорится и Ветхом, и в Новом Завете, что указывает на пост как божественное установление и определение. Ветхий Завет хранит множество преданий, повествующих о плодах поста и покаяния.
    Постился пророк Моисей 40 дней на Синае, ничего не вкушая, и удостоился из рук Божиих принять Скрижали Закона; постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве - и оставались невредимыми в печи вавилонской; постились ниневитяне после проповеди пророка Ионы - и спасли свой город от угрожавшей гибели; Царь Давид в покаянии восклицал: «Колена моя изнемогоста от поста... » (Пс. 108, 24).
    В Новом Завете Господь Иисус Христос не только заповедовал пост и учил о его значении, но и Сам лично подал нам пример поста, постясь 40 дней, подобно Моисею, в пустыне.
    Постились и ученики Иоанна, и святые апостолы, постятся все истинные правые христиане.
    Святая Православная Церковь считает пост важным и значительным установлением духовной жизни своих чад и а также необходимым средством в деле спасения, которое Бог определил для нас как окончательную цель.
    Пост - не только божественное установление, но и божественный образ жизни. По слову св. Симеона Солунского: «Бог не потребляет пищи, пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют, пост укрощает тело, чтобы душа ожила, в то время как угождение телу убивает душу. Постом очищаемся от страстей, которые развиваются угождением телу».


    Но один лишь телесный пост недостаточен. Ему должен сопутствовать пост духовный, под которым подразумевается воздержание от всякого греха, - с одной стороны, и добрые дела милосердия, - с другой. Когда удерживается желудок от жирной и сытной пищи, тогда ум должен блюстись от гордых, суетных и грешных мыслей, сердце - от страстных похотливых желаний, язык - от скверных слов и ругательств, руки - от злых дел, ноги - от кривого пути.
    Нельзя разделять эти два поста, т. к. не возможно телом быть сластолюбивым, а душой боголюбивым. Свт. Иоанн Златоуст так объяснял смысл духовного поста: «Не говори мне: столько-то дней постился, не ел того-то и того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого - добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду? Если душа, госпожа тела, заблудилась, зачем казнить слугу её - тело и утробу? Не выпячивай телесный пост, ведь сам пост телесный не возносит на небо без милостивой его духовной сестры, которая не просто спутница его, но и колесница».
    Эта мысль развивается и в церковных богослужебных текстах (стихирах и тропарях), особенно во время сырной седмицы: «От снеди постясь, душа моя, не очистившись от страсти, напрасно радуешься своему усердию; если пост не ведёт тебя к исправлению, - за ложь будешь ненавидима Богом и уподобишься злым, которые никогда не едят».     Или:
    «Отказываясь от пищи, поспеши на деле достойно покаяться в грехах». А в службе Первой седмицы Поста говорится: «Истинный пост есть зла отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, осуждения, лжи и клятвопрестуления. Сей пост истинный есть и благоприятный».
    Или в другом месте: «Как мы удаляемся от мяса и другой пищи, так же станем избегать неприятельства с ближним, блуда, лжи и всякой злобы» и т. д.
    Точно так же не приносит пользы фарисейский пост «ради похвалы перед людьми», ведь Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к покаянию, преломлению гордости, смирению, молитве, богопознанию, освящению и соединению с Богом и ангелами, с жизнью святых на небе и со страданиями и смертью Спасителя, а не ко славе людской, что есть цель фарисейского поста.
    Единство телесного и духовного поста имеет великую ценность перед Богом.
    Пост соединен с молитвой, и, по словам Святых Отцов, представляет собой два крыла, возносящих нас на небо. Пост и молитва - два самых мощных средства в борьбе против всякого греха и диавола. Тот злой род диавольский, по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа, не может ничем другим быть изгнан из человека, но только «молитвою и постом» (см.: Мт. 17, 21).
    По продолжительности пост может быть однодневным и многодневным. Однодневные посты бывают каждую среду и пятницу в течение всего года (кроме сплошных седмиц), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября), в день Воздвижения Креста Господня (14 / 27 сентября) в Сочельник перед Богоявлением (5 / 18 января). Многодневные посты Святая Церковь установила перед великими праздниками, которых четыре. Святой Великий или Честной пост - Четыредесятница (перед Воскресением Христовым; длится семь недель); Рождественский пост (перед Рождеством - шесть недель); Успенский пост (перед Успением Пресвятой Богородицы -15 дней) и пост святых апостолов (перед днём памяти святых апостолов Петра и Павла, продолжительность которого меняется в зависимости от даты празднования Всех Святых).
    По строгости посты бывают пяти видов:
    1. Полное воздержание от всякой пищи и от всякого питья, например, в первые три дня Великого Поста (примирение) и в Великую Пятницу.
    2. Так называемое сухоядение, когда дозволяется есть хлеб и пить воду один раз в день после девятого часа (3 часа дня).
    3. Принятие пищи, приготовленной на воде (у нас принят такой пост перед Причащением).
    4. Вкушение пищи, приготовленной на растительном масле и питие вина два раза в день.
    5. Вкушение рыбы и питие вина (самый легкий вид поста).
    Насколько важен пост, указывает то обстоятельство, что многие святые каноны посвящены посту, начиная с 69-го: канон святых апостолов; каноны святых Вселенских и поместных Соборов; канон и Правила Святых Отцов, принятые многими Соборами. Пост имеет целью смирить тело, его страсти и низкие порывы. Каноны, как правило, освобождают от поста телесно немощных и больных, т. к. считается, что тела их смиряются болезнью, и поэтому они уже не имеют необходимости в посте. Но следует знать, что и в болезни верующий сам не может себя освободить от поста, - дозволить послабление может только его духовник, которому он предал себя в духовное руководство. Если мы сами допускаем ослабление поста, то сильно грешим, преступая Закон Божий и заповеди Матери-Церкви, чем ставим под вопрос своё спасение и вечную блаженную жизнь. Не следует успокаивать себя словами Евангелия, что «грех не входит через уста» и так далее, самовольно применяя к себе цитаты из Священного Писания, выдернутые из контекста ради самоугождения. Поступая так, мы лишь подтверждаем своё отступление от истинной веры.

    Вопрос:
    Некоторые говорят, что детям, не достигшим возраста 3-7 лет, вообще не надо поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов, которые предписаны Церковью. Другие говорят, в эти дни детям позволяется вкушать молоко, сыр, яйца. Как следует поступать? И могут ли дети поститься как взрослые христиане?
    Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, так как нет ни одного канона, конкретно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного осознания сути поста, его вида и цели.
    Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что у детей нет потребности в строгом посте , к которому призывает Церковь взрослых христиан. Причина простая: дети не впадают еще в тяжкие грехи подобно взрослым, не находятся в плену «взрослых» страстей, не имеют пагубных привычек, и поэтому не нуждаются в исцелении, укрощении и уничтожении страстей, для которых пост является грозным оружием в руках христианина, ради чего Бог заповедал поститься, а Святая Церковь установила правила поста.
    Но это не означает, что дети свободны от поста и совсем не должны поститься. Степень строгости поста детей зависит от веры и благочестия их родителей. И здесь требуется мудрость и рассуждение, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка.
    Прежде всего нужно определиться, до какого возраста следует считать свое чадо ребенком. Дети проходят несколько фаз развития: младенец, ребенок двух-трех летнего возраста, дошкольник, школьник, отрок, юноша. Для некоторых родителей их чадо и после службы в армии все еще ребенок. Очевидно, нельзя все фазы «детства» в отношении поста воспринимать одинаково.
    Здесь возможны две крайности: либо родители с раннего детства требуют от ребенка придерживаться строгого поста, либо «щадят» его от всякого поста вплоть до совершеннолетия. И та и другая крайности пагубны для духовной жизни ребенка. В первом случае существует опасность излишней строгостью вызвать у ребенка отвращение к посту, что может привести к полному отказу от постов в зрелом возрасте и нанести вред душе. Во втором случае, если ребенок с детства не будет приучен к воздержанию, не будет различать постных и непостных дней, то в зрелом возрасте ему будет трудно привыкнуть к посту, что не менее пагубно.
    Найти золотую середину - вот задача родителей. С этим легко справятся лишь те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение собственной души и души своего чада. Ведь обязанность родителей заключается не только в том, чтобы родить ребенка, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в наибольшей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Царства Небесного
    Например, совершенно естественно, когда мать приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Конечно, у младенцев пост не предполагается, и мать кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя возрастает в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свечей, к священническому облачению.
    К сожалению, в Сербии существует темное суеверие, будто нельзя причащать ребенка до трех или даже до пяти лет. И когда таких детей приводят на Причастие, то нередко мы становимся свидетелями безобразных сцен - раздаются истошные крики, визги, ребенок боится «страшного бородатого священника», и причастить дитя в таком случае бывает очень трудно. Хуже всего, если страх у ребенка закрепится на долгие годы или на всю жизнь, лишив его великого Таинства Причащения.
    С другой стороны, родители, пекущиеся о духовной жизни своего чада, начинают приучать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь.
    То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния или Исповеди. По учению Церкви, ребенок до семи лет не имеет греха. Но многие родители приводят своих детей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтобы привить ему осознание своих христианских обязанностей, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень важно научить ребенка свободно и доверительно общаться со своим духовником.
    Итак, пост для детей необходим, но не следует впадать в крайности. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.
    Мир вам и радость от Господа.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение в след. номере

             
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.