Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
АКТУАЛЬНО

 

Я отвечу совсем просто

Окончание. Начало

   

«Во Христе свобода»
Фото А.Шурлакова www.photo.orthodoxy.ru

    Сейчас я работаю над новой книгой, где пишу о женской и детской тюрьме. Преступления, которые совершают дети и женщины, более жестокие, чем мужские. В Черноземье в одной из колоний сидят девочки от 14 до 20 лет. Там их 610 человек. Сидят за убийство, разбой, двойное убийство. Сегодня настолько стремительно растет преступность, что девочка, отсидев год-два, начинает только-только понимать, что она натворила.
    Разные причины толкают детей на преступление. Это - сиротство и среда, в которой они воспитываются. Но одна из главных причин кроется в простом, когда девочки, насмотревшись фильмов вроде «Бригада», «Брат-2» и, взяв оттуда почерк поведения, сколотив точно такую же бригаду, начинают совершать преступления.
    А кого привлекать к уголовной ответственности? Этих детей или все-таки тех, кто создал предпосылку для преступления, и тем самым является его непосредственными соучастниками? А это: сценарист, режиссер, актеры, которые снимались в этих безобразиях и подали, в результате, этот чудовищный пример.
    Когда я разговаривал с подростками, то выяснялось, что в подавляющих случаях причиной совершения преступления был последний всплеск отчаяния от мучительных сложностей той жизни, которую они проводили на свободе: отсутствие доброты, любви родителей, их заботы и ласки, нормальных друзей и прочее...
    В последней детской колонии, в которой я был, отбывают срок 311 подростков. У 70-ти из них родителей нет вообще, а около 90 человек - это умственно отсталые дети. А откуда возникает эта отсталость? На сегодняшний день, чтобы стать умственно отсталым, достаточно сутки посмотреть телевизор...
    Сегодняшняя преступность стремительно молодеет. Уже в семь-восемь лет жестокость достигает величины, которая еще в начале 90-х годов была характерна только для 30-35 летних.

    Ваше отношение к отсутствию в нашей стране высшей меры наказания - смертной казни?
    Смертная казнь должна быть применена, когда дело касается войны. А так как на сегодняшний день война практически не затихает, то у таких людей, как Радуев, Басаев и т.д. уровень греха должен соответствовать уровню наказания. То есть, процесс наказания должен быть справедлив, и справедливость должна быть оценена гражданским населением страны - это должно быть справедливое наказание. Конечно, очень важно иметь при тюрьмах храмы или хотя бы молельные комнаты.

    Нужен ли в тюрьме священник, и какими качествами он должен обладать?
    Безусловно, нужен. Во-первых, людям, которые находятся в тюрьме, прежде всего необходимо сострадать. И дело даже не в возрасте или богатом опыте священника. Быть тюремным священником - это обладать высоким уровнем мужества и духовной стойкости. Я думаю, что тюремным священником должен быть в большей степени иеромонах. Уровень нагрузки настолько велик, что справиться с ним может не каждый.
Что такое приехать в зону? Помимо юридических законов, которые нужно знать, важно иметь такое смирение и такое терпение к людям, чтобы стать для них не только близким, но и духовно родным человеком. Я знаю такой случай, когда из епархии направили молодого священника, который служил в двух храмах, имел жену, детей. Эта нагрузка серьезно отразилась на тюремном служении. Тогда «смотрящие» послали к нему своего представителя, и тот по-человечески попросил, чтобы он больше к ним не приходил: «И вам тяжело, и мы не обогреты».
    Конечно, трудно работать с уголовниками. Сегодня есть много сотрудников колоний, которые могут быть представлены к званию Героя России за свое нелегкое служение. Это, если хотите, тяжелый фронт, куда, как правило, идут люди особого духовного склада.
    Однажды у меня была встреча с одним заключенным, которого дважды приговаривали к смертной казни. Когда разговор закончился, он мне сказал: «Я никогда не был в храме, я не знаю, как ставить свечу и подходить к иконе. Но когда меня приговорили к смертной казни и доставили в камеру ожидания, тут до меня дошло главное, что не надо быть умнее Бога»... Мы же, в своих поступках, нередко бываем умнее Бога и пытаемся часто свое превосходство, основанное на гордыне, дерзости, непокорности, демонстрировать в отношениях с близкими. А это - ни что иное, как своеволие, которое перерастает в то, о чем мы говорили в самом начале.
    Как-то я познакомился с одним стариком. Он бывший «вор в законе». Ему за 80 и живет он, вот уже лет 15, при храме, где работает дворником, сторожем, столяром. Зона его многому научила. У него скромная келлия, где один деревянный стол, стул, солдатская кровать, кружка... В свое время он был известным и влиятельным среди воров. Бывает, что к нему приезжают его бывшие знакомые. И вот однажды я видел, как приехавшие к нему, прежде чем зайти, тщательно вытирали ноги у порога, прокашливались, делая все, чтобы от них не пахло табаком, потому что они вошли на территорию храма. А потом, осторожно постучавшись, вежливо просили разрешения войти. Тогда я ему рассказал о том, что вышел фильм «Сволочи» и возникла музыкальная специфическая группа «Звери», и что принес показать ему эти «работы». После недолгого просмотра он сказал: «Если будет возможность, передай людям, что это не звери, это щенки. Возможно, они станут шакалятами. А настоящие звери и сволочи - это те, кто создал этот фильм и рекламирует его. Еще передай, что на любого зверя и любую сволочь есть капкан, а если капкана не подвернется, то они загрызут друг друга сами».
    Однажды, в вечернем разговоре с пожилым священником о пользе скорбей, войны, стихийных бедствий и вообще всего, что существует в мире, я спросил: «Батюшка, а какая польза от тараканов?» Он мне ответил: «Виктор, от тараканов огромная польза, потому как если бы не было тараканов - мы бы все заросли грязью. Ибо, как только наступает вечер, каждая аккуратная хозяйка говорит: надо перемыть посуду и вынести мусор, чтобы тараканы не завелись»...

    Расскажите нашим читателям о Православии в тюрьмах.
    Служение в тюрьмах - это самое трудное послушание. Примерно со второй половины 90-х годов прошлого века наметился серьезный разговор о том, чтобы в тюрьму пошел священник. Начальники тюрем стали осознавать, что без священника в колониях не обойтись. Герой моей книги Николай Дмитриевич Кравченко, будучи заместителем начальника колонии и довольно далекий от храма человек, как-то был ответственным по зоне. И вдруг по всей колонии отключили свет (для начала 90-х это было характерно), и наступила кромешная тьма. К тому же в это время шел проливной дождь. Вот тогда от сильного ветра, от ветхости рухнули вышка вместе с часовым и забор, от чего образовалась дыра метров в 30. А в зоне сидело почти 2500 заключенных. Тогда, первый раз в жизни наш герой взмолился: «Господи, помилуй и закрой эту дыру!» И вдруг среди всего этого ужаса заявляется старый вор и говорит: «Николай Дмитриевич, ты не переживай, все будет как надо. Но у меня к тебе просьба. Я человек старый и жить мне недолго. Давай в тюрьме построим храм». Офицер сдержал обещание и построили храм в честь святителя Николая.
    У каждого человека в душе живет вера в Бога. Просто надо дать возможность отчистить тину греха, грязь, для того, чтобы душа грешника просветлела. Если у тебя хоть кто-то в роду был крещен, то кровь твоя останется православной, она обязательно приведет тебя в храм, и как родник забьет из-под земли.
    Один заключенный, с которым мы любили говорить о жизни, рассказал мне о том, как он поумнел. Это случилось, когда блатные убили его друга Веньку. Именно тогда дошло до него главное, а именно, что «где бы русского мужика не носило, что бы мы из себя не корчили, мы все закончим под крестом и при батюшке. С храмов Божиих кресты посносили, а на кладбище так и не смогли».

    Вы сейчас пишите вторую книгу, посвященную тюремной тематике. Теперь уже о женской и детской колонии. Тема не исчерпана?
    Прежде чем я начал писать продолжение, я себе задал вопрос: во имя чего ты пишешь? И понял, что во имя покаяния. Поэтому неслучайно за основу взята литургия тюремного храма. Смысл ее заключается именно в покаянии. Когда человек приходит к покаянию, то для него начинается воскресение души.
    Существует епитимия, такое своеобразное наказание за совершение греха, если человек не останавливается и продолжает грешить, тогда бывает необходима вот такая юридическая епитимия - на определенный срок. А вообще, я думаю, эта тема неисчерпаема, как и тема армии.

     Вы, как человек военный, можете сказать о том, готова ли Российская Армия при сегодняшнем ее состоянии защищать свое Отечество?
    Я думаю, что наша армия готова защищать Родину всегда. И когда пытаются опорочить нашу армию, то это явная провокация.
    Однажды в прямом эфире у меня была беседа на эту тему. Предварительно было оговорено, о чем будет идти речь, и вдруг мне задают вопрос, который затрагивает евангельскую заповедь «не убий». Меня пытаются призвать к ответу, упрекая в том, что я убивал на войне. Я, честно говоря, немного растерялся, но сказал, что такие вопросы обычно задают три категории людей: первая категория - это дремучие невежественные люди, которые вроде знают, что где-то есть Церковь. Они где-то и что-то читали, да не то. Вторая категория - это сектанты. Как правило, люди заблудшие, болящие. А третья категория - это провокаторы, которые, зная правильный ответ, пытаются сломать собеседника и втянуть его в конфликтный тон. Эфир был тут же прекращен.
    Подобное касается и вооруженных сил. Любая попытка показать, что наша армия физически не дееспособна, не интеллектуальна и даже не духовна, все равно закончится провалом. Я хочу сказать, что по сей день ни одна армия в мире не сможет и близко сопоставить уровень героизма своих солдат с 6-й ротой, с подводной лодкой «Курск», с Николаем Майдановым, а вообще наших героев тысячи. Это заложено в крови русского солдата. Ибо много разных стран, а Святая Русь одна.

    Как Вы считаете, хорошо ли то, что службу в армии переводят на контрактную основу?
    Русский человек, родившись, уже является защитником Отечества, и потому необходима не армия наемников, а армия верных защитников своего Отечества. Безусловно, надо учить воина. Профессионально подготовленный, в час пик он быстро войдет в нужную среду.
    Как-то на одной из встреч мне пришла записка от женщины, где она написала, что приложит все силы, чтобы откупить сына от армии. Я обратился к сидящим в зале: «Кто все-таки наберется смелости представиться и вслух повторить то, что он написал?» Не рискнул никто. Из сидящих в зале было подавляющее большинство тех, кто, несмотря на сложность сегодняшнего дня, гордились, что их сыновья выполнили свой воинский долг.
    Да, существует, к сожалению, в нашей стране тенденция «откосить» от армии. И все-таки у русской матери всегда сохранится настоящее понимание того, что если сын и погибнет, то не бездарно, а за Родину. С другой стороны, если посмотреть на статистику, сколько сейчас погибает молодых людей от наркотиков, уличных драк, пропадают без вести или просто погибают от несчастных случаев.
    По статистике 40 тысяч молодых людей ежегодно гибнут от наркотиков, а в армии примерно от 20 до 40 человек. Особенно стало выгодно врагам нашего Отечества представлять сегодняшнего военного человека негодяем. Конечно, есть чувство стыда за то, что случается в армии, но это не система. Возможно, и необходимы нам высокие уровни потрясений, горя, для того, чтобы прийти к Богу, к храму. В данном случае это коснулось и меня лично. Только после этого ты становишься православным, это примерно, как напоминание «гром не грянет, мужик не перекрестится».
    Тем не менее, у каждого человека в жизни свой гром. Для одного достаточно легкого колокольчика, а для другого нужен сильный набат. На сегодняшний день мы настолько очерствели душой, что беда близкого и смерть родных не всегда могут подвигнуть нас на сострадание и помощь. Почему произошла такая трагическая ситуация и с «Курском», и с 6-й ротой, и с Женей Родионовым? Да потому, что нам уже не хватает простой силы, и нужны такие грозные потрясения, после которых только мы приходим в себя и совершаем нужные поступки.

    Откуда взялась дедовщина в армии? Это деградация общества или деградация армейских порядков?
    Дедовщина в армии была всегда. Я думаю, еще со времен Александра Невского. Вообще, что это за понятие «дедовщина»? И кто такой дед в армии? Дед, имелось в виду, как старослужащий с большим опытом и желанием закрыть собой неподготовленного солдата. И всегда в основе было заложено уважительное отношение к этому человеку, который не даст в обиду и в случае беды прикроет собой. В этом качестве и прижилось понятие «дедовщины». Но по мере деградации и деморализации души дедовщина стала приобретать уродливую форму. Я думаю, это произошло тогда, когда из армии стали уходить фронтовики, прошедшие Великую Отечественную Войну. Пришло новое поколение, которое не знало войны...
    Война начинается не с повестки на службу, а с первой крови. Тогда меняется и отношение ко всему. Одно дело - тыловик, а другое - когда ты постоянно находишься в бою. Но по мере того, как дух войны уходил, а это примерно начало 60-х и далее, тогда, к сожалению, и стало появляться поколение военных, которые делились на генералов «арбатских» и генералов боевых.
   Существует и такое понятие, как «оборотни в погонах». Но сегодня, к сожалению, есть оборотни не только в погонах. Есть оборотни пера, ТВ, СМИ... Оборотни есть везде - просто стремятся убить лидеров в русском народе. А на сегодняшний день, как и всегда, самой сильной является армия. Представьте себе, что вдруг не станет военных, и последствия для России будут печальными.

    Кто, как правило, служит в армии?
    У нас в группе было, как и в каждой другой, четыре национальности: это русские, украинцы, грузины и белорусы. Видимо те трудные моменты, в которых мы находились, можно было пережить только таким выбором людей.
    Как-то я ехал в автобусе и услышал разговор двух бабушек, возвращавшихся с рынка, где работают одни азербайджанцы. Так вот одна другой говорит: «Мария, представляешь, мы приезжаем с тобой в Баку, а там на рынке стоят одни русские, а азербайджанцы только подметают рынок». Надо понимать, что нарушен баланс в русском обществе. Кто, в конце концов, здесь хозяин? Если законодательство устроено таким образом, что позволительно поощрять наглость гостей и ущемлять права настоящего хозяина, то долгого мира на этой земле не будет. Поэтому, когда нет у представителей власти тонкого ощущения меры, то всегда она перельется через край. И в зависимости от того, насколько она перельется, и кто обожжется на этом кипятке, будут происходить конфликты. Единственное могу сказать, что тот, кто виновен, не избежит ответственности за свои поступки. Никто не избежит.

    В чем вы видите спасение для русского человека?
    Я отвечу совсем просто: вера, Причастие святых Христовых Таин, а от этого будут рассудительность, мудрость, терпимость, смирение.
    Всем желаю созидания, покоя, здравия. И прошу ваших молитв.

Беседовала Галина Симонова

    

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.