Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    Какое значение для православного христианина имеет горение свечей и лампад?
Когда и почему их следует возжигать?

    Бог есть Свет. Он живет в неприступном свете. Христос есть «Солнце Правды», «Свете тихий»...
    Говоря об этом Божественном Свете, Псалмопевец Царь Давид утверждает, что Слово Твое - светильник ногама моима и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Тот же самый свет в Новом Завете - Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Именно поэтому евангельские девы всегда держат в руках своих горящие светильники (см.: Мф. 25, 1-13), а Сам Господь заповедует Своим апостолам: Так да светит свет ваш перед людьми... (Мф. 5, 16) и т.д.

    Из вышеизложенного становится ясно, что освещение в храме и при молитве (храмовой или домашней) есть, прежде всего, символ Божества. Отсюда и в Ветхом, и в Новом Заветах, изначально при всех богослужениях зажигается свет, и не столько из практических целей, но по символическим причинам.
    Сегодня в Православных храмах, по канонам, не может совершаться ни одно богослужение, ни одно Святое Таинство, чин или треба без этого «пламени жизни». И в Ветхом, и в Новом Заветах светильниками при богослужениях являются свечи из чистого пчелиного воска или лампады с оливковым маслом.
 

    Сегодня практическую потребность при освещении храма выполняет электричество, но символическую потребность, естественную, оно удовлетворить не может. Поэтому при наличии дорогостоящих роскошных электрических паникадил во время богослужения обязательно используются свечи и лампады с живым пламенем.

    Зачем христианину возжигать свечи и лампады вне богослужения?

     Кроме вышеуказанной символики, свет, который распространяет зажженная свеча или лампада, означает собой и свет Новозаветного Евангельского учения, который освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования. Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем.
    Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой (она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой, имеет перед Богом немалое значение.

    Кто и когда может зажигать свечи и лампады?

    Все случаи перечислить невозможно, так же, как нельзя перечислить случаи, в которых мы осеняем себя Крестным знамением. Но все-таки свечи больше зажигают в храмах при богослужениях, особенно во время Божественной Литургии. Их можно зажигать в церкви и вне богослужений, если ощущаете в этом потребность. Сербы зажигают свечи в своих домах во время празднования Крестной Славы или при совместной или частной домашней молитве.
    Лампады в храме обычно зажигают служители церкви, а дома лампада зажигается перед иконой или накануне воскресения или другого праздничного дня, а можно зажигать ее и каждый день.
    Возжигание свечи или лампады обычно сопровождается молитвой Богу о здравии, спасении и благом возрастании в духовной жизни или нас самих, или наших близких, родственников и друзей, а также за упокой души дорогих нам почивших христиан. Если есть такая возможность, то свечи и лампады можно зажигать в каждой комнате, если нет возможности - то пред оной свечой можно поминать всех - как живых, так и умерших.
    Свечи и лампады зажигаются в честь память отдельных святых и угодников Божиих, тех, к которым мы обращаемся с молитвенной просьбой о заступничестве перед Творцом нашим и Богом, ища их помощи во время искушений и тяжелых обстоятельств.
Существуют особые моменты богослужения, когда нельзя ставить свечи в храме (чтобы не мешать богослужению - ред.): во время чтения Евангелия, во время Великого Входа, во время Евхаристического канона и когда в храме совершается Таинство Причащения. Пусть ваша ревность к Богу приведет вас в храм до начала богослужения, когда вы мирно и спокойно можете удовлетворить свои духовные потребности в зажигании свечей и в частной молитве, а во время богослужения следует с благоговением внимать службе и не мешать окружающим своим передвижением по храму или проталкиванием через толпу к тому месту, где хотим зажечь свечу.
    Но пусть никто не думает, что возжигание свечей есть некая обязанность, или будто бы она освобождает нас от посещения церкви или участия в ее Таинствах. Тут скрывается уловка нечестивого, которая, действуя через нашу немощь и малодушие, удаляет нас от богослужения. Если у нас нет денег на свечи, то Богу надо принести наше чистое сердце, как самую благоухающую свечу, и наши теплые молитвы, которые Ему приятнее всех свечей. Свечи - не суть, но только символ того, что в нас происходит. И если мы наше внутреннее состояние не выражаем внешними символами, то оно от этого не умаляется.

    Можно ли христианам кадить в своих жилищах ладаном? Если да, то зачем это нужно и в каких случаях? Что символизируют ладан и каждение - как в храме, так и дома?

    Никогда бы нам, священникам, не пришло в голову то, чем интересуется народ и что он хочет, чтобы ему объяснили из области святой веры и традиций нашей христианской жизни, если бы вы не подталкивали нас и не побуждали к этому.
    Ладан и каждение! Здесь два понятия: материя и действие. И одно, и другое в нашем сознании соединяется с молитвой - либо церковной, либо домашней. У наших современников разные мнения относительно этого. Некоторые говорят, что «запах ладана» им неприятен, поскольку напоминает о патриархальных временах, о давно отживших бабушкиных и дедушкиных обычаях, от которых современные люди «освободились».
    Ладан и каждение действительно имеют свою древнюю историю. Ладан употребляется с ветхих времен, он был востребован и в языческих культах, а также в иудейских богослужениях. Ладан, как материальное вещество, появился в Индии и в африканских землях и обладает очень приятным запахом. В Ветхом Завете говорится о способе его приготовления (см.: Исх. 3, 34), а в Новом Завете - об его использовании в богослужениях (см.: Лк. 1, 9-10). Ладан из-за своей дефицитности и трудоемкости при приготовлении являлся весьма дорогостоящим веществом в старые времена, поэтому восточные мудрецы волхвы принесли его вместе с золотом и смирной в дар Младенцу Христу (см.: Мф. 2, 11). Об использовании ладана и об его аллегорическом значении говорит ветхозаветный псалмопевец Царь Давид: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2).
    Когда ладан плавится на жертвеннике, то поднимаются клубы белого дыма, исполненные приятного аромата, и невидимо распространяются по храму (или по дому), что символизирует нашу молитву, которая возносится к Богу, как приятный благоуханный аромат души...
    Одобрение христианской Церковью ладана и каждения - это не усвоение языческого культа, как это некоторым хочется преподнести, или не подражание чему-то, но это разумное следование основам, установленным в Святом Писании. Так, в Книге Пророка Малахии (см.: Мал. 1, 11) пишется: «От Востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву...» Под «чистой жертвой» понималась первыми христианами святая Евхаристия (хлеб и вино), а под фимиамом - употребление ладана (Святой Иустин Мученик).
    Основываясь на этом месте Ветхого Завета, христиане во время Евхаристии стали употреблять ладан. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова много раз говорится о ладане, как о жертве истинному Богу (см.: Откр. 5, 8; 8, 3-5), а также упоминается каждение в Храме евангелистом Лукой (см.: Лк. 1, 9). Третье апостольское правило говорит о ладане и елее, которые можно приносить в храм как дар христианам. Преподобный Ефрем Сирин просит быть похороненном при каждении в Доме Господнем. Святитель Амвросий Медиоланский говорит о каждении, истолковывая явление Архангела Гавриила Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (см.: Лк. 1, 11)
    Итак, чем дальше рассматриваем исторические события Христианской Церкви, тем более имеем доказательств молитвенного употребления ладана и каждения. Сегодня почти не существует церковных священнодействий (как в храме, так и в домах верующих, а также на могилах и в других местах), не сопровождающихся каждением.
    Каждением почитаются святые иконы и другие церковные предметы, а также присутствующие на богослужении верующие: епископ, священники, клир и народ.
    Каждением верных принимаются их молитвы, и в то же время им подается освящение, которое приходит невидимым образом, подобно распространяемому аромату ладана. Ладан имеет различные аллегорические смыслы, он, например, означает восхищение ума и сердца нашего к Небу во время молитвы.
    Из всего сказанного ясно, что каждение можно совершать и дома, и на всяком месте, точно так же, как мы можем совершать нашу молитву Богу во всякое время и на всяком месте в Его имении. Ведь земля и все, что на ней - Господни. Значит, наряду с возжиганием свечей и лампад мы можем дома совершать каждение ладаном. Некоторые верующие так поступают во время совместной домашней молитвы (обычно накануне праздников). Боголюбивые же христиане делают это ежедневно - и это вполне правильно и естественно.
    И все-таки то, что выражает нашу веру, не должно становиться самоцелью, но лишь подтверждением того, что происходит в наших душах. Усердные, искренние молитвы Богу будут приняты и без ароматов ладана. Но если у нас ощущается потребность видимым образом выразить то, что происходит в нашем сердце, то каждение и все остальное, что из этого побуждения проистекает, имеет законченный смысл и значение.
    У верующего человека есть потребность в том, чтобы все дарованные ему Богом чувства участвовали в прославлении Всевышнего, чтобы ничто не оставалось пассивным. Очи взирают на икону, ухо слышит молитву и пение в храме, вкус ощущает Святое Причастие, обоняние чувствует благоухание ладана.
    Прославляйте Бога всеми своими чувствами и радуйтеся Господу!
    Мир вам и радость от Господа!


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.