Практическая веронаука
(практическое богословие)
Епископ Рашско-Призренский Артемий
Какое значение для православного христианина имеет горение свечей и лампад?
Когда и почему их следует возжигать?
Бог есть Свет. Он живет в неприступном свете. Христос есть «Солнце Правды», «Свете тихий»...
Говоря об этом Божественном Свете, Псалмопевец Царь Давид утверждает, что Слово Твое - светильник ногама моима и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Тот же самый свет в Новом Завете - Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Именно поэтому евангельские девы всегда держат в руках своих горящие светильники (см.: Мф. 25, 1-13), а Сам Господь заповедует Своим апостолам: Так да светит свет ваш перед людьми... (Мф. 5, 16) и т.д.
Из вышеизложенного становится ясно, что освещение в храме и при молитве (храмовой или домашней) есть, прежде всего, символ Божества. Отсюда и в Ветхом, и в Новом Заветах, изначально при всех богослужениях зажигается свет, и не столько из практических целей, но по символическим причинам.
Сегодня в Православных храмах, по канонам, не может совершаться ни одно богослужение, ни одно Святое Таинство, чин или треба без этого «пламени жизни». И в Ветхом, и в Новом Заветах светильниками при богослужениях являются свечи из чистого пчелиного воска или лампады с оливковым маслом. |
|
|
Сегодня практическую потребность при освещении храма выполняет электричество, но символическую потребность, естественную, оно удовлетворить не может. Поэтому при наличии дорогостоящих роскошных электрических паникадил во время богослужения обязательно используются свечи и лампады с живым пламенем.
Зачем христианину возжигать свечи и лампады вне богослужения?
Кроме вышеуказанной символики, свет, который распространяет зажженная свеча или лампада, означает собой и свет Новозаветного Евангельского учения, который освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования. Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем.
Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой (она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой, имеет перед Богом немалое значение.
Кто и когда может зажигать свечи и лампады?
Все случаи перечислить невозможно, так же, как нельзя перечислить случаи, в которых мы осеняем себя Крестным знамением. Но все-таки свечи больше зажигают в храмах при богослужениях, особенно во время Божественной Литургии. Их можно зажигать в церкви и вне богослужений, если ощущаете в этом потребность. Сербы зажигают свечи в своих домах во время празднования Крестной Славы или при совместной или частной домашней молитве.
Лампады в храме обычно зажигают служители церкви, а дома лампада зажигается перед иконой или накануне воскресения или другого праздничного дня, а можно зажигать ее и каждый день.
Возжигание свечи или лампады обычно сопровождается молитвой Богу о здравии, спасении и благом возрастании в духовной жизни или нас самих, или наших близких, родственников и друзей, а также за упокой души дорогих нам почивших христиан. Если есть такая возможность, то свечи и лампады можно зажигать в каждой комнате, если нет возможности - то пред оной свечой можно поминать всех - как живых, так и умерших.
Свечи и лампады зажигаются в честь память отдельных святых и угодников Божиих, тех, к которым мы обращаемся с молитвенной просьбой о заступничестве перед Творцом нашим и Богом, ища их помощи во время искушений и тяжелых обстоятельств.
Существуют особые моменты богослужения, когда нельзя ставить свечи в храме (чтобы не мешать богослужению - ред.): во время чтения Евангелия, во время Великого Входа, во время Евхаристического канона и когда в храме совершается Таинство Причащения. Пусть ваша ревность к Богу приведет вас в храм до начала богослужения, когда вы мирно и спокойно можете удовлетворить свои духовные потребности в зажигании свечей и в частной молитве, а во время богослужения следует с благоговением внимать службе и не мешать окружающим своим передвижением по храму или проталкиванием через толпу к тому месту, где хотим зажечь свечу.
Но пусть никто не думает, что возжигание свечей есть некая обязанность, или будто бы она освобождает нас от посещения церкви или участия в ее Таинствах. Тут скрывается уловка нечестивого, которая, действуя через нашу немощь и малодушие, удаляет нас от богослужения. Если у нас нет денег на свечи, то Богу надо принести наше чистое сердце, как самую благоухающую свечу, и наши теплые молитвы, которые Ему приятнее всех свечей. Свечи - не суть, но только символ того, что в нас происходит. И если мы наше внутреннее состояние не выражаем внешними символами, то оно от этого не умаляется.
Можно ли христианам кадить в своих жилищах ладаном? Если да, то зачем это нужно и в каких случаях? Что символизируют ладан и каждение - как в храме, так и дома?
Никогда бы нам, священникам, не пришло в голову то, чем интересуется народ и что он хочет, чтобы ему объяснили из области святой веры и традиций нашей христианской жизни, если бы вы не подталкивали нас и не побуждали к этому.
Ладан и каждение! Здесь два понятия: материя и действие. И одно, и другое в нашем сознании соединяется с молитвой - либо церковной, либо домашней. У наших современников разные мнения относительно этого. Некоторые говорят, что «запах ладана» им неприятен, поскольку напоминает о патриархальных временах, о давно отживших бабушкиных и дедушкиных обычаях, от которых современные люди «освободились».
Ладан и каждение действительно имеют свою древнюю историю. Ладан употребляется с ветхих времен, он был востребован и в языческих культах, а также в иудейских богослужениях. Ладан, как материальное вещество, появился в Индии и в африканских землях и обладает очень приятным запахом. В Ветхом Завете говорится о способе его приготовления (см.: Исх. 3, 34), а в Новом Завете - об его использовании в богослужениях (см.: Лк. 1, 9-10). Ладан из-за своей дефицитности и трудоемкости при приготовлении являлся весьма дорогостоящим веществом в старые времена, поэтому восточные мудрецы волхвы принесли его вместе с золотом и смирной в дар Младенцу Христу (см.: Мф. 2, 11). Об использовании ладана и об его аллегорическом значении говорит ветхозаветный псалмопевец Царь Давид: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2).
Когда ладан плавится на жертвеннике, то поднимаются клубы белого дыма, исполненные приятного аромата, и невидимо распространяются по храму (или по дому), что символизирует нашу молитву, которая возносится к Богу, как приятный благоуханный аромат души...
Одобрение христианской Церковью ладана и каждения - это не усвоение языческого культа, как это некоторым хочется преподнести, или не подражание чему-то, но это разумное следование основам, установленным в Святом Писании. Так, в Книге Пророка Малахии (см.: Мал. 1, 11) пишется: «От Востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву...» Под «чистой жертвой» понималась первыми христианами святая Евхаристия (хлеб и вино), а под фимиамом - употребление ладана (Святой Иустин Мученик).
Основываясь на этом месте Ветхого Завета, христиане во время Евхаристии стали употреблять ладан. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова много раз говорится о ладане, как о жертве истинному Богу (см.: Откр. 5, 8; 8, 3-5), а также упоминается каждение в Храме евангелистом Лукой (см.: Лк. 1, 9). Третье апостольское правило говорит о ладане и елее, которые можно приносить в храм как дар христианам. Преподобный Ефрем Сирин просит быть похороненном при каждении в Доме Господнем. Святитель Амвросий Медиоланский говорит о каждении, истолковывая явление Архангела Гавриила Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (см.: Лк. 1, 11)
Итак, чем дальше рассматриваем исторические события Христианской Церкви, тем более имеем доказательств молитвенного употребления ладана и каждения. Сегодня почти не существует церковных священнодействий (как в храме, так и в домах верующих, а также на могилах и в других местах), не сопровождающихся каждением.
Каждением почитаются святые иконы и другие церковные предметы, а также присутствующие на богослужении верующие: епископ, священники, клир и народ.
Каждением верных принимаются их молитвы, и в то же время им подается освящение, которое приходит невидимым образом, подобно распространяемому аромату ладана. Ладан имеет различные аллегорические смыслы, он, например, означает восхищение ума и сердца нашего к Небу во время молитвы.
Из всего сказанного ясно, что каждение можно совершать и дома, и на всяком месте, точно так же, как мы можем совершать нашу молитву Богу во всякое время и на всяком месте в Его имении. Ведь земля и все, что на ней - Господни. Значит, наряду с возжиганием свечей и лампад мы можем дома совершать каждение ладаном. Некоторые верующие так поступают во время совместной домашней молитвы (обычно накануне праздников). Боголюбивые же христиане делают это ежедневно - и это вполне правильно и естественно.
И все-таки то, что выражает нашу веру, не должно становиться самоцелью, но лишь подтверждением того, что происходит в наших душах. Усердные, искренние молитвы Богу будут приняты и без ароматов ладана. Но если у нас ощущается потребность видимым образом выразить то, что происходит в нашем сердце, то каждение и все остальное, что из этого побуждения проистекает, имеет законченный смысл и значение.
У верующего человека есть потребность в том, чтобы все дарованные ему Богом чувства участвовали в прославлении Всевышнего, чтобы ничто не оставалось пассивным. Очи взирают на икону, ухо слышит молитву и пение в храме, вкус ощущает Святое Причастие, обоняние чувствует благоухание ладана.
Прославляйте Бога всеми своими чувствами и радуйтеся Господу!
Мир вам и радость от Господа!