Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Благоверный князь Ярослав Мудрый

(память 20 февраля / 5 марта)

А.Д. Кившенко. Ярослав Мудрый.
Чтение народу Русской правды»

    Время Ярослава (ок. 978-1054) ознаменовалось распространением православной веры по всей Русской земле, постройкой множества церквей и монастырей. Князь любил великолепие храмов и не жалел средств на их украшение. Собор Святой Софии Премудрости Господней был заложен Ярославом в Киеве на месте полного разгрома печенегов, которые с тех пор прекратили набеги на Русь. В храмах князь завел стройное церковное пение. При Ярославе был избран первый митрополит из русских - Иларион. Великий князь неустанно читал священные книги, написанные на славянском языке, и собирал их, где только возможно. Он посадил множество переводчиков книг с греческого языка, чтобы рассылать их по церквам. Известна написанная по приказанию сына Святослава и украшенная драгоценными рисунками книга «Изборник Святослава». Ко времени правления Ярослава относится и богато украшенное, с великолепными рисунками «Остромирово Евангелие», написанное для новгородского посадника Остромира. Этим рвением к книжному делу Великий князь положил основание книгохранилищу при Новгородском Софийском соборе.
    Ярославу приписывается составление первого писаного Свода законов под названием «Русская правда». Сюда вошли все порядки для производства княжеского суда, причем исследование дела производилось всегда тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда выносилось решение.
    Монархи Европы (тогда еще принадлежавшие к единой Церкви) почитали за честь породниться с Ярославом - это было привлекательно из политических соображений. Одна из его дочерей, Анна, стала женой французского короля Генриха I и матерью короля Филиппа, за малолетством которого правила Францией. Французы сохранили собственноручную подпись «Королева Анна» на одной государственной грамоте. Французский ученый отмечает, что она «не удовольствовалась, по обычаю тех времен, за общей безграмотностью, поставить крест рядом со своим именем, написанным рукой писца, но собственноручно подписала ее своим именем на русском языке».
    Елизавета, другая дочь Ярослава, была женой норвежского короля Гаральда. Третья - Анастасия - женой венгерского короля Андрея I.
    Великий князь Ярослав скончался 76 лет от роду в Вышгороде на руках своего любимого сына Всеволода, горько оплакиваемый народом. Перед смертью Ярослав собрал своих детей и наказал: «Любите друг друга... Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов, которую они приобрели трудом своим великим».
    Благодарный русский народ почтил память своего Великого князя, наименовав его Мудрым.

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

(память 23 февраля / 8 марта)

    Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол (память 6 февраля). Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.
    В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».
    На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161-180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа - «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» - одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Был приготовлен костер, в чем, по своему обыкновению, усердно помогали иудеи. Маститый пастырь христиан сам лег на костер и просил не пригвождать его, обещаясь и без гвоздей остаться неподвижным. Когда окончил он предсмертную молитву, в которой прославлял Бога за то, что Он удостоил его приобщиться чаши страданий Христовых, разожгли огонь.
    Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.
    При жизни Святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано Святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Рис. Д.Кузнецовой

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.