Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО

 

Любовь к Отечеству - сила творческая

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

    Всечестные отцы, братия и сестры! Возлюбленные соотечественники мои!
    Отмечая ныне годовщину нашей великой Победы, избавившей Россию от страшной угрозы иноземного порабощения, своевременно и душеполезно для нас будет поразмыслить о том, как храним мы ее плоды, доставшиеся нам в наследство ценой всенародного жертвенного подвига, ценой многой крови и тяжкой скорби.
    Оглянемся на историю Отечества своего - и повсюду видим мы следы воинской доблести и гражданского мужества, оставленные нашими славными предками, из поколения в поколение складывавшими могучее здание русской государственности. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина.
    В многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с добром и правдой, битве сатанинской лжи, предательства и коварства с Евангельскими заповедями любви, милосердия и сострадания Русь всегда служила опорой небесным добродетелям, надежным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в ее стремлении к господству над всей Землей. Тем-то и была она ненавистна пособникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за свое существование.
    И церковь всегда безоговорочно благословляла народ русский на эту священную борьбу. В 1380 году, в канун страшной сечи на поле Куликовом, пришел благоверный князь Димитрий за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. Признавая в богоносном игумене Троицкой Лавры силу веры и дар пророчества, суровый воин приступил к святому старцу с вопросом: идти ли против сильного и грозного врага?
    Сотворив молитву, ответил князю смиренный подвижник: «Иди! Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из подвижников твоих готовы венцы мученические. Иди смело, князь, и надейся на помощь Божию...» Зримым свидетельством благословения Церкви стали для Димитрия два воина-инока - Пересвет и Ослябя, отправившиеся с его войском, горя желанием пролить свою кровь за Святую Русь.

Сергей Милорадович (1851-1943). Оборона Троице-Сергиевой лавры

    Сто лет спустя, в 1480 году, Государь и Великий князь всея Руси Иоанн III решил, наконец, окончательно сбросить унизительное татарское иго. Хан Ахмат с огромным войском пришел покарать непокорного «данника», но... с пламенным воззванием к Иоанну - о необходимости действий решительных и мужественных - обратилось русское духовенство.
    «Наше дело говорить царям истину, - писал Государю Ростовский архиепископ, старец Вассиан. - Ныне пишу, ревностно желая утвердить твою душу и державу. Когда ты поехал из Москвы к воинству с намерением ударить на врага христианского, денно и нощно припадали к алтарям Всевышнего, да увенчает тебя Господь победой...
    О, Государь! Смертным ли бояться смерти? Я стар и слаб, но не убоюсь меча татарского, не отвращу лица моего от его блеска... Ангелы снидут с небес в помощь твою, и одолеешь врагов, и смутятся, и погибнут. А мы Соборами святительскими день и ночь молим Бога, да рассыплются племена нечестивые, хотящие брани; да будут омрачены молнией небесной и, как псы голодные, да лижут землю языками своими».     Так и избавилась Россия от многолетнего унижения, свергнув с себя в конце концов инородческое иго.
    В тяжкие дни смуты XVII века, прежде, чем знаменитый Козьма Минин произнес на народном собрании свою речь, положившую начало созданию ополчения, которое вскоре изгнало интервентов из Москвы, обратился к народу протопоп Савва Ефимьев, сказав: «Увы нам, чада мои и братья, увы нам. Не дни ли конечной гибели нашей приблизились ныне, ибо гибнет государство Московское и вера гибнет. Горе нам. Иноземцы в нечестивом совете своем умыслили Московское царство разорить и непорочную веру в многопрелестную веру обратить. Кто не восплачет здесь, братия, и кто не источит слез из очей своих? Что сотворим, и что скажем? Не утвердимся ли в единении и не станем ли стоять до смерти за веру чистую и непорочную, да за Церковь святую соборную?»
    Во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью и бережно воодушевляла на подвиг во имя Родины, вразумляя мудрым пастырским словом, назидая своим богатым пастырским опытом. Во всех войнах рядом с русским солдатом шел священник, рядом с воином мирским - воин духовный. Не стала исключением и Великая Отечественная.
    «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, - обратился к верующим митрополит Ленинградский Алексий, - без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствие своих и чужих.
    Но война - священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников и к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый Русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию, молится о полной и окончательной победе над врагом».
    Теперь вернемся в день сегодняшний. Вслушайтесь, как современно (к сожалению) звучат ныне горькие слова послания русского первоиерарха, митрополита Сергия, сказанные им 22 июня 1941-го, в первый же день войны: «Повторяются времена Батыя, Карла Шведского, Наполеона. Потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой..., принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными запретами любви к своему Отечеству.
    Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же славного имени и мы - православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».
    Горькими я называю эти духо-подъемные слова церковного архипастыря, ибо нечем нам сегодня ответить на них, нечего предъявить во свидетельство своей принадлежности к радетелям великого русского дела, наследникам многовековой русской славы. Мы разметали, развеяли по ветру державное наследие предков, политое не нашей кровью, оплаченное не нашей скорбью, оплаканное не нашими слезами. Мы отдали Россию на попрание алчному честолюбию и грязной похоти, забыв и отрекшись в большинстве своем от многовековых народных святынь. Мы, и никто другой, допустили весь тот позор и срам, что творится ныне на Руси.
    И пока мы не осознаем своей вины, пока не исправим содеянного, пока не вернем нашей Отчизне радость осмысленного, мирного бытия и утраченную державную силу - не вправе мы называться наследниками великих русских побед. Лишь те немногие выжившие старики, что стоят ныне с протянутой рукой в переходах метрополитена, надев колодки боевых наград, позвякивая (кто не успел продать) орденами Великой Отечественной, имеют перед Богом право преемства подвигов предков. Мы же, равнодушно спешащие мимо, лишены такого права до тех пор, пока не восстановим попранного и не вспомним забытое.
    Ныне, как и всегда, взывает Церковь Русская к защитникам Отечества нашего - воинам армии и флота: будьте достойны своего великого, жертвенного служения. Пусть ненавистники России тщатся разрушить ее силу и мощь, оболгать ее ратную славу, низвести вас к роли равнодушных наемников. Этому, верю, не быть. Армию разрушают сознательно, планомерно и целенаправленно, но все же - верен Бог! - мы выстоим, выдержим, одолеем зло. Это обязательно случится, ибо не оскудела земля Русская мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела! Да будет так. Аминь.


Явления Пресвятой Богородицы русскому воинству в 1915-1916 гг.

    Надежда Русского воинства на небесную помощь, на помощь Господа Бога, Пречистой Богоматери и святых угодников Божиих всегда составляла отличительную черту России. И в этой надежде Россия никогда не раскаивалась. Более чем тысячелетняя история нашего государства дает нам многие десятки и сотни случаев явно (так сказать, ощутительно) доказывающих милостивое заступничество и небесную помощь нашему воинству от небожителей. И в настоящий век маловерия и безбожия, когда и на Руси религиозное одушевление значительно ослабело, в настоящую войну Господь видимо не оставляет нашу родину Своею Божественною помощью.
    И теперь Русское верующее воинство удостоилось особого счастья благодатного видения Самой Пречистой Царицы Небесной, видимо сочувствующей и благодатно помогающей Русскому воинству. Знаменитые осенние победы Русского воинства над германцами, одержанные в августовских лесах, по глубокому убеждению самих победителей, явились результатом благодатной помощи Богоматери - после чудесного видения Ее Пречистого Образа на бранном поле.
    Вот как об этом видении рассказывают очевидцы: «После нашего отступления, - пишет генерал Ш., - 7-8 сентября, накануне огромного и весьма кровопролитного сражения нашего с немцами, окончившегося разгромом нами германской армии, мы удостоились особого небесного видения. Наш отряд только что расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи; прибегает к поручику Р. рядовой солдат и говорит: „Ваше высокоблагородие, идите". Поручик пошел и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».
    На другой день именно эти войска и одержали главным образом блестящую победу («Колокол», 26 сентября, № 2519).
    Даже немцы в своих откровенных, чистосердечных рассказах не скрывают того, что русским, видимо, помогают духи. Вот как один раненый немец объяснял военные успехи русских. «Когда наши войска как будто начинают брать верх, над Русскою армией появляется какое-то непонятное воздушное явление - Женщина в белом одеянии, прикрывающая русских огромным плащом так, что мы перестаем их видеть. А женщина глядит на нас огненными глазами... Ее взора никто выдержать не может: как же мы можем победить, если русским помогают духи, пред которыми мы дрожим!..»
    Многие частные рассказы отдельных солдат и сестер также подтверждают глубокую веру наших солдатиков в Божественное заступничество и очевидное доказательство осуществления на деле этой надежды.
    Конечно, для неверующих - все это обман чувств, простой результат сильного нервного возбуждения, но для нас, живущих верой в Бога, это прямой результат живого жизненного нашего общения с Богом. При нашем непременном убеждении, что, как учит Святое Евангелие, ничто не совершается без воли Божией, эти видения, безусловно, реальны, жизненны, доказывают, что русский солдат ведет войну с Богом и в Боге, и Бог его не оставляет.
    Пробудимся же от религиозной и духовной безпечности и поймем, что только постоянная наша дума о Боге, только излияние пред Богом нашей души, только молитвенное наше безпрерывное обращение с Богом приближает нас к Богу и привлекает к нам Божию помощь. Мы ведь дети Божии, и Бог с отеческим вниманием следит за нашими делами: радуется, сочувствует и помогает добрым нашим делам, нашему покаянию и исправлению и отечески скорбит о наших грехах и заблуждениях и, в свое время, непременно покарает грешника.

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.