Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
АКТУАЛЬНО

 

Всенародное покаяние

Окончание. Начало

   

    Вы упомянули о смертных грехах. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о них подробнее.
    Грехи бывают смертные и несмертные, их еще называют в просторечии «повседневными». Смертные грехи - это грехи, ведущие душу в погибель. К ним относят грех убийства, блуда, прелюбодеяния, содомские грехи, грех уныния и т.д.
    Грехи не к смерти - это повседневные, такие, как осуждение, ропот, лжеглаголание, мнительность, суеверие, чревоугодие и прочие, которыми согрешают практически все, но кто-то старается избавиться от них, а кто-то предпочитает грешить и оправдывать себя. Самооправдание - это тоже грех.
    Очень важно не оправдывать себя, а оправдывать других, чтобы никого не осуждать. Себя же следует укорять и всячески мысленно уничижать. В этом иго Христово, которое благое, и бремя легкое. Ибо Господь наш Иисус Христос, будучи Сам безгрешным, никого не осуждал. Тем более мы, имеющие множество грехов, не должны осуждать других.
    Тот, кто осуждает других, - несет бремя тяжелое, т.е. ощущает тяжесть на душе, а кто осуждает себя и оправдывает окружающих его людей - тот с легкостью несет свой крест.

    А может человек, будучи неправославным, иметь покаяние?
    Нет. Это будет не покаяние, а раскаяние. Как помните, Иуда Искариот тоже раскаялся в своем грехе, сказав: «Согрешил я против крови невинной». Однако это не было покаянием, потому что его гордыня сидела глубоко внутри. Он имел грех сребролюбия и воровал деньги из ящичка, который ему доверили апостолы, и не покаялся в этом. Почему? Потому что он не считал это грехом.

    Он, видимо, составил для себя, как Вы сказали, своеобразный закон, в котором этот грех оправдывался?
    Совершенно верно. Именно так и было. Так бывает со всеми, кто не пользуется Законом Божиим, а устанавливает свои человеческие законы. Даже если он тщательно их старается соблюдать, все равно это подчинение не воле Божией, а воле человеческой. Следовательно, это не спасительно. Скажу вам прямо: покаяние существует только в Православии.

    Не могли бы Вы объяснить нашим читателям, почему именно только в Православии возможно покаяние?
    Конечно. Это мой священнический долг. Вот, возьмите, например, католиков. Их учение о покаянии уже имеет элемент человеческого дополнения. Догмат о непогрешимости папы римского, принятый ими на первом ватиканском соборе в 1870 г., внес явное отступление от учения Христа. Папа римский считается в католическом учении безгрешным, не могущим ошибаться. А Священное Писание говорит нам, что кто говорит, что не имеет греха, тот лжец, и истины в нем нет. В то же время их учение о сверхдолжных заслугах увело далеко католиков от покаяния.

    А что это за сверхдолжные заслуги?
    Например, католик стал монахом и за совершенные им некогда грехи сделал несколько тысяч поклонов. Теперь же он делает поклоны, и это уже якобы сверх своих грехов. Все эти сверхдобродетели попадают в копилку папы римского, и он может их продавать грешникам, которые не могут или не имеют возможности отработать свои грехи.

     Получается, что учение католиков о покаянии подобно торговле на рынке?
     Да, действительно. Вы правильно заметили, что отношения между Богом и людьми в католицизме - чисто торговые. За каждый грех положена определенная плата, и человек должен расплатиться с римской церковью за содеянные грехи. Отсюда и продажа индульгенций - грамот, которые якобы прощали грехи. Покупая такую грамоту, грешник чувствовал себя безгрешным. А это и есть состояние прелести. Одной из причин появления протестантизма и явились эти индульгенции.

     А в чем неточность учения о покаянии в протестантизме?
     Не желая платить и подчиняться римской церкви, Мартин Лютер, глава будущих протестантов, придумал новое учение о покаянии. Он решил, что человек должен покаяться лишь один раз и считать, что он уже спасен. Отсюда у протестантов мнение, что они уже святые и уже спасены. Мартин Лютер вывел некую формулу своего прелестного учения: «Мой грех - это грех Бога, а безгрешность Бога - это моя безгрешность». Если у католиков только папа римский безгрешен, то у протестантов безгрешными считаются все их последователи. К тому же у них вообще отсутствует Таинство Покаяния.
    В Православии же каждый христианин, начиная от Патриархов до простых мирян, считает себя грешником до конца своих дней и кается.

    А если человек не настолько грешен, сколько кается?
    Такого не бывает. Никакими деньгами или делами невозможно искупить наши грехи, поэтому мы надеемся лишь на милосердие Божие. На то, что Бог по великой Своей милости простит нас, если мы действительно стали на путь покаяния и искренне желаем исправиться.

    Каково Ваше отношение к чину Покаяния, проводимому в Тайнинском?
    Покаяние - это всегда доброе дело. И, конечно, дай Бог здоровья тем, кто полагает труды на данном поприще. Жаль, конечно, что там присутствуют лишь священники и миряне. Было бы хорошо, чтобы и наши архиереи приняли участие в этом мероприятии.
    Вообще нередко приходится слышать, что в наше время еще рано говорить о всенародном покаянии и восстановлении Монархии. Мол, народ еще не готов. Но, простите, чтобы народ был готов, и чтобы покаяние было действительно всенародным, - необходимо создать условия для покаяния. Почему люди идут в монастырь для покаяния? Потому что в монастыре удобнее каяться. А ждать покаяние от народа в Содоме - напрасно. Некоторые рассуждают так: мол, кайся сам, и все тут. Лот же не стремился создавать условия для покаяния, он просто ушел из Содома.
    Но Россия - не Содом. Может кому-то и хочется сделать ее таковой. Но пока Церковь в России жива, пока здесь живут патриоты своего Отечества, которые стремятся на законодательном уровне изменить законы, развращающие народ. И мы верим и надеемся, что Бог поможет нам, православным, создать условия для всенародного покаяния, и тогда Россия возродится и станет великой державой, как и прежде.

Беседовал Игорь Беланов

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.