Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

«Ищите же прежде Царствия Божия...»

Беседа в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (Евангелие от Матфея, гл. 6, 22-33)

Преподобный Иустин Челийский

    

Авва Иустин, 1943 г.

    Безчисленное количество забот тревожит человека в этом мире. От колыбели до гроба разные попечения и скорби преследуют его - так вся жизнь проходит и завершается на земле. И что, конец? Разве наступает конец, разве только для того сотворен человек, чтобы переходить от одной заботы к другой, будто бы продвигаясь непрестанно по туннелю: из туннеля в туннель, от одной скорби к другой, из попечения в попечение, от одного гроба к другому, и - смерть! Разве для этого Бог сотворил человека? Нет!
    Бог сотворил человека как существо серьезное, святое существо. И сегодняшнее Святое Евангелие говорит нам об этой великой тайне, рассказывает нам о самой главной человеческой заботе на земле.
    Какую самую важную заботу вручил Господь каждому человеку в этом мире, что должно стать главным и для меня, и для тебя, и для каждого? Слышали вы об этом? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Господи, в этом мире так много у людей всяких потребностей телесных! Но пусть это не будет нашей главной заботой, все эти мелочи Господь берет на Себя. Кто разогревает Солнце, кто океан водой наполняет? Кто землю наделяет плодородной силой, так что она дает миру столько семян, столько плодов, столько животных? Кто дает воде такую силу, что она зарождает в себе огромное множество рыб? Кто? Господь взял эту заботу на Себя. Кто дает тепло, звезды, траву; кто сотворил изящную ласточку, кто сотворил доверчивого теленка, и кто заботится о них? Он! Все эти попечения взял на Себя Господь. <...> Не поставил перед нами необходимость создавать воздух или разогревать солнце, чтобы давать земле силу производить пшеницу или кукурузу, да и все остальное, или коров производить. Нет, таких забот не поручал Господь ни мне, ни тебе. Все это Господня забота. А наше с тобой дело - искать, прежде всего, Царства Божия и правды его. Это цель нашей жизни, главное наше устремление.
    Для этого Господь пришел в этот мир. <...> Не для того, чтобы тебе дом построить или обезпечить тебе хороший доход, чтобы ты сладко жил, - нет. Господь пришел в этот мир, чтобы спасти тебя от греха, от смерти, от диавола, чтобы вместо человека одержать победу над диавольским царством. Ведь сатана царствует в этом мире и через меня, и через тебя, и через всех, короче говоря, диавол царствует через грех. А ты, желая исполнить главную заповедь Спасителя и достигнуть цели своей жизни - (Царства Божия и Правды Его, борешься <...> с главным своим грехом.
    Найди в себе грех, ведь через него господствует сатана. Грех - это страшная сила сатанинская; в нем диавольский ум, вся его фантазия, диавольские мечты, в нем душа диавола. А когда мы с тобой грешим, то внутри у нас располагается та зловонная диавольская душа, которая наш ум помрачает и постепенно вводит в адское состояние уже здесь, на земле. И вот уже ад клокочет в душе от неисчислимых грехов, от ужасных страстей. Поэтому нам заповедано: Ищите, прежде всего, Царства Божия и правды Его.
    Господь пришел в этот мир, жил среди людей, вступал в различные отношения этого мира: каким образом? Вечной божественной Правдой, вечной божественной Истиной, вечной божественной Любовью, вечным божественным Добром. Неприятели постоянно порывались застать Его во грехе. А Он смело задавал им вопрос: Кто из вас без греха? (Ин. 8, 7). - Никто. Первыми словами Спасителя в Его Святом Евангелии были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (сербский перевод Святого Евангелия: Покайтесь и примите Царство Небесное - ред.) Как это примите! Через Него. Он Бог, Он Царь Неба. Он Вечная Истина, Вечная Правда, Истинный Бог.
    Вот, следуя за Ним, мы и достигнем Царства Божия. Как? Когда приобретем постепенно Правду Божию, несмотря на то, что живем в этом мире, воцарится в душах наших Божие Царство, Христово Добро. Евангелие исполнено Добром Христовым. Каждая заповедь есть кусочек Добра Небесного. Вечного Небесного Добра. Исполняя одну заповедь, ты божественное Добро вносишь в свою душу, даешь ему право на царство, и Царство Божие обретает внутри тебя господство. Так всякая заповедь приводит по одной силе Небесной, и через каждую входит сила Царствия Божия во всей полноте, и ты начинаешь жить по заповедям Спасителя, достигая святых совершенств евангельских и, присваивая Царство Божие, осуществляешь главную цель своей жизни, которую поставил не ты сам, а Господь.
    Ты не имеешь права ставить перед собой цели, так как не творил сам себя. Раз тебя Бог сотворил, то Ему и цель следует ставить перед тобой. Но ты не сотворен безответной скотиной, и не только в теле сотворен, тело от тебя самого составляет только 5%, а душа твоя - 95%. И перед тобой Господь ставит цель, уважая при этом дарованную тебе свободу: Ищите же, прежде всего, Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится. Господь все тебе остальное даст, Он обо всем позаботится.
    Ты христианин, но будь внимателен, чтобы через свои заботы и желания не быть тебе язычником. Слышали, что Господь сказал сегодня: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники (Мф. 6, 31-32). И если ты, называя себя христианином, будешь об этом только заботиться, то знай, что ты язычник. <...>
    Прежде всего, ищи Царства Божия и Правды Его. Хочешь быть христианином - безпокойся о Царстве Божием, Правде Христовой, Истине Христовой, о Добре Христовом, о Любви Христовой, о Евангелии Христовом - пусть это будет главной твоей заботой. Тогда ты христианин. Без этого ты язычник. <...>
    Господь нам дает это через сегодняшнее Святое Евангелие. Пришел в этот мир Господь, чтобы истребить смерть, грех, диавола и установить Царство Божие. Но Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость, во Святом Духе (Рим. 14, 17). Вот, что есть Царство Божие. Когда Дух Святой сошел на Церковь Христову, тогда и утвердилось Царство Небесное на земле. Церковь Христова и есть Царство Божие на земле. Царство Божие есть духовное, не царство еды и одежды, не царство пития, но Царство Духа Святаго, Правды Его, Радости Его и святых Его совершенств.
    Не придет Царствие Божие приметным образом, - сказал Господь, а люди препираются о социализме, коммунизме, провозглашают какие-то социальные проекты, надрываются, стараясь создать Царство Божие на земле. Но все это к Царству Божиему отношения не имеет. Возникшие безчисленные движения, разнородная культура, всякого рода цивилизация - все не то. Все это заботит, главным образом, европейца, и серб туда же тянется. И немцев, и французов, и русских это сильно заботит. Что? Культура, средства передвижения, еда, одежда, кинематограф, театр - вот они, цели. Выдумала Европа себе множество целей и забот, а главную заповедь Христову отбросила, решила, что ни к чему ей искать Царства Божия и Правды Его, все остальное показалось ей важнее. И давай производство наращивать, чтобы еды больше стало, чтобы вкусно было, чтобы пощеголять можно было красивой одеждой, а к этому всему захотелось побольше железа и стали - надорвалась Европа, настал духовный голод, нищенство и сиротство.
    Нас Евангелие Христово собирает: Господь дает нам главную заботу о Царстве Божием и Правде Его, а Европа предлагает заботу об удовольствиях, наслаждениях, культуре, цивилизации. Что ж, телесное удовлетворение провозгласили главной целью: цель - в «материальном», а душу - за борт! Спаситель в Своем Святом Евангелии объявляет душу человеческую главной ценностью этого мира. Нет ничего важнее души человеческой в этом мире (см.: Мф. 16, 26).
    Вся земля - это что? Копна гноя. Что земля? Гниль и мусор. А душа есть дар с Неба, душа с Ангелами Небесными дружит, они ее братья в этом мире. И Господь сошел в этот земной мир, чтобы Свое Царство в нем утвердить. Кому все небесные Ангельские силы предназначены в служение? (см.: Евр. 1, 14). Мне и тебе, брат мой и человек. Говорит Спаситель, что Бог все Небесные Силы привел на землю ради твоего спасения. Смотри, как живешь. Наступит день Страшного Суда и ужаснешься от молчания Спасителя, когда духовными очами будешь видеть все то, что Господь сделал ради тебя на земле. Сошел с Неба, стал человеком, вошел в смрадное человеческое тело, жил в нем тридцать три с половиной года, страдал, мучился - для кого? Для меня и для тебя, для каждого из нас. Приготовил Царство Небесное, всех Ангелов сделал нашими слугами на земле, а что я сделал? А я Его не заметил. Христа не заметил. Я восстал против Него, я говорил, что Христа не существует. Именно так учат наших детей в коммунистической школе: Христа не было!
    Бедняжки, безумцы! Если уж кто-то существует на земле, то Он существует. А мы, и я, и ты, всего лишь тени, тени и только тени. Он единственный дает смысл жизни и моей, и твоей! Он единственный дает вечный смысл человеку, жизни человеческой. И чем они Его хотят заменить? Ну чем? Бедняжки, безумцы! Безумие воцарилось у них внутри ... Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 52, 2).
    Но мы - христиане! Слава Богу, что Он сошел в этот мир; слава Богу, что Он раскрыл перед нами еще одну тайну человеческого бытия, рассказал о том, что человек есть существо вечное и дал нам силы на земле обретать Жизнь Вечную в ином мире.
    Слава Богу за то, что Он пришел и основал Церковь Свою, Себя оставил в Церкви Своей, которая есть Тело Его духовное (см.: Еф. 1, 23), и в Церкви Его находится Царство Божие, Правда Божия.
    Земное зло кричит со всех сторон, изгоняя христиан со своего имения. Куда бежать? Только в Церковь, туда, где Царство Божие вечное. Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. - Вот укор великого и чудесного Учителя. Мария сидит у ног Иисуса и слушает Его. Марфа, хорошая хозяйка, вся ушла в заботы о плотском и временном, а Мария к вечному устремилась, к Тому, Кто дает Жизнь Вечную безсмертную и на этом, и на том свете. Этого никто отнять не может, ни сатана, ни весь ад в целом, ни слуги сатанинские - не отнимут они безсмертие и Жизнь Вечную. Невозможно отнять то, что Христу принадлежит и нам дается. Надо только исполниться Духом Святым через обретение Царствия Божия внутри. Не нужны самолеты, всякие культурные достижения и плоды цивилизации - все это игрушки демонские в этом мире. Они просто отвлекают от главной заботы, о которой Господь говорил, чтобы только человек не искал Царства Божия и Правды Божией. От земных забот душа пропадает, вечность гибнет, смерть наступает. А евангельские добродетели, через которые достигается Царство Божие, - спасительны. Это любовь, милостыня, молитва, пост, терпение, истина, правда. Вот, что главное.
    Спрашивали Спасителя: Когда придет Царствие Божие? - Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21), - отвечал Спаситель. Внутри вас, а не снаружи. Не в вещах, не в культуре, не в цивилизации, не в мостах - все это муравейники, созданные из мусора и гноя. Царство Божие внутри вас, в душах ваших, в ваших боголюбивых душах. Человек рождается с божественной силой в душе, с образом Божиим внутри.
    Вот оно, Царство Божие, то самое горчичное зерно, о котором в Евангелии сказано, и которое должно разрастись (см.: Мф. 13, 31-32). Как? Питаясь молитвой, постом, исполнением всех евангельских заповедей. Царство Божие внутри вас. Нет пользы людям от вещей внешних, принадлежащих этому миру, спасительны только Дух Святой и Господь Христос. Но мы свободны, и каждый выбирает то, что ему дороже. <...>
    Сегодня все устремлены к насыщению культурой европейской, плодами цивилизации. Сегодня все в этой упряжке надрываются, рост производства всех заботит. Люди заняты заботами и заботками; и Церковь: архиереи, священники, монахи - все в заботках мирских копаются, а главную заботу Христову оставили! Церковь оставила главную заботу Христову! Не говорит о том, чтобы каждый из нас, прежде всего, искал Царства Божия, а призывает брать лопаты в руки и землю копать. Мелочи провозглашены главными жизненными целями в этом мире, и пропадает человек. Чахнет душа Серба; несчастная душа Серба чахнет без Царства Божия, которое так великолепно распространял по сербским душам и по всей земле сербский Савва Святой, его святой отец и все их славные потомки, которые живы по сей день, от Негоша до Патриарха Варнавы, до владыки Николая. <...>
    Куда идешь, душа христианская, к чему стремишься? Какова же твоя желанная пристань? Если не избрала ты Царства Божия как главную свою заботу в этом мире, если оно не стало для тебя путеводной звездой днем и ночью, то знай, что в аду твоя пристань. Не обманывайся! Не лги сама себе, душа христианская, не обольщайся, человек! Ты, человек, летящий на Луну, не лги себе. Ты руководствуешься ложью, усыпляешь совесть свою и отбрасываешь Христа - главную цель своей жизни, то есть Царство Небесное. Тебе цель не нравится? Ты Бога хочешь исправить? - Напрасно. Христа исправить? Кто? Ты? Горе тебе, человек!
    Ты в гордости своей произносишь: «Не нужен мне Бог, и Христос не нужен. Мне хватает меня самого, я - человек, и кроме тела ничего не надо». Мудрец ли ты или мудреца мудрее, философ ли ты или всем философам философ - чем ты занят? Искусство, культура, цивилизация, техника, самолеты, грузовики - из-за этих игрушек ты оставил главную евангельскую заботу. И что от тебя останется, если ты Христа не хочешь, не для Царства Небесного живешь, не для Правды Божией? Тело твое расползется червями и змеями, а душа твоя преобразуется в духовных червей, место которым в аду. Не христианин ты больше, если не заботишься днем и ночью о Царстве Божием.
    Здесь дело не в немощи человеческой. Бог всех сотворил из одного материала. Все у тебя устроено так же, как у Антония Великого; устроение твоего тела и души твоей таково, как и у святого Серафима Саровского. Просто тебе не хочется напрягать себя, заставлять себя делать добро, как это положено всякому христианину. Просто сластолюбие мешает, самоугождение. А надо заставлять себя делать добро, и это лишь от тебя зависит, это твоя ответственность, а не чья-то. Если ты как христианин займешься главной своей заботой, то как Господь говорит в Евангелии: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете (Мф. 7, 7). Каждое слово Христово истинно, и нет лжи в устах Его. Ищите Царства Божия, и даст Бог - это точно. Всякий ищущий получает. Нет исключений: и ты, и я - каждый. Не только святой Савва - все святые искали Царства Божия. Надо только искать. Да, Господь есть Истина, и Он всегда в силах дать тебе все, что ты с верой в Него хочешь. Все получает человек, если верует (см.: Мф. 17, 20). И ты, если с верой в Него просишь Его Божественной Правды, Истины, то Он исполнит Ею твою душу. Если просишь у Него с великой верой и святой любовью, исполнит. Ты, истинный христианин, просишь, чтобы Он дал тебе молитву, чтобы исполнил тебя милостью, - обязательно все получишь. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), - говорит святой апостол Павел. Нет ничего невозможного. Но не надо просить у Него еды, одежды - все это Господь даст и без наших просьб. Надо просить у Него Царства Небесного, Любви Божией. Он все даст, со Христом мы становимся всемогущими.
    Так, братья мои, никто из нас не имеет оправдания в том, если он не добрый христианин. Это зависит от каждого из нас, от меня зависит - буду ли христианином или язычником. Не обманывайте себя, никто не будет вместо нас отвечать за дарованную нам жизнь на земле.
    Вот, братья, сегодняшнее Святое Евангелие указало нам на главную заботу нашу, на главное дело рода людского, на главное попечение каждого человека - Царство Божие. Чтобы осуществить нам предназначенную заботу в этом мире, дается нам Церковь Христова, Святые Таинства даются, святые добродетели. И что от меня и от тебя нужно? Безоглядно следовать за Иисусом Христом, несмотря ни на что. Главное, не отрекаться от Него! Все надо отдать за Христа, чтобы обрести Христа даром. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.