Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В здоровом теле здоровый дух?

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? «В связи с этим, - заявляют авторы „Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования» (см. газету „1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни».

Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни?
Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения.
«Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая». Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.
Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.
С точки зрения валеологии,вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: выбольны, вам надо немедленно укреплять здоровье.
И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, «тело - во Христе», если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.
Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы «Откуда берутся дети» ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело - это фабрика, чрево в ней - кухня, желудок - скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции - глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело - это механизм. Отсюда и болезнь - это поломка механизма, лечение - ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни - механический акт, старение - изнашивание механизма, смерть - в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?
Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке - чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.
Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи - РАПС - частые консультанты в валеологических центрах).
Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека «энергией». В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с «нетрадиционными методами» . Здесь и система Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от «пробок». Для предотвращения стрессов можно порекомендовать ... йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой «Основных положений концепции...», согласно которым предусматривается «выделение особого, на-ходящегося под специальной государственной защитой статуса Детства - как периода, не зависящего социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий».
Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама «наука» валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни «Познай себя». Так не будет ли более честным определять валео-логию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?
Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему «здоровый образ жизни» требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой «здоровый образ жизни», заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?
Не к нам ли обращены слова Спасителя: горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Последуем же совету апостола: «Не будьте сообщниками их» и «не участвуйте в бесплодных делах тьмы».

С.А. Гамаюнов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.