Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
БЛАГОЧЕСТИЕ

 

Оставайтесь верными Христу

Беседа девушек с батюшкой Стефаном о целомудрии в одежде

   Батюшка, ну я же не монашка, чтобы носить длинную юбку…
   – А что, разве только монахини должны одеваться целомудренно? Неужели только для женщин, живущих в монастырях, заповедовал Апостол: Итак, желаю, чтобы <…> жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 8–9)?
   Вы, дорогие мои, не читали ли о монахах, убиенных на Пасху в знаменитой нашей православной обители – Оптиной Пустыни? Однажды одному из них – отцу Трофиму, который провожал на городской автовокзал паломницу и помогал ей донести тяжелые сумки, – далекий от веры человек бросил в лицо: «Дурень! Зачем же ты, такой молодой, свою жизнь губишь? Что ты себя мучаешь? Иди, живи в свое удовольствие, как все нормальные люди!» При этом разговоре присутствовали женщины, не совсем воцерковленные, но все-таки они стали заступаться за инока: «Ну, у них своя жизнь, а у нас своя…» А отец Трофим на это ответил: «Жизнь-то у каждого своя, да Суд по делам будет общий».
   Так-то, деточки, Суд Божий общий для всех и заповеди Его для всех одинаковы. Поэтому не надо подражать худшему, но лучшему, смотреть на ревностных, всей своей жизнью исповедающих Господа христиан и с них брать пример, а не с тех, которые «и нашим, и вашим» – и мiру, и в то же время как будто бы Богу служат. Помните: нельзя работать двум господам (см.: Мф. 6, 24).

   Но ведь неудобно всегда ходить в юбке, тем более в длинной. Как быть, если я на велосипеде покататься хочу или в поход собираюсь, или на улице холодно и можно запросто простудиться?
   – А что говорит Библия по этому поводу? – На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5). Неужели вы, дорогие мои, осмеливаетесь подумать, что Господь, изрекший такое определение, не милостив и не предусмотрителен, что Он не учел всех обстоятельств человеческой жизни на земле вплоть до Своего славного Второго пришествия? Так считать богохульно. Ведь вы же веруете в Бога, ходите в храм, стараетесь соблюдать Его заповеди. А Господь – и Сам, и через Апостола – учит: Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10) и кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10).
   Вот сейчас лето, и некоторые отговариваются: «Ведь жарко же! А кто соблазняется чьим-то внешним видом, тот и так соблазнится, даже если человек будет крайне скромно одет». Но существует же легкий материал, из которого можно сшить или купить уже готовую свободную и удобную целомудренную одежду, чтобы и выглядеть подобающе, и в то же время не получить тепловой удар. А подобные отговорки на самом деле чаще всего исходят от людей, которые обычно и в прохладную погоду носят нецеломудренные наряды.

   Батюшка, ну неужели православный человек не может одеться модно, по-современному?
   – А вы посмотрите на современную моду, мои хорошие, и подумайте: для чего она? Ведь вся сегодняшняя модная женская одежда точно нацелена на разорение целомудрия, на упразднение всех традиционных норм, на разрушение семьи. Она ведь двоякая: с одной стороны – побуждает к разврату, соблазняет, стремится растлить как можно большее количество людей, потому что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). А с другой стороны – сейчас модельерами-законодателями зачастую бывают приверженцы страшного содомского греха, которые намеренно распространяют такую моду, чтобы вызвать у мужчин отвращение к женщинам, чтобы они не создавали семьи, но, по слову Апостола, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, <…> делая срам и получая в самих себе должное возмездие (Рим. 1, 27).
   Так что, родные, не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Там же. 12, 2).

   А может мода быть православной?
   – Нет, милые мои, ни в коем случае. Для православного человека главным является спасение души, а не внешнее благообразие, погоня за которым ясно показывает, что модником или модницей руководит отнюдь не мысль о богоугождении, а тонкие душевные страсти – похоть, тщеславие и гордыня. Как сказано у Апостола Любви Иоанна Богослова: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Надо просто одеваться скромно, целомудренно, так, чтобы не согрешать. И здесь примером может послужить святая Царская Семья. Смотрите, как они одевались – и красиво, и целомудренно.

   А платок? Его можно надевать, только когда в церковь идешь, или надо всегда носить, не снимая?
   – В храме, конечно, платочек обязательно должен быть, потому что апостол Павел пишет: Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? <…> всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову <…> (1 Кор. 11, 13, 5). Однако не нужно забывать, что тот же Апостол заповедовал всем христианам непрестанно молиться, то есть молиться во всякую минуту жизни (см.: 1 Фес. 5, 17). И Господь всегда взирает на нас, не только в церкви, хотя православный храм – это особое место присутствия Божия на земле, и неподобающее поведение в нем – грех сугубый. Но и вне храма, милые, надо жить по-христиански и одеваться так, как положено.
   Раньше ведь так и было – до богопротивной революции все женщины в России и в храмах, и в своих домах, и в общественных местах покрывали голову.
   А в житии святого мученика Арефы (память 24 октября/6 ноября. – Примеч. ред.) повествуется об одной молодой и благочестивой вдове-мученице по имени Синклитикия. Царствовавший в том городе, где она жила, нечестивый правитель подвергал за исповедание веры пыткам и смертным казням многих христиан. И вот, когда к нему привели Синклитикию и она исповедала Христа, он повелел снять с ее головы и с голов двух ее дочерей покровы и с распущенными волосами водить их по городу. Во время шествия исповедниц в таком виде по городским улицам все глядевшие на них женщины плакали от жалости, потому что почитали это величайшим безчестием. Но святые ободряли их, говоря, что страдают ради Господа, поэтому такое истязание им не вменяется во грех, но, наоборот, – служит к большей славе. Потом они приняли смерть от рук палачей и ныне в лике святых Божиих взирают на всех нас, в том числе и на вас – какими христианками вы окажетесь? Только ли на словах почитаете и любите вы Господа или же и на деле верны Ему?
   Ведь тех, кто исповедает Его перед людьми, Господь исповедает перед всеми Ангелами, а тех, кто отречется от Него перед людьми, – тех и Он отвергнется перед Своим Воинством Небесным (см.: Лк. 12, 8–9).

   Батюшка, а священник, у которого я как-то исповедовалась, запретил мне носить длинные юбки до пят, сарафаны, всегда ходить в платке. Говорит: «Ты из всех прихожанок выделяешься, нехорошо. Ходи как все. Это у тебя от тщеславия – ревность не по разуму…»
   – Ну, чем же тут тщеславиться, дорогие мои? Аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключимии есмы: яко еже должны бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). То есть если даже исполните все заповеди, говорите: «Мы ничего не стоящие рабы, потому что сделали то, что должны были сделать». Пускай вы по неразумию и новоначалию своему и потщеславитесь немножко – ведь не в сугубую же прелесть впадаете из-за этого, – но зато целомудренная одежда предохраняет от соблазнов, причем как вас самих, так и окружающих людей. А грех соблазна – грех великий. Свт. Тихон Задонский предупреждал: «Женщинам, которые предстанут на Суд Христов и во всем дадут ответ Ему, должно внимать страшным словам Христа: Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Страшно соблазнить и одного человека, ибо всякий человек искуплен Кровию Христовой, тем более многих, за которых излита Кровь Христова». А насчет внешнего вида в храме он, между прочим, говорил: «Женщина, когда украшает себя, делается соблазнительницей, а когда такой и в церковь входит, то делает храм Божий позорищем».
   Одежда – это своего рода зеркало души. Если человек скромен, то он и одевается скромно. А если девица распутна и поражена бесовской гордыней, то тогда она уже не обращает внимания на окружающих. Весь мир как бы вращается вокруг нее, она и одевается соответственно.
   Святые Отцы говорят, милые, что все начинается с внешнего, а потом уже рождается внутреннее. После того как человек обратился к Богу, он исправляется сначала внешне. Если был прежде гневлив, сперва перестает раздражаться, а потом только обретает благодушный нрав. Если был многословен, то сначала учится молчать, а потом уже приобретает навык говорить немного и по сути.
   Так что не слушайте мiролюбцев, этаких светских людей, кем бы они ни были. Ведь сейчас есть такие батюшки, которые и на танцы молодежь зовут, и на рок-концерты. А вы оставайтесь верными Господу, не предавайте Его – ни делом, ни словом, ни помышлением.

   А моя бабушка нескромно одетых женщин всегда Иродиадами называла…
   – Правильно, потому что Священное Писание рассказывает, как дочь некой распутной жены Иродиады, также распутница, плясала перед Царем Иродом, разжигая в нем похоть. И когда ей это удалось, то он обещал ей любую награду – вплоть до полцарства. Но мать, ненавидящая обличавшего ее скверну Иоанна Предтечу, повелела дочери просить у Ирода голову Святого на блюде. Так была усечена глава великого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, память которого мы с вами, дорогие, будем праздновать совсем скоро. Подобным образом в разные века христианства страдали и многие другие святые проповедники чистоты. Поэтому прежде, чем совершить какой-либо противный ангельской добродетели целомудрия поступок, – например, положить краску на свое лицо или одеться в соблазнительную одежду – вспомните, что вы становитесь соучастницами казней этих святых, обратитесь к ним и ко Господу с молитвой, и Господь непременно поможет вам и даст мужество и решимость отказаться от греховных привычек.
   Храни вас Господь, деточки, в чистоте и целомудрии, ибо всякий, возлюбивший их, становится храмом Божиим, в котором пребывает Сам Господь со Отцем и Святым Духом, Ему же слава во веки.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.