Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

ЦАРСКИЙ ЗАВЕТ

Святитель Николай Сербский

Продолжение. Начало в № 11 (101)

ГЛАВА ПЯТАЯ,
в которой Царь христианский спрашивает
и получает ответ, почему его царство осуждено на погибель

   Выслушав все, что ему говорили, не смея даже вздохнуть, Лазарь молчал некоторое время, а потом снова вопросил:
   – Скажи мне, Вестник Небесный, почему мое царство осуждено на погибель?
   Вестник вышних Небес ответил:
   – Потому, княже, что состарилось. По замыслу творения, все, что в этой вселенной стареет, должно быть уничтожено и заменено новым. Тебя удивляют эти слова. Я знаю это, так как вижу твою душу насквозь, со всеми ее мыслями и чувствами, которые наполняют ее и волнуются подобно морю. Такова сила граждан Царства духовного – прозревать души, как прозрачное стекло. Нас не интересует плоть – непостоянная, многопотребная и ограниченная; на ней мы не задерживаем взгляд. Мы исследуем то, что, находясь в земном теле, принадлежит нашему Царству – Небесам. Наше внимание направлено на то, что родственно нам, на то, что когда-нибудь разделит с нами безсмертное гражданство. А ты в недоумении сейчас говоришь внутри себя: «Как это мое царство состарилась? Другие царства в два или три раза дольше существуют на земле и не состарились, и доныне не осуждены на погибель».
   Тяжело плотским соглашаться с духовным. По-плотскому умствующие люди воспринимают старость во временных границах, а духовно мыслящие распознают ее по внутренней силе. Ведь неизменно существовать и не стареть может только Господь, Безсмертный и Вечный. Не только время, но и вечность проходит мимо Него, не оставляя ни единой морщинки на Его челе. И мы, Ангелы Его, от сотворения тоже молоды, потому что имеем Его в себе, Его Святой Дух; Им живем, Им дышим, Им питаемся, Им радуемся. А все, что наполняется чем-то другим вне Его, что ищет жизнь вне Его, что стремится к удовольствию вне Его, что питается мертвой пищей, – быстро стареет и умирает. От Духа, который пребывает в сотворенных существах, зависит их молодость и жизнь; их старость и смерть. По духу в одном народе определяется его судьба, его сохранение или его погибель.

Рисунок А. Окуневой

   Из людей Ангелам больше всех уподобляются отшельники и постники, то есть те души, которые меньше остальных берут от земли для поддержания своего тела, и напитывают себя и днем, и ночью Его Духом – Духом Вечной Жизни и Вечной Молодости. Их души так сильны и крепки, что сохраняют тела в силе дольше, чем живут люди с ослабленным духом, но заботливо питающие свою плоть и свои души только земным.
   Так, княже, бывает с отдельными личностями, так же происходит и с группой родственных лиц – с народом. Твое царство состарилась и должно погибнуть. Но гибнет оно не от временной старости, а из-за отравы, которую в себя принимало и накопило до смертельного предела. Эта отрава состарила и пригнула к земле твое царство, будто старуху. Сербским правителям пронзило душу земное. Поэтому Дух Божий отошел от них и сокрылся в душе народной. Но дым страстей, удаливший от властей Духа Святаго и из адского пекла пробивавшийся сквозь дух природный, начал распространяться и в народе. От злого духа и народная душа могла проникнуться землей, испепелиться и погибнуть. Только лишь великий страх, подобно мощному ветру, мог сдуть тот смрадный дух и спасти народ твой – народ Божий – от погибели. И вот, чтобы спасся твой народ, царство твое должно погибнуть.
   Сербские святые со своим предводителем – святым Саввой – молили и упрашивали Всевидящего попустить временную погибель царства, возложив тяготы на народ, чтобы душа народная спаслась от вечной смерти.
   Не тужи, мудрая голова, – твой выбор соответствует замыслу Промыслителя, на радость всем Сербским святым. Твоим заветом сохранится твой народ. Этим заветом будут питать души и утолять их жажду все поколения. Исчезнут духовно отравленные власти, а с ними исчезнет и дым, который отравляет и умерщвляет народ. Погибнут злобные богоборцы, а с ними и злой пример, который они подавали народу. Придут страх и нищета, и скорбь – они отделят души людские от земли и привлекут к Небесам. Народ будет чувствовать себя в своем доме как на чужбине и станет искать Отечество на Небесах. Омоет он свою душу от земли и освободится от грубой плоти, пропитанной природным духом и духом адским. И преобразится народ твой в народ духовный и ясновидящий, глубокий в своих мыслях и высокий в своей прозорливости, непобедимый в вере и надежде своей. Может он стать и последним в глазах других народов земных, но будет первым перед Небесами, перед безсмертными духами. И благословит народ твой тебя, княже. Твой завет о выборе Царства Небесного будет облегчать муки и освящать рабскую темницу.
   Поэтому ты не согрешил в выборе; ты дважды коронован: венцом царства земного и венцом Царства Небесного. Не согрешил ты в том, что выбрал Царство Небесное, но сейчас согрешаешь, что сомневаешься в правильности выбора своего. Не колеблись умом, непоколебимый сердцем. Не смешивай погибель войска с погибелью народа. Не сравнивай погибель державы с погибелью всего мира. Царства и даются народам для того, чтобы было чему погибать вместо народа; чтобы было что дать на выкуп народной души. Когда дешевое отдается за дорогое, торговля выходит выгоднее, чем когда бывает наоборот.
   Даровал ты Тому, Который разрушает малое, чтобы спасти великое, и Который косит солому, чтобы сохранить зерно. Не надо недоумевать, как страдающий Иов, над тем, что делает Создатель с народом и царством, ведь Он все устроил. Его воля всегда добра, Его мысль всегда светла, и Его дела всегда праведны. Когда Он сажает дерево, Он мыслит о том, что потом его надо будет срубить. А когда рубит, то уже помышляет о поросли. Все сотворенные миры перед Его величием подобны капле воды на ладони. Та капля – слеза радости Его ока; Он смотрит на нее, и она светится от Него.

ГЛАВА ШЕСТАЯ,
в которой повествуется о совершенстве ума возлюбивших Царство Небесное

   Проговорил Лазарь:
   – Скажи мне, светлый Гражданин Небес, какая польза будет народу моему от выбора Царства Небесного?
   На это Ангел ответил:
   – Любовь к Царству Небесному воистину принесет несказанную пользу твоему народу. Очистит его ум, сердце и волю. Всю народную душу сделает чистым зеркалом, в котором будут отражаться наш безсмертный мир и жизнь. Царство Небесное войдет внутрь него, и он, как достойный, войдет в Царство Небесное.
   Первое, что говорю, – очистит его ум. То, что для вас, смертных, служит головой телу, – это ум души. И как голова «сторожит» тело, так ум блюдет душу. И хотя обиталище ума и пребывает в сердце, главный сторож в отношении видимого мира находится в голове. Ум воспринимает видимый мир через чувства, а потом анализирует все восприятия и судит. Как человек будет анализировать и судить внешние впечатления, – зависит от духа, которым исполнена вся душа, а также ум.
   Если в человеке Небесный Божий Дух, – тогда ум его будет чист и мощен, он обо всем сможет размышлять и судить по Создателю своему и через Создателя. Как сказано устами Пророка: «Во свете Твоем узрим свет». Просветленный Небесным Духом Божиим ум человеческий бывает обожествлен и через это ясен, чист и бодр. С помощью Небесного света в себе он видит все творения и все события, то есть ясно их читает и осознает их смысл и значение. Такой ум, «заквашенный» Духом Небесным, не дает человеку быть обманутым тьмой, происходящей от адских духов, поворачивающий человека против Бога и от Бога отделяющий. Такой первозданный, чистый и бодрый ум, сотворенный Творцом в душе человеческой, сияет в ней, дарованный Духом от Бога.
   А как только ум чем-либо оскверняется, он становится ленив и перестает господствовать над внешними впечатлениями. Если стража ослабевает, то враги врываются внутрь души человеческой. Ум тогда губит Небесный свет, а с тем теряет и свою силу; не может ни различать, ни оборонять; преклоняется перед каждым чувственным впечатлением. И чем больше стремится ум за чувственными впечатлениями, тем больше вовлекает их в душу без разбора.
Человек с таким помраченным и расслабленным умом прежде всего теряет свой мир. Без душевного мира он мечется по свету и стремится к чему-то новому, сам не зная к чему. По сути, он стремится к потерянному Богу, с Которым он был господином и судьей всех творений вокруг себя. Он бегает за своими слугами и рабами и расспрашивает их о господине. В него не входит, как прежде, истинный смысл творений, свет творений, но только их тени; и то ровно настолько, насколько телесные очи их видят, телесные уши их слышат и язык чувствует, и нос обоняет, и кожа ощущает. Души таких людей воспринимают всю вселенскую природу подобно трупу. Такое попрание и уничтожение человека поддерживают со злобным веселием адские духи, когда мы, Хранители душ человеческих, отступаем в сторону, по указанию Всевышнего, и с печалью наблюдаем за теми, которые сами себя истребляют и гибнут для жизни земной и Небесной.
   Мы, духи, видим ум каждого человека в сущности и целостности, каков он есть. Но вы, телом ограниченные, не в состоянии так видеть. Вы оцениваете ум по его мыслям, поэтому так часто ошибаетесь. Ведь испорченный ум часто маскируется благочестивыми мыслями, как некрасивое лицо белилами. А правый, чистый ум нередко скрывается под маской юродства. Поэтому хочу показать сейчас тебе разницу между мыслями людей, возлюбивших царство земное и Царство Небесное.
   Любящий царство земное, все, что имеет в этом мире, принимает за сущность и оценивает относительно своей прибыли. Видит ли он кусок золота – он не мыслит о нем как о творении Божием, не рассуждает о его символическом значении, но думает о том, какие удовольствия мог бы он иметь от этого золота. Посмотрит ли он на чужую ниву – он не думает о чудесном посеве, который произрастет из земли, но помышляет о том, как бы ему эту ниву заиметь. Увидит ли он белого ягненка на зеленой лужайке – он не размышляет о ягненке как о творении Божием, но как о своей добыче. Встретит ли он чужую жену – он не мыслит о ней как о творении Безсмертного Художника, но думает о сраме и оскорблении. Если же становится князем народа, – то он не мыслит со страхом о своем долге перед Богом мудрости, чтобы хорошо управлять своим народом, но помнит лишь о долге народа перед ним. О соседних князьях думает только, как бы их унизить, свергнуть с престола и присвоить себе их царства. И так мыслят все, возлюбившие царство земное, потому что они плотские, земные и звероподобные. Ум таковых помрачен и не может воспринимать Истину, и, подобно пауку, притягивает к себе все, что видит вокруг. Мысли таких людей безумны, мрачны и ложны.
   Возлюбивший же Царство Небесное ценит все безконечное и безсмертное и обо всем судит через Создателя всего. Видя золото, он размышляет о Том, Кто сотворил этот прекрасный металл и сокрыл его в земле. И еще размышляет о неизменном сиянии Истины, которое этот металл символизирует в духовном смысле, и о совершенствах души, которые он означает в смысле нравственном. Видя соседскую ниву, он воспринимает ее как собственность Божию, на которой Бог первый и главный Возделыватель. Потом он хвалит труд земного хозяина нивы, который ее раскорчевал, обработал, распахал и засеял. И молится Хозяину вселенной, чтобы Он благословил этот труд человеческий и даровал плод ниве его, чтобы дети земного хозяина были сыты и прославляли бы своего Творца. Увидит ли возлюбивший Царство Небесное ягненка на лужайке – он размышляет о премудром Промыслителе, столь дивно одевшем этого ягненка, питающем и защищающем его. Встретит ли таковой чужую жену – он думает о ней с почтением как о матери, которой ее и его Творец определил задачу и путь ко спасению в этом опасном земном странствии. Если же становится князем над народом, – то он со страхом размышляет о долге своем перед Богом и подданными своими, прося от Бога мудрости, чтобы иметь возможность управлять державой во славу Господню. А соседние князья благословляются им. И молит он Бога за них и за народы их как за братьев своих.
   Радуйся же, избранниче Божий, – ты сделал правильный выбор и оставил своему народу живоносный завет. Возлюбив Царство Небесное, ты приблизил Бога к народу своему и народ свой к Богу. Ты предал народ свой заботе лучшего Лекаря и Целителя, Который видит сокрытые раны душ человеческих, и только Он может их исцелить. Горькими лекарствами Он очистит ум народа, напоит его вдохновением Духа Святаго и сделает снова светлым и сильным. Возвратит ему ум Небесный, по своим качествам подобный Дарователю ума.
   И народ твой освободится от духа земного и адского и соделается способным мыслить ангельски, глубоко, высоко, прозорливо, духовно. Своим умом народ твой превзойдет всех своих свободных предков и всех господ-завоевателей. Ум, который будет явлен твоим народом в вековом рабстве, станет светлым отображением Божиего ума. И будет удивлять далекие поколения, живущие свободно.
   Так ум твоего народа будет омыт, излечен, обожествлен и Небесами возвышен. В его мыслях станет отражаться безкрайний ум Того, Кто Сам есть Ум; в Кого не может войти и от Кого не может исходить никакая грешная мысль. Солнечный свет есть тьма по сравнению с сиянием Этого Вечного Ума. И хрусталь есть мрачный гранит по отношению к ясности и прозрачности Его мыслей. Все Небесные Силы умны от предвечного Ума Создателя своего. Этот Ум Его в Нем. В Нем рождается вечность, и от Него освещается мудростью всякая тварь на Небесах и в поднебесье. Он все знает, не исследуя. Все видит мгновенно, не нуждаясь в очах. Все двигает и всем руководит, не меняя места. Без Него нет действительного ума. Без Него нет правильных мыслей.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.