Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

Окончание. Начало в № 17 (83)


   В данный же момент и на будущее время в целях возрождения России мы должны следовать святым заветам Патриарха Никона как своего учителя и стремиться к восстановлению у нас истинной самодержавной царской власти, которая будет таковою, если в основу своего отношения к Церкви она положит начало симфонии властей.
   Иначе сказать, мы должны стремиться воссоздать ту царскую самодержавную власть, которая будет находиться в самом близком единении с Православною Русскою Церковью, свидетельствуя это единение своею защитою Православной веры от всех ее врагов – безбожников, еретиков, раскольников и сектантов, оказывая ей как господствующей религии в Русском государстве свое почитание, о котором говорится в теории симфонии властей.
   Эту царскую самодержавную власть мы должны стремиться воссоздать не только потому, что такое стремление будет истинным покаянием в нашем тяжком грехе уничтожения одного из исконных начал русской жизни и попустительства к сему уничтожению. Это стремление одновременно соответствует и истинной русской идеологии, которая есть не что иное, как Православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной, почему Русское государство и должно возглавляться царскою самодержавною властью. Идеология русского человека никогда не допустит, чтобы в основе государственной жизни была власть не Богопоставленная, т. е. не основанная на Православной вере власть конституционная и республиканская.
   Конечно, русская идеология в последнее время была весьма сильно извращена вследствие отступления русского народа от Православной веры. Но ныне народ наш возвращается к ней своими великими страданиями. А вернувшись к Православной вере, он вернется и к царской самодержавной власти как основанной на этой вере. Русский народ в особенности любил и почитал тех из своих Великих Князей и Царей, которые отображали в своей личной и государственной жизни его идеологию и являлись истинными оплотами Православной веры. Поэтому весьма многих из них, чрез Церковь свою, народ причислил к лику святых. И теперь, при возрождении России, народ наш, познавши горьким опытом всю разрушительную силу неверия и уяснив, что только истинная самодержавная царская власть в России может быть могущественным оплотом Православной веры как основы и личного спасения, и процветания государства, восстановит ее, будет ценить ее, будет особенно любить и почитать ее достойных представителей как выразителей идеологии народа.
   Для православного сознания русского человека является неоспоримой истина, что вера Православная была основою не только личной духовной жизни, но находилась в основе могущества и славы нашей Родины; отступление же от веры стало причиною как нравственного падения русского народа, так и гибели внешней мощи России. Лишь в Православной вере надо искать нам возрождения России.
   Вот в чем состоит русская идеология. Если она, по милости Божией, воплотится в жизнь, то произойдет истинное возрождение России. Тогда она вновь засвидетельствует пред всем миром о спасительном значении Православной веры в нашей жизни, во всех ее областях. Тогда, осуществляя свою идеологию и возрождая свою Родину, русский народ покажет на себе всю жизненную силу непреложных, Богооткровенных слов aпостола Павла: Верою совершил он <Моисей> Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они <израильтяне> Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали Царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 28–34).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Возможно, что некоторые из читателей <…> сделают такое возражение: если гибель России произошла в силу отступления русского народа от Православной веры, вызванного главным образом противоцерковными реформами самодержавного Царя Петра I, то зачем же призывать русских людей к восстановлению у нас царской самодержавной власти? Ведь может опять на русском престоле появиться Царь, который, подобно Петру, отступит от Православной веры и, пользуясь своею самодержавною властью, вновь будет содействовать гибели России.
   Вот что по этому поводу мы должны сказать. Если не все Цари были достойными и не все соответствовали по своим убеждениям и жизнедеятельности Божественным законам, то это вовсе не значит, что мы должны отрицательно относиться к самому институту царской власти. Все, что делал и делает Господь для нашего земного благополучия и спасения, является идеально хорошим, ибо от Господа не может произойти что-либо плохое и несовершенное, почему в Божественном Писании и сказано: Все, что Он создал <...>, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Царская самодержавная власть есть Богоустановленное учреждение и как таковое является идеальной. Вследствие этого с нею не может сравниться то или другое демократическое правление как плод человеческого греховного соизволения.
   Если некоторые священнослужители являются весьма недостойными пастырями, то это не значит, что нужно упразднить самое священство, учрежденное Богом для нашего спасения. Некогда епископ Феофан Затворник в своих письмах говорил, что если бы благодать всегда искала только достойных пастырей, то люди оставались бы без крещения и лишились вечного спасения. То же самое следует сказать относительно Царей и царской власти. Недостатки Петра и других Царей не должны быть препятствием для русского народа к восстановлению в будущей России царской самодержавной власти как источника благоденственной и спасительной жизни народа.
   К тому же мы должны всегда иметь веру, что действия Божественного наказующего Промысла, если мы ими вразумляемся, тем именно и отличаются, что они оканчиваются нам во благо. Наказание за грехопадение прародителей лишением их общения с Богом и райского блаженства окончилось тем, что мы теперь, в силу искупительной жертвы Спасителя, при вкушении Тела и Крови Его входим в поразительное общение с Ним и еще в земной жизни соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом для вечного райского блаженства. Такого тесного и блаженного единения с Богом, вплоть до нашего обожения, не имели прародители в раю до своего падения. Св. Симеон Новый Богослов свидетельствует, что в Евхаристическом Таинстве мы получаем от Бога такие блага, о коих в Святом Писании сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

 

Святые Отцы Церкви о Монархии

   Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленней зверей, Бог учредил власть начальников и Царей – как бы бразды для управления кораблем.
   Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть Цари, и за то, что есть судьи.

Свт. Иоанн Златоуст

* * *

   Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему.

Преп. Исидор Пелусиот

* * *

   Блажен, кто многотрудными руками чтит Царя и для многих служит законом жизни.

Свт. Григорий Богослов

* * *

   Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на Небесах.

Свт. Димитрий Ростовский

* * *

   После Православия они <Цари> суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия.
В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя.

Преп. Серафим Саровский

* * *

   Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростию яже от Бога <…>. Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие <…>. Бог по образу Своего Небесного единоначалия утвердил на земле Царя; по образу Своего Небесного вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего Царствия непреходящего <…> поставил на земле Царя наследственного.

Свт. Филарет Московский

* * *

   Запомните: если не будет Монархии – не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям.
   Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного.
   А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

* * *

   Наш Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь – мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие – мы переносим их с кротостью и смирением как казнь Небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности Царю.

Преп. Варсонофий Оптинский

* * *

   Вместе с верою и любовью к Богу непоколебимая, веками утвердившаяся и освященная Церковью любовь к Царю служила могучим оплотом нашей народности в исторических судьбах ее <…>, Господь Бог устроил Царя в Свое место, посадил на царском престоле суд и милость.

Сщмч. Иоанн Восторгов

* * *

   Царь есть батюшка для народа, как трогательно называет его сам народ. Мы же, братия, будем молить Господа, дабы Он и далее сохранил для России Царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей и державу Российскую в тишине и без печали сохранити.

Свт. Тихон (Беллавин)

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.