Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
РАСКОЛ

 

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

Сегодня мы продолжаем беседу на тему «старообрядческого» раскола, начатую в прошлом номере (см.: «ДХ» № 12 (102)). Как и прежде, ее участники: священник Иоанн Корниенко, историк Владимир Миронов и миссионер Игорь Беланов.

   Историк Владимир: Кроме двуперстия у раскольников есть и другие новшества. А именно: сугубая «аллилуия», имя «Исус», изменения в святом Символе веры, почитание исключительно восьмиконечного креста…
   Расскажу об «аллилуие». Сугубая «аллилуия» – значит двойная, то есть во время богослужения у раскольников это слово произносится дважды, тогда как мы, православные, поем: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!» Раскольники утверждают, что слова «слава Тебе, Боже!» являются одним из переводов «аллилуии», поэтому, чтобы этой песнью исповедовался догмат о Святой Троице, нужно отбросить третью «аллилуию». Однако протопоп Аввакум не отрицал, что изначально в Православной Церкви существовала трегубая (тройная) «аллилуия». В своем собственном житии он пишет: «До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третью, человеческую, сице: аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже!»
   При этом Аввакум, ссылаясь на свою простоту, не указал, из какого источника ему стало известно, что свт. Василий Великий отменил то, что было принято до него. И таким образом он попросту оклеветал Святого: получается, свт. Василий вот так запросто мог взять и изменить общецерковное установление.

   Отец Иоанн: В толковании на 104-й псалом свт. Афанасий Великий пишет: «„Аллилуия“ значит: хвала Невидимому». Говорят, что этим словом восхваляют Бога Ангелы, как Херувимы словами: «Свят, Свят, Свят».
   Хочу заметить, что все толки «старообрядцев», как это всегда и бывает у обновленцев, отличаются собственными изворотливыми измышлениями, основываются на доверии к своему падшему разуму, а не на благоговейном почитании и приятии в простоте сердца всего, что принято и веками соблюдается Святой Церковью. Вот, кому-то показалось, что мы неправильно крестимся, что раз мы изображаем крест, то зачем при этом соединяем три перста, логичнее было бы – два, ведь они символизируют Господа… Да и на иконах так… И пошло-поехало. То же самое и с Символом веры. Например, мы читаем: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…», а они добавляют слово «Истиннаго»: «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго». И мотивируют это тем, что якобы нелогично читать, как у нас: раз про Отца и Сына говорится «Истинна» – «Света от Света, Бога Истинна, от Бога Истинна» – почему же Дух «обделен» этой характеристикой? То есть во всем свои собственные домыслы, рассуждения, плоды горделивого нрава и, одновременно, сугубого невежества (подробнее о Символе веры см. беседу в № 12 (102). – Примеч. ред.).
   Так всегда и бывает: люди, не имеющие истинного рассуждения, которое, по словам Святых Отцов, подается от Господа только смиренным, и тщащиеся размышлять о духовном, попадают в сети лукавого. «Род прелести, основанный на высокоумии, называющийся Святыми Отцами „мнением“, заключается в том, что подвижник принимает ложные понятия о духовных предметах и о себе, считая их истинными», – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов).
   А вот что говорит по поводу раскольников свт. Феофан Затворник: «Мерилом имейте слово Божие, а ближе – Символ веры. Тут Божия истина и Божий ум. Что сравнительно с ним ум человеческий и человеческие мнения?! <…> Все они <раскольники> едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители. Кричат: вот старая вера, вот отеческая вера; а видали ль они книги Святых Отцов и прочитали ли хоть одну, – о том и не спрашивай. И вера-то у них новоизобретенная, и Святые Отцы о такой вере и думать не думали. <…> Они спасительную веру полагали в святых догматах, в святых Таинствах и в Церкви со священством».

   Историк Владимир: Между тем, со священством у раскольников как раз таки туго. То есть у них его, берущего начало от святых Апостолов, нет. Так называемые старообрядцы (кстати, так их стали именовать только после 1905 года, до этого по всей Российской Империи они официально назывались раскольниками) делятся на поповцев и безпоповцев. В этом разделении существует еще безчисленное количество различных сект, каждая из которых по-своему искажает Истину. И здесь, как мы уже говорили, – первейший признак того, что раскольническая вера не есть изначальная. Ведь если бы дело обстояло иначе, на просторах Матушки-Руси однозначно нашлись бы достойные пастыри и архипастыри, которое бы постояли за старину. Но таковых не оказалось, потому что в действительности старина – в тех обрядах, которые до сего дня существуют в нашей Православной Церкви.
   Поповцы – это секта раскольников, которые, за неимением собственного священства, стали принимать беглых священников из Православной Церкви с условием, чтобы те отрекались от «ереси никонианства» – так «старообрядцы» величают нашу веру. По этому «духовенству» таких раскольников нарекли «беглопоповцами». А в 1846 году, после перехода в «старообрядчество» митрополита Боснийского Амвросия (Паппа-Георгополи), возникла так называемая Белокриницкая иерархия – «Русская православная старообрядческая церковь» (РПСЦ), которая в настоящее время является одной из самых крупных «старообрядческих» сект, приемлющих священство.

   Отец Иоанн: Об этих поповцах свт. Феофан пишет так: «У них <раскольников> нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов, а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство через этого архиерея, – а оно неистинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп-перемазанец, к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати – не мог сообщать ее другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников; но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбытчество».

Амвросий (Паппа-Георгополи)

   «Иные говорят: вот, мы теперь нашли священство, или завели корень священства. Завели корень, да гнилой – безплодный. Сами посудите. Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением – связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф. 18, 18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на Небе. Если он связан на Небе, то как он, связанный на Небе, мог сообщить Небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. Это одни имена, как когда дети, играя, дают себе разные титлы – полковников, генералов, главнокомандующих».
   Я же добавлю, что, согласно канонам Церкви, «епископа да поставляют два или три епископа» (1-е Апостольское правило). То есть архиерейские хиротонии (соответственно, и иерейские рукоположения, т.к. священников рукополагают епископы) у «старообрядцев» однозначно недействительны.

   Историк Владимир: Но среди поповцев были такие, которые не приняли митрополита Амвросия, смутившись сведениями о том, что он был крещен обливанием, а не погружением, запрещен в служении и присоединился к «старообрядчеству» из-за денег. Таковые не признали Белокриницкую иерархию и продолжали принимать беглых попов. А в 1923 году к ним перешел обновленческий «архиерей» Николай (Позднев), до 1922 года принадлежавший к Русской Православной Церкви, а в 1922–1923 годах ставший обновленцем. По его собственным словам, в 1923 году он разочаровался в обновленчестве. Но и в Церковь не вернулся, а написал лукавое обращение в Синод, в котором говорилось: «В виду крайне тяжелых душевно-нравственных и материальных обстоятельств, сложившихся в моей жизни в настоящее время, вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места, покорнейше прошу Священный Синод разрешить мне перейти в сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющим священство от Православной Церкви, чтобы объединить всех раскольников и сблизить их с Св. Православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законного епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным Синодом».
   Однако Синод не разрешил этому обновленцу «поменять шило на мыло», тем паче, что «старообрядцы»-поповцы считают православных «еретиками второго чина» и требуют для присоединения к их «церкви» проходить «таинство миропомазания». Тогда Позднев самовольно перешел к раскольникам. И уже в следующем 1924 году, выступая с докладом на раскольническом соборе, «архиепископ» Николай сообщал: «Я убедился в душе, что истина и правда Христова содержатся и хранятся в чистоте, святости, неповрежденности и неизменяемости только у одних старообрядцев, приемлющих священство от господствующей Церкви Российской, что только они ненарушимо и твердо хранят и исполняют все древлеправославные канонические правила». В том же году он, вообразив себя законным Предстоятелем, в сослужении раскольнического «духовенства» сварил новое миро, которое имеет власть варить лишь Патриарх Поместной Церкви.

Стефан (Расторгуев) и Николай (Позднев), 1929 год

   В 1929 году к этим поповцам присоединился еще один «епископ» – Стефан (Расторгуев), до того момента принадлежавший к иосифлянскому расколу, возникшему в 20-е годы XX века (о расколах начала XX века речь пойдет в одной из следующих бесед. – Примеч. ред.). Обратите внимание: как говорится, рыбак рыбака видит издалека. То есть раскольники тянутся к раскольникам, обновленцы – к обновленцам. Люди, однажды поправшие канонические постановления Святой Церкви, в дальнейшем продолжают свое падение.
   После присоединения Стефана (Расторгуева) вторая поповская секта начала уже «хиротонисать» своих «епископов», что и продолжает делать до сего дня, именуясь «Русской древлеправославной церковью» (РДЦ). Сегодня у них даже есть свой «патриарх» – некто Александр Калинин.

   Отец Иоанн: Кстати, РДЦ, в свою очередь, раскололась в 1999 году. В результате была образована и официально зарегистрирована новая община – «Древлеправославная церковь России» (ДЦР), во главе которой стал «епископ» Апполинарий (Дубинин), единолично рукоположенный в 2000 году «епископом» Евмением (Титовым). Да и в первой общине – Белокриницкой, ныне возглавляемой так называемым митрополитом Московским и всея Руси Корнилием, – тоже существует немало разделений.
   В связи с этим приходят на ум слова блаженного Августина: «Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь „аллилуия“, можно отвечать „аминь“, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения».

   Историк Владимир: Нужно сказать несколько слов и о безпоповцах. Это такие раскольники, которые совершенно не принимают никакое священство, считая, что со времени якобы проведенных Патриархом Никоном реформ официально Православная Церковь перестала существовать и нигде не сохранилось истинное духовенство. У них нет никаких таинств, кроме двух – исповеди и крещения (у некоторых еще есть брак), совершаемых избранными мирянами, так называемыми наставниками. Крупнейшая безпоповская секта – «Древлеправославная поморская церковь» (ДПЦ). Она также расколота на различные согласия, например, старопоморское и новопоморское. Старопоморцы, или федосеевское согласие, не признают браков. Изначально пары-адепты этой общины делились на два вида: старожены и новожены. Староженами считались те, кто были повенчаны в Православной Церкви до перехода в Поморскую «церковь». Таковым запрещались супружеские отношения, не разрешалось иметь детей. За первого ребенка их отлучали от «соборной молитвы» на полгода, за второго – на год, за третьего – на два года. К новоженам же, то есть сошедшимся уже после перехода в «старообрядчество», отношение было еще более строгое: прочим федосеевцам не дозволялось не только «молиться» с ними, но и жить под одной крышей, вместе ходить в баню, есть из одной посуды. Детей новоженов не «крестили»…

   Отец Иоанн: Относительно всех безпоповцев ясно одно: их учение совершенно противно Евангелию Господню. Во-первых, Господь обетовал, что врата ада не одолеют Церковь (см.: Мф. 16, 18), то есть она непоколебимо пребудет до скончания века. Во-вторых, Он учил: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Нет Таинств – нет благодати – нет спасения. Это абсолютно очевидно.

   Миссионер Игорь: В прошлые века и Русская Церковь, и государство в лице Царей, боролись со «старообрядческим» расколом. Православные миссионеры, трудясь во славу Божию, посвящали антираскольнической деятельности многие годы жизни. Недавно читал житие нашего русского священномученика, пострадавшего во время богоборческих гонений, – отца Константина Голубева. Хочу познакомить вас с одним интересным отрывком из этого жития.

Священномученик Константин Голубев
(1852–1918)

   «Село Барановка Вольского уезда <…> в значительной степени было населено сектантами и раскольниками. В селе было даже несколько раскольничьих сект: спасовская, поморская, беглопоповская и австрийская. Больше половины было спасовцев, треть – поморцев. Как всегда бывает с расколом, он сам со временем стал разделяться на секты. Спасовская секта разделилась на четыре толка. Первый толк считал, что хотя никакие Таинства не совершаются в Православной Церкви, однако креститься и венчаться следует в Церкви. Второй толк в Барановке составился из стариков и старух, которые не желали ни с кем сообщаться, ни в ком не видели правости и желали спасаться уединенно, по примеру, как они считали, древних пустынников, представляя в этом отношении образцовое воплощение прелести. Третий толк утверждал, что антихрист разогнал истинное священство и оно теперь живет скрытно, в тайных местах, поэтому ради таковых обстоятельств совершать таинство крещения может простец-начетчик. Четвертый толк спасовцев имел наименование нетовцев. Они считали, что со времени Патриарха Никона антихрист уничтожил Церковь и никакие таинства не совершаются, и заставляли маленьких детей надевать кресты на новорожденных некрещеных младенцев и то не рукой, а лучинкой.
   Дерзость и самомнение раскольников были настолько велики, что вынуждали их выходить за пределы простых здравых понятий. Только себя они считали во всем правыми и, подобно западноевропейским протестантам, едва ли не спасшимися и святыми. На остальных они смотрели сверху вниз, почитая только себя за высоконравственных и все знающих людей. Они открыто и без всякого смущения совести говорили, что хорошо знают, как достичь Царства Небесного. Сидит, бывало, такой „праведный“ мужичок на завалинке у своего дома и рассматривает проходящих, чтобы, по обыкновению сектантов, цепляться к ним. Видит – идет женщина, судя по времени, в храм на Литургию. Мужик остановил ее и, словно дух-искуситель, начинает вопрошать:
   – Куда ты идешь?
   – В церковь, батюшка мой, – ответила женщина.
   – Как бы я тебе не велел туда идти. Чему там ныматься-то (т.е. набраться-то) доброму. Пришла бы ты к нам. Уж вот всему научат. Уж скажу хоть про себя, похвалюсь, умею и могу сготовить себе Царство Небесное.
   Женщина, услышав надменные слова, полные самомнения и гордости, постаралась скорее уйти в церковь, а зазывавший ее в свое религиозное общество человек вскоре умер – без покаяния, без Таинств, вне Церкви.
   Упрямство и упорство саратовских раскольников были настолько велики, что их не вразумляли и явные чудеса. У одного крестьянина заболела оспой пятилетняя дочь. В первые дни, несмотря на нестерпимые страдания, она могла еще говорить с окружающими, но по прошествии десяти дней болезни от сильной боли совершенно умолкла и лежала, ничего не видя и не говоря в течение пяти суток, так что родители считали, что она вот-вот отойдет. Раскольники между тем предложили перекрестить девочку по раскольничьему обряду, обещая за это ее родителям материальную помощь. Равнодушие к Православной Церкви и материальная заинтересованность склонили мать к расколу, и она известила о своем согласии раскольников.
   Девочку уложили в передний угол под образа и зажгли перед иконой свечу. В это время пришли позванные старик-раскольник и девка-раскольница, которые приготовили большую кадушку с водой. Весть о предстоящем перекрещивании собрала множество любопытных. Когда все было приготовлено, среди присутствующих воцарилась напряженная тишина. И вдруг девочка, не видевшая солнечного света уже более недели и не говорившая, обращаясь к стоявшему рядом отцу, сказала:
   – Тятька, что это вы делаете? Вы не думаете ли меня перекрещивать? Разве я не крещеная? Я еще крещена маленькая в Церкви, вы мне сами это говорили, а два раза никого не крестят. Батюшка Истинный Христос один раз крестился!
   При этих словах умирающей девочки старик-раскольник, очнувшись от изумления, тихонько подошел к ней и едва слышно проговорил:
   – Ничего, дочка, мы хотим тебя искупать в тепленькой водичке и надеть на тебя белую рубашечку.
   – Знаю, знаю, – ответила девочка, – поди-ка ко мне, старый, поближе, я тебе бороду выщиплю, ты и других потопил и меня хочешь туда же, не хочу я! Тятька, прогони их отсюда!
   Последние слова поразили отца девочки и он, доселе молчавший, сказал старику:
   – Дедушка, оставь ее, коли не хочет креститься, так и не нужно!
   Тогда стала уговаривать девочку мать:
   – Милая доченька! Ведь ты умираешь, тебя нужно искупать и надеть белую рубашечку!
   Но девочка продолжала говорить:
   – Господь Истинный один раз крестился, я не хочу, чтобы вы меня потопили.
   Это было очевидное чудо, происшедшее на глазах многих, – маленькая девочка вслух проповедовала Христа и истинность Церкви, и раскольники, почувствовав себя обличаемыми, потихоньку покинули дом. <…> Через некоторое время после ухода раскольников, почти перед самой смертью, девочка сказала отцу:
   – Тятька, что вы не ходите в церковь? Ходите туда и там молитесь».
   Вот такое явное чудо произошло в совсем близкое к нам время.

   Отец Иоанн: Давайте на этом завершим беседу, а в следующий раз поговорим о том, как Русская Церковь и государство на протяжении веков боролись с расколом, и о том, как стали относиться к нему уже в XX веке. В частности, обязательно обсудим постановление Поместного собора 1971 года, отменившее клятвы на «старообрядцев».
   Сегодняшний же разговор позвольте подытожить словами все того же богомудрого свт. Феофана, неутомимого обличителя раскольников: «Как во времена Апостолов, так и ныне воздвигает он <враг> суесловов, прельщенных умом, противящихся здравому учению, кои тайно входят в домы и развращают, учащее, яже не подобает, – сами мерзки суще и непокорны и на всякое дело благое неискусны (см.: Тит. 1, 11–16). Я разумею раскольниц и раскольников, кои темными путями проходят почти всюду и учат тому, чего сами не разумеют. Какая-нибудь старая девка поморской секты или большак, едва читать умеющий, приходит и начинает толковать, что Церкви ныне нет. Таинств нет, священства нет: спасайся всякий, как знаешь. Их слушают и начинают чуждаться Святой Церкви. Что они говорят – не дивно, скверного ради прибытка, как указывает Апостол, а что их слушают – сему надивиться нельзя. Нет Церкви, ни Таинств, ни священства, ни спасения? Куда же все сие девалось? Единородный Сын Божий приходил и пострадал крестною смертию разве даром? Разве даром подвиглось Небо вслед Господа для спасения нашего? Разве даром сходил Дух Святый и явил такие дивные силы и знамения? Будто все сие ни к чему не послужило и не могло спасти Церковь, Коей Глава Христос, с ней выну пребывать обетование давший?! О, слепота и нечестие! <…> есть у нас Церковь-спасительница, с Таинствами, сильными освещать, и священством, способным руководить; Церковь, хранящая веру Божескую и указующая богоугодные порядки жизни; Церковь, дщерь Божия, невеста Христова, преукрашенная всеми добротами. Сию Святую Церковь Православную, коей мы все члены, возлюбим, братие, любовию крепкою и живот свой за нее положим, а отступить от нее – не отступим, басней бабьих раскольнических слушать не станем. Врут они, богомерзкие кощунники, и всех только растлить хотят, сами раби сице тления».,

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.