Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Огонь под пеплом

Репортаж из концлагеря «Косово и Метохия»

Окончание.

Программа праздника была разнообразна. Приехали артисты из Белграда и на сцене перед храмом поставили спектакль, посвященный Косову. Выступали ансамбли народного танца, поэты читали стихи. В Доме культуры была развернута выставка работ местных художников. Вечер завершился конкурсом «Косовская дева». Он ничего общего не имеет с конкурсом красоты, где выбирают очередную «мисс», потому что косовская дева для сербов - символ чистоты и самоотверженности, любви и самопожертвования. Когда на сцену вышли тридцать девушек в национальных костюмах, одна краше другой, стало понятно, почему жюри так долго не может выбрать победительницу. Вообще в Грачанице очень много молодежи, особенно детей. На Косове иметь в семье пять-шесть детей считается обычным делом. Прогуливаясь по поселку, мы невольно обращали внимание на дуги из цветов, украшающие ворота многих домов. Это значит, что в доме свадьба.
Особое внимание гостей и жителей Грачаницы привлекла выставка работ членов Союза косовских женщин «Сабор». На длинных столах были разложены вышитые скатерти, вязаные салфетки, покрывала и другие вещи, исполненные в национальных традициях с большим искусством и любовью. Сербские женщины всегда славились как прекрасные хозяйки и рукодельницы.

Нашлись ценители и покупатели их работ, в основном, иностранцы из международных организаций, которых так много на Косове, и гости из Белграда. Активистки «Сабора» рассказали, что основная цель их организации - помочь женщинам пережить трудные времена, реализовать себя в творчестве, обрести душевный покой и нести его в свои бедствующие семьи. Начинали они с пошива национальных костюмов, спрос на которые в Сербии всегда велик, ведь на любом празднике, в любом селе непременно и дети, и взрослые в разнообразных народных костюмах танцуют и поют старинные песни. На первые вырученные деньги удалось арендовать помещения для занятий вышивкой. Потом приобрели компьютеры и стали изучать современное делопроизводство, иностранные языки. Сейчас отделения «Сабора» есть во многих селах и городах Косова и Метохии. В эти дни домой, в Косово вернулись дети, отдыхавшие в России по приглашению Фонда Андрея Первозванного. Их было более пятисот. От имени косовских матерей активистки «Сабора» сердечно благодарили матушку-Россию, всех русских людей «за то, что они вернули улыбки на лица наших детей».
На следующее утро представилась возможность посетить монастырь Святых Архангелов близ Призрена. Мы отправились туда вместе с группой художников из Белграда, конечно, опять «на свой страх и риск». Дорога была долгой. В предгорьях Шар-планины остановились в придорожном кафе в сербском местечке Брезовица. Наши спутники рассказывали хозяевам, как прошел праздник. Жителям этого сербского села «миротворцы» не позволили выехать в Грачаницу. Места вокруг изумительно красивые. Сербское название «Шар-планина» означает «пестрые, разноцветные горы». Действительно, зеленые склоны чередовались с цветными лужайками и увенчивались снежными вершинами. В сербской Брезовице было так красиво, тихо и спокойно, словно в благодатной Швейцарии. Людей на улицах почти не было. Многоэтажный современный отель, удачно вписанный в горный ландшафт, теперь занимала международная полиция.
Прикупив персиков и ящик черешни в подарок братии монастыря, мы отправились дальше. Дорога вилась по живописному ущелью. За каждым поворотом открывались чудесные виды. Было воскресенье, и на берегах многочисленных речек, у водопадов, на тенистых лужайках было множество отдыхающих. «Это албанцы, - пояснили нам наши спутники. - Сербы не могут покидать пределы своих анклавов».
Монастырь Святых Архангелов стоял прямо у дороги, за неширокой рекой. Он был очень уязвим. С дороги его легко можно было забросать гранатами. Во время мартовских погромов его сожгли дотла. Сгорела первая в мире церковь во имя владыки Николая (Велимировича) с его чудотворной иконой. «Миротворцы» из немецкого КФОРа оставили монастырь Святых Архангелов без защиты, как, впрочем, и другие шесть монастырей, находившихся в немецком секторе Косова и Метохии. Шесть монахов и двое послушников вынуждены были покинуть монастырь. Впоследствии немецкие власти долго чинили препятствия и не позволяли монахам вернуться обратно. Целям немецкого командования больше отвечало чисто албанское Косово, которое немецкое правительство рассматривало как плацдарм для возможного переселения туда мусульман, наводнивших Германию. Потребовались переговоры на высшем правительственном уровне между Белградом и Берлином, чтобы братии все же разрешили вернуться. И они вернулись. Сейчас монахи живут в палатках. Церковь тоже в палатке. Колокол с поверженной колокольни подвешен на шестах. Но колокольный звон и молитвы православных монахов по-прежнему возносятся к небесам с земли предков.
На обратном пути нам пришлось убедиться воочию, что означает «страх и риск». Дорога шла по ущелью и была такой узкой, что едва могли разъехаться два автомобиля. Где-то впереди, по-видимому, произошла авария, и мы мгновенно попалив «пробку». Албанцы, водители и пассажиры, вышли из машин и бродили по дороге. Было довольно страшно чувствовать, что вокруг враги. Несмотря на жару, все окна микроавтобуса плотно закрыли, чтобы не было слышно сербской речи. Один из наших водителей говорил по-албански и пошел узнать, в чем дело. Он вскоре вернулся и сказал, что там авария, и это надолго. Оставаться здесь было опасно, и он, с трудом развернувшись, повел машину через Призрен, что было еще опаснее. Не рискуя выезжать на центральные улицы, мы долго петляли по окраине, пока наконец не выехали на шоссе, ведущее в Приштину. До Грачаницы добрались благополучно.

Сербов держат на Косове за колючей проволокой «в целях их защиты», как цинично заявляют власти КФОРа и международной полиции. Однако для вооруженных бандитов дороги через сербские анклавы открыты. И они этим пользуются. В начале июня Грачаницу, да и всю Сербию всколыхнула весть об очередном бесчеловечном убийстве. В Грачанице, неподалеку от здания полиции выстрелом в спину был убит семнадцатилетний юноша Димитрий Попович, ученик медицинской школы. Группа подростков стояла около палатки, торгующей бутербродами, когда из проезжавшего автомобиля раздалась автоматная очередь из «Калашникова».

  На похороны Димитрия вышел весь город. Горе родителей было безутешно. Семья Поповичей - беженцы из Призрена. Во время мартовских погромов им, бросившим все нажитое, удалось добраться до Грачаницы и поселиться в доме родственников. Похороны вылились в митинг протеста сербов, требующих от мировой общественности дать им основное человеческое право - право на жизнь.

На плакате, протянутом через улицу перед зданием международной полиции, висит плакат с портретом Димитрия: «Солдаты всего мира, как вы расскажете своим детям о том, что натворили в Косове?»

Но во все времена самой главной чертой сербской истории была ее непрерывность на Косове и Метохии. Веками сербский народ страдал, переселялся и вновь возвращался на заветные земли своей матери-Родины, восстанавливая после разорения свои христианские святыни, церкви и монастыри. «Нет силы ни земной, ни небесной, которая могла бы отлучить нас от Грачаницы, Дечан и Печи». Под этими словами Митрополита Амфилохия может подписаться любой серб.

Наталья Феофанова
Фото автора

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.