Соборная государственность
Всевышняя благодать сообщила человечеству два великих дара: священство и царство (императорскую власть), - писал византийский император Иоанн Комнен. - Первое: заботится об угождении Богу, второе - о прочих предметах человеческих. Оба же происходят от одного и того же источника и составляют украшение человеческой жизни». Главными особенностями соборной государственности являются ее следующие черты:
а) Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне, - сказал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам. - Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 4-6).
Сотни лет наши благочестивые предки как зеницу ока берегли эту заповедь Спасителя, справедливо полагая, что любые междоусобия, смуты и раздоры - порождения грешной и многострадальной природы падшего человечества. Их можно успешно преодолеть и изжить, опираясь на глубинное мировоззренческое, религиозно-нравственное единство народа. Наученные горьким опытом многих веков, единство это они блюли и пестовали как величайшую святыню, видя в Русской Православной Церкви - столп и утверждение истины, общее понимание которой есть важнейший залог жизнеспособности и безопасности Российского государства.
Не пора ли и нам сегодня, после долгих десятилетий атеистической одури понять, наконец, что сладенькая ложь «плюрализма» и «свободы» (понимаемая как нравственный, мировоззренческий произвол) скрывает в себе смертельный яд, разлагающий соборную душу народа и умерщвляющий его державное тело? Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25) - предрек Господь. Умоляю вас, Братия, - говорит апостол Павел, - остерегайтесь производящих разделения и соблазны... и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17). Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 15).
б) Единство государственной власти - надклассовой, надсословной, ограниченной в своем повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам. Такая власть самодержавна и самодостаточна до тех пор, пока своим действием она защищает соборную душу народа от растлевающих внешних и внутренних влияний, вспомоществуя его духовному возрастанию и просвещению.
в) Единство духовной власти. Эта христианская церковная власть не имеет орудий принуждения - она есть глас совести народной, глас Божий в нашей земной несовершенной действительности, указующий грешнику спасительный путь возрождения, подвижнику - дорогу дальнейшего совершенствования, каждому - его место в общем соборном служении народа-богоборца, народа-хранителя Божественных истин любви и милосердия, безгневия, верности, смирения и мужества.
г) Симфония властей - государственной и церковной, духовной и светской. Под этим разумеется их совместное служение на поприще общественного развития, понимаемое, по слову Священного Писания, как Божие тягло.