Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Что для нас Сербия?

Окончание. Начало в №№ 2-10.

Христианская основа национальной жизни сказывается здесь в каждом сокровенном движении, в каждом судьбоносном порыве народного духа. Православный серб (а в стране, где славянское население почти поголовно крещеное, таковыми считают себя практически все) понимает слова о Церкви воинствующей в самом прямом и буквальном смысле. Ибо находится на самом острие вражьего, сатанинского удара. На переднем крае великой и,может быть, решающей битвы.

«Христе Боже, распятый и святый!
Сербская земля, огнем объята,  
Держит путь к заоблачным вершинам,
Ее крылья - Морава и Дрина»   

- поется в одной из новых народных песен о Косове, являющихся еще одним подтверждением глубочайшей внутренней воцерковленности славянской души.

«Они (сербы - И.Ч.) видели в страдании Христовом свое страдание, в смерти Христовой - свою смерть, а в Воскресении Его - свое воскресение, и наоборот. Они верили, что Сам Христос повторяет Свою судьбу через сербский народ», - писал святитель Николай Сербский.

Именно поэтому Православная Сербия не знает тех пагубных компромиссов, что стали неотъемлемой чертою нового времени, в том числе, к сожалению, и в среде православных людей и народов. Не хочу сказать, будто сербы лучше русских (о том ведает лишь Сам Господь). Но, как христианин и как человек, не одно десятилетие занимающийся данной страной, профессионально свидетельствую, что многие исконные понятия, которые мы возвращаем и восстанавливаем сегодня в нашей жизни и в нашем сознании с таким трудом, являются для серба естественнейшими вещами, о чем он даже не считает нужным дискутировать.

Величайший сербский поэт XX века Йован Дучич (I87I-I943), о котором мы уже говорили ранее, пишет о нерасторжимом единстве христианского и арийского в сербской душе. «Божьей дудкой» называл себя Сергей Есенин, не нуждающийся в представлении русскому читателю; в сербском случае речь также идет не просто о метафоре.
Насколько близка русскому есенинская поэтика, настолько же близко сербу мироощущение Дучича. Христианское и арийское. Каждому христианину (в том числе и самому Йовану Дучичу) ясно, что первое является и первостепенным, самодостаточным и исчерпывающим. Однако второе столь же естественно для славянина.
«Дело не в том, что мы арийцы, - сказал мне мудрый сербский монах, заметив мои интерес к орнаменту в виде солнцеворотов (такие росписи всякий русский паломник может увидеть, например, в алтаре храма знаменитого сербского монастыря Сопочаны), - но в том, что именно арийский мир принял Христа и пошел за Ним. Мы не абсолютизируем наше кровное, но и не, собираемся, отрекаться от него в угоду духу времени».
Верное замечание. Тем более, что изначально Господа прославили не все языки, но вполне конкретные племена и народы. Европейские народы, принадлежащие к белой расе. Обожествлявшие в своем наивном детском неведении такие понятия, как честь и телесный героизм, арийские народы, войдя в возраст, узрели - по милости Божией - их подлинный смысл и величие в христианском героизме и мученичестве. Европейцы приняли истинную веру всем сердцем, приняли массово (в отличие от народов иных). Это историческая реальность. И это по сей день сохраняется в сербском сознании.
Прах Йована Дучича покоится в стенах храма в Новой Грачанице.
В 2000 году - спустя девять лет после возвращения из Америки святых мощей свт. Николая Сербского - Дучич также вернулся на родину. После оккупации американцами Косова и Метохии (1999) на территории Республики Сербской, в городе Требине (Восточная Герцеговина) был выстроен на народные пожертвования великолепный храм - точная копия косовской Грачаницы. Здесь отныне пребывает прах славнейшего уроженца Герцеговины, великого патриота, видевшего вящий смысл национальной миссии в косовском «героизме и мученичестве»:

Землю, согретую прежде
               лучами щедрыми,
Не озаряла лампадка
               со дня сурового!
Кровнику новому всеми
               своими недрами
Обречена ты -
               ради Завета Нового.

Нет, никогда не вольешься
               в пучину горя ты,
Но засияешь в небе
               Дорогой млечною,
Каплею крови в сердце,
               что смысл истории
Даст и украсит землю
               легендой вечною.

«Кровниками» называет врагов сербского народа исвятитель Николай Сербский (напрасно некоторые переводчики пытаются передать это слово как-то иначе). В Сокол-граде, где посреди неприступных гор и девственных лесов, в недавно основанной обители, сияет своим великолепием новая церковь свт. Николая Сербского, в монастырском храме вам сразу бросится в глаза большая икона во славу князя Лазаря и мучеников косовских: вместе с Ангелами небесными бьются они против турок, чьими союзниками выступают полчища бесов. Подобного врага, в том числе и врага всего рода человеческого, серб считает кровником, т.е. тем, кто рано или поздно заплатит своею кровью за пролитую славянскую кровь. «Кто не отомщен, тот не освящен», - гласит народная мудрость. По-сербски это звучит так:«Ко сэ нэ освэти, тай сэ нэ посвэти». Обратите внимание: в сербском языке слова «святость» и «отмщение» являются однокоренными. Подобно падшим ангелам, жестокий враг, исполняющий похоти отца своего сатаны, в глазах серба утрачивает всякое право на милость.
Суровый героический дух христианской Европы (дух Святой Руси времен Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского) лучше всего отражают сербские народные песни:

Нет, не могут турки
         людьми называться:
Это все свирепые звери
         азиатские!

(Ер бо нису Турци
         ко остали люди:
То су из Азие
        свэ звэрови люти!)

У нас в детских православных книжках (прозаическое переложение русских былин) смертный бой Ильи Муромца с Жидовином давно превратился в галантный турнир, после которого «чужеземный богатырь», так и не названный, по имени, уезжает с миром и даже удостаивается похвалы за «мужество».
У сербов - по-другому. Даже о недавних событиях XX века сложены народом песни (как, например, «Песня о Плевльском разорении», где фигурирует «дьявол во плоти» Моше Пияде - ближайший подручный Тито), которые без купюр и без переделок печатают церковные издания. Турки ли, хазары ли - для сербов «это все свирепые звери азиатские». Тот же самый добродушный и хлебосольный крестьянин, что только что умилялся, глядя на белокурых детишек из России («настоящие славяне, у наших волосы быстро темнеют»), не задумываясь, забьет осиновый кол в глотку упырю. Поступать так с безбожной нечистью учит его вековая традиция.
«Безбожники хуже язычников, - писал о „русской" революции святитель Николай Сербский, - а мстительные евреи - хуже всех зверей»*. Не стыдился великий святитель - как и нынешний Патриарх Сербский Павел, как и все сербские епископы - говорить о белой расе и славянской крови. Хотя, конечно же, не восхвалял языческое прошлое славян и других европейских народов (любопытно, что в последние годы московские либералы, именующие себя православными христианами, уже не раз объявляли наших сербских братьев «неоязычниками»; один такой деятель заявил мне однажды в частной беседе - в присутствии своего коллеги-журналиста Виктора Саулкина, - что «перед Богом косовские албанцы более правы, чем сербы»).
Много пишут у нас о Сербии в последние годы. В том числе и русские люди, среди которых большинство - православные и искренние друзья сербов. Вот только каждый раз мы чего-то стыдимся (или боимся?). Говорим о сербских страданиях - и забываем сказать о сербском мужестве. Издаем книги святителя Николая Сербского - и вымарываем целые страницы. Основываем братства во славу святителя - и малодушно отрекаемся от его заветов. Учреждаем «славянские комитеты» - и кричим на их презентации об «общечеловеческих ценностях».
Если Косово и вправду гигантский концлагерь (мне-то казалось - оккупировавшая территория, где не прекращается сербское сопротивление), то стоит, наверное, сказать и о его первом «коменданте» - Бернаре Кушнере и прочих палачах, а не только об албанских сторожевых псах. Молчанием, как известно, предается Бог.
А всякое умолчание о тайне беззакония - преступно вдвойне. Нельзя высокомерно обходить данную тему, руководствуясь некими «духовными» и «культурными» соображениями (да и нам ли рассуждать об этом, когда и языка-то порой толком не знаем, а уж тем более - всех хитросплетений общественно-политической и иной жизни, обусловленных как историческими, так и онтологическими закономерностями).
От тайны беззакония страдают все. Но Сербия - борется против нее. Потому-то наш общий враг и ополчился на сербский народ с такой яростью. Ибо маленькая балканская страна, давшая миру в XX веке святителя Николая Сербского и Радована Караджича, способна дать всем нам и верные ориентиры в этом самом падшем, но все еще не оставленном Божией милостью, мире.

Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы


*Владыка Николай.
Избранные произведения, том ХХII,
«Голос Церкви»,
Валево, с. 256.

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.