Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РОССИЯ: ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ

 

Эпоха Петра I - общенациональная драма

28 января / 10 февраля 1725 г. умер Император Петр I

    Петра I принято называть «великим» за его реформы по преобразованию России. Однако непросто дать духовную оценку эпохи правления первого Российского императора. Архимандрит Константин (Зайцев) писал: «Сложным явлением был Петр I, но... был человеком церковно-православным. Не позою было, когда ставил он кресты на местах спасения от опасностей; когда пользовался возможностью, чтобы читать и петь на клиросе, что знал в совершенстве... когда молитвенно склонялся перед прахом свт. Митрофана Воронежского, при жизни его обличавшего... когда благоговейно приобщался святых Тайн, готовясь к кончине...
    Но с другой стороны, тщетной была бы попытка согласовать с Церковным Православием поведение Петра... То была драма не только его личная: общенациональная. Европеизация с неотвратимостью рока легла на Россию. Не она меняла внешний облик русской жизни. Она колебала основы внутреннего мира, упраздняя сплошную целостность церковного сознания... Высшей ценностью являлась теперь уже не Церковь, которой служит Россия, в этом служении находя исчерпывающий смысл своего исторического бытия, а Государство Российское как самобытная ценность, требующая всех сил от своих подданных...
    Великая Россия заслоняет Святую Русь!.. Не знало раньше Отечество наше такого противопоставления: единой она была и цельной! Теперь два лика обозначаются у России...»
    Еще строже оценивает деятельность Петра монархист генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс, провозгласивший в 1922 г. на последней пяди русской земли во Владивостоке восстановление исторической монархической власти в России. Он писал в 1924 г., что «если наша [самодержавная] идеология признает власть только от Бога, то она не допускает, именно по Божественности власти, чтобы власть стремилась или принимала земную славу, славу от людей, и этим самым как бы низводила, унижала покоящуюся на ней славу от Единого Бога и выраженную исключительно мистическим актом Помазанничества. В этом основании идеологии русской государственности кроется и весьма глубокий социальный смысл: слава на земле для всех, приемлющих понимание власти от Бога, не может быть приписываема одному лицу - Главе Государства...
    Истинно исповедывал в начале своего царствования это основание Великий Петр Первый. Как полны, величественны и национальны по народной монархической идеологии его слова, сказанные в день Полтавской битвы: „А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия в благоденствии и славе"...
    Но позже натура и обстоятельства уклонили Царя Петра от чистоты исповедания принципов идеологии русского народа и положений Христова Учения. Уже в 1711 г., в создании Сената, это уклонение сказалось рельефно, резко. Сенат, будучи уродливым подражанием западническим парламентским формам правления, в то же время являлся однобоким посягателем на религиозно-самодержавные права народа, исключив совершенно его волю, как выявителя Божеской воли из управления государством.
    Последующие шаги царя вели, главным образом, к ломке старых форм и порядков (быть может, тогда уже несовершенных с точки зрения идеологии), но так, до конца своей жизни, он продолжал отходить шаг за шагом от путей, предопределенных русскому народу Богом, а учреждением в 1721 г. Синода окончательно завершил свой исторический отход от национально-религиозных путей России в среде мировой жизни народов.
    С этого акта русский народ деспотической властью земного царя отрывался от Христа и ставился на пути к антихристу. Наконец, и в личном своем творчестве, Петр принял титул Императора, принял славу от людей, славу земных царств, славу от диавола. Народной идеологии Помазанничества от Бога было нанесено этим актом страшное оскорбление и святотатство, послужившими следующими стихийными силами к развитию исторической катастрофы династии Романовых».

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.