Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 

ИСТОРИЯ

 

УВЕЩАТЕЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Архиепископ Евгений (Булгарис)

 

Окончание. Начало в № 2-4

От начала как возмог коварный увлечь в заблуждение наших прародителей? Не одним ли великим обещанием устроил это? Ядите от древа, - сказал им, - если хотите, чтобы отверзлись очи ваши, чтобы вы различали доброе от худого, и таким образом вы сделаетесь Божественными и будете яко бози (Ср.: Быт. 3, 5). Потом какими средствами пытался злой дух диавол победить на горе Богочеловека Иисуса? Не обратился ли он к обещаниям, дарам, почестям? Он говорит: пад, поклонись мне, и я дам тебе все эти царства, которые ты видишь. Сия вся тебе дам, аще, пад, поклонишимися (Мф. 4, 9).
И слуги диавола, гонители Православной Церкви и тираны не обращались ли также по временам к тому же средству? Все они предлагали почести, обещали богатства, объявляли безопасность, и все другое, что только может прельстить слабую и удобопрекпонную волю человека, для того чтобы отвлечь верных от благочестия в неверие. Моавитяне не могли обратить в бегство евреев ратными колесницами, но как их обратили? Послали к ним жен и дочерей своих; лакомствами и напитками, пищею и питьем, постыдными наслаждениями и сообщением расслабили отважные до того и мужественные души непобедимых мужей, и отдалили от служения Богу своему к поклонению богам Моавским, и таким образом победили и почти погубили их.
Подобным образом и служители Рима пособиями и благодеяниями своими увлекают в папизм, увы, и самых простосердечных. Они говорят им: «При-идите, имейте общение с нами, соединитесь с церковью нашей, признайте верховного архиерея, единовластителя церкви, главу тела Христова, самодержавного законодателя и повелителя и судно Соборов, непреткновенного, непогрешимого папу, если вместе со спасением душ ваших любите и счастье ваше; чрез это вы будете народом царственным, а не подданными царей, свободными, а не пленными, приобретете безопасность, похвалу, превосходство, достоинство, славу, честь, помощь богатых, благосклонность вельмож, благоволение государей, защиту всему роду вашему от стольких властителей Европы.
Если захотите достигнуть власти, получите; захотите какой-либо должности - вам дадут ее; захотите выгодного покровительства - получите; захотите высшего и блистательнейшего звания - со временем можете надеяться и на это. Все подобное мы обещаем вам и даже больше этого. Сия вся тебе дам (Мф. 4, 9), и на будущее время вы будете свободны от повинностей, свободны от тягостей, не изнуряемы трудами и общественными службами, в обществе будете иметь предпочтение, любимы, вспомоществуемы, облагодетельствованы всеми, в почете и славе, будете яко бози. В Церкви нашей, по силе и власти, какую папа получил от Бога, вы спасетесь легко и удобно, без строгой дисциплины и трудов, без бдений и постов, без строгихканонов и суровых подвигов; достигнете вожделенной цели оправдания и блаженства.
Иго веры нашей благое, бремя легкое. Путь широкий и удобопроходный у нас; благами мира, кои создал Бог для наслаждения человеческого рода, можете насыщаться в изобилии. Если же когда-либо вы, по немощи человеческой, согрешите, то найдете готовое врачевство и прощение у рабов Бога, этого милосердого самарянина, по евангельской притче, и у слуг его, - скорее со сладостию елея благоутробия, чем с вином горечи. Ключи рая находятся в руках великого наместника Петрова; он легко и без мук может дозволить вам вход в него. - Когда эти сирены напевают вам такие песни и обещания, вы, братия христиане, немедленно затыкайте уши ваши, чтоб не впасть в опасность; не допускайте, чтобы этот яд чрез слушание проник в сердце ваше, если любите свое спасение. Скажите тотчас с Давидом: словеса закона Божия слаждша паче меда и coтa (Пс. 18, 11) и вожделеннее всех удовольствий мира, всех наслаждений телесных, всех приятностей жизни, которые они обещают вам. Отвечайте им: «Вы, почтенные латиняне, прельщаете нас медом настоящих благ и выгод, но мы думаем; какую горечь принесет нам этот мед впоследствии! Мы не желаем принять в уста и мало меда, чтоб не впасть, подобно Ионафану, в уста смерти; мы не довольствуемся тем, чтобы утолить жажду небольшим количеством воды, чтобы не лишиться, подобно Лиммаху, царства, не одного временного царства, а Царства нескончаемого. Закон, принятый отцами нашими от Бога, мы предпочитаем всем благам, которые oбещаете нам.
Благочестивую, Богом данную веpy, за которую боримы, мы предпочитаем всем удобствам настоящей жизни. Богатством, почестями, наслаждениями, этим ли нас прельщаете? И какое сравнение имеют они с небесными и неизреченными благами, коих мы надеемся? Какая польза от них в течение короткого времени жизни нашей на земле, когда чрез них мы погубим душу свою? Кая польза человеку, аще миp весь приобрящет, душу же свою от-щетит? (Мф. 16, 26) Какую вещь вы можете дать нам, столь многоценную, как душа наша, которая искуплена безко-нечно дорогою кровию единого Бога? Что даст человек измену за душу свою? (Мф. 16, 26). Эти блага суть цветы легко блекнущие; они тленны, привременны и преходящи, а душа нетленна, бессмертна, вечна. Итак, какое неблагоразумное и несообразное дело вы убеждаете нас сделать! Если вера наша имеет строгости, тяготы и скорби, мы радуемся. Чему научают нас неложные уста Законоположника нашего? В мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Царствие небесное нудится (Мф. 11, 12), и: узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14).
Эти терны любезны нам, потому что растят нам розы небесного наслаждения. Эта горечь весьма приятна нам, потому что радует нас благоуханием душевного спасения. Эти неровности кажутся нам уравненными и углаженными, потому что они ведут нас в место упокоения, в горний Иepyсалим, где наше вожделенное отечество. О! Какой способ учения употребляется вами, досточтимые латиняне? - Тот, чтоб уловлять дух удовольствиями телесными, приобретать души благами мира, временное ставить залогом вечного. Кто из Апостолов так проповедовал? Кто из святых отцов так учил? Кто из святых когда-нибудь какую душу такими способами стяжал? Из одного этого вы даете хорошо видеть, что в вас не Дух Божий, а дух лжи; что вы не Апостолы, а обманщики; вы имеете не ревность о Христе, а ревность о папе.
Итак, держитесь-ка подальше от нас, отойдите от нас; никогда вы не обольстите как неразумных детей нас, мужей благодати. Так отвечайте, братия, когда хотят ввести вас в заблуждение ласкательствами и обещаниями. Однако ж эти Апостолы употребляют и другой способ, чтобы совратить к себе чад Церкви нашей, и вы должны быть и на это готовы и внимательны, чтобы оградить себя. Если они не успевают кроткими, сладкими и обольстительными речами, то употребляют принуждение и силу. Когда видят, что слова их остаются напрасными и недействительными, они начинают действовать; и чего не сделает их язык, то стараются довершить жезлом.
Я хочу сказать, что когда они не могут убедить, тогда преследуют бедных православных через правителей и власти, при которых они могут свободно говорить и действовать, воздвигают против христиан невыносимую брань, угнетение и насилие. Они разнятся от древних гонителей христианства тем, что древние воздвигали гонение на благочестивых прямо и открыто, а новейшие действуют тайно и скрытно. Но и они преследуют, изгоняют, заключают в узы, и чего они только не делают!
Мы имеем свежий пример этому в наши времена. Когда победоносные немецкие войска прошли до Венгровлахии и овладели значительной частью этой области, тотчас побежали латиняне, спешившие за армией, и старались изгнать из обителей монашествующих, боголюбез-ных мужей, как еретиков, и избегающих единения с ними. А несчастные христиане, вместо того, чтобы под победоносными знаменами христианских царей найти свободу и безопасность, как надеялись, подверглись опасности чрез враждебные насилия и нападения от апостолов римских потерять и эту свободу, какую враги христианского имени агаряне, умереннейшие западных миссионеров в этом отношении и более рассудительные, дают подвластным им христианам в делах веры.
Когда таким образом нападают на вас, братия христиане, я не могу вам дать другого совета, кроме того, чтобы вы терпели и переносили великодушно гоне-ния за Православие, потому что таким образом не только спасетесь, но и увенчаетесь как мученики. Подумайте, что у вас в опасности два предмета: души и тела; благоразумие какой из них повелевает сохранить? Без сомнения, душу, которая драгоценнее. Благоразумен тот купец, который, предвидя кораблекрушение, не задумывается побросать в море все свое богатство, чтоб спасти свою жизнь. Так и вы бросайте и отрекайтесь, когда против вас воздвигаются такия бури от сильных ветров Рима, бросайте, говорю, и имущество, и почести, и богатства и звания, для сбережения небесной жизни, которую надеетесь приобрести.
Когда человек видит предстоящий удар в голову свою, он не отражает ли его рукою, и не подставляет ли под удар менее важный член, чтобы сохранить важнейший? А для спасения души своей, как не пострадать телу? Так об Иове написано: кожу за кожу, и вся елика иматъ человек, даст за душу свою (Иов. 2, 4). Так и вы давайте кожу за кожу. Когда же подвергнется опасности все тело, если бы нужда потребовала, нужно охранять одну душу.
Относительно души вашей Господь повелевает вам: Будите мудри яко змия, и цели яко голу-бие (Мф. 10, 16). Когда змея почует, что ее хотят убить, она, сколько возможно, прячет свою голову. Так и вы среди гонений, бичеваний, мучений, должны заботиться сохранить главу - каноны ваши, главу [догматы] -веры вашей, главу - Православие и благочестие.
Вы имеете бесчисленные примеры славных мучеников, кои радостно облобызали страшные роды мучений и ужаснейшие смерти единственно для того, чтобы и немного не отступить в исповедании Христа. Вы имеете в ваши времена примеры стольких собратий ваших христиан, которые под деспотизмом агарян переносят, несчастные, или лучше сказать, блаженные, величайшие страдания единственно для того, чтоб не изменить благочестию. Вы имеете великий и возвышенный пример Сына Божия и Бога нашего, который по любви к нам приял плоть, алкал и жаждал, был поруган, бесчестим, связан, осужден, увенчан терновым венцом, распят и умер ради нашего спасения. Что равное сему вы можете потерпеть ради Его? Что сравнится со столькими страданиями, кои Он потерпел за нас?
Если Он для нас, часто согрешающих, столько восприял, столько потерпел, столько пострадал, то, чего не должны потерпеть мы для Него, Искупителя и Спасителя нашего? Какое зло в этом миpе можно найти столь великое, которое могло бы нас отвлечь от исповедания Его, от Церкви Его, от любви к Нему? Кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. 8, 35), - говорит апостол Павел. Ничто, ничто. Для Него мы должны с радостию переносить всякое зло, что бы пребыть в настоящей жизни твердыми в исповедании правой и истинной веры Его, а в будущей удостоиться вечного блаженства, которого да сподобимся все мы, Его благодатию и человеколюбием. Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

На главную

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.