Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 

«БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ...»

 

Дар, приносящий радость и пользу

 

В наше время привычным явлением стало обилие нищих и попрошаек. Мы встречаем их каждый день на улице, в общественном транспорте, у магазина, храма - везде. И ежедневно приходится решать проблему: давать или не давать. А если давать, то сколько?

Останови на улице несколько прохожих, спроси, как они относятся к милостыне, и ты услышишь несколько разных, порой полярных ответов. Но при всем разнообразии точек зрения положительное или отрицательное отношение к предмету нашего разговора обычно выражено таким образом: дающие - жалеют, не дающие - желают быть справедливыми и принципиальными. Их аргументы звучат так: «надо работать, а не шляться по улицам и дворам»; «это профессиональные попрошайки, которые живут лучше нас»; «сами виноваты - не надо пить» и так далее.

Интересно то, что людям гораздо легче ответить на вопрос, почему они не дают подаяние, нежели наоборот. Трудно объяснить, что заставляет тебя откликнуться на просьбу обратившегося за помощью. Подать милостыню - фактически означает оказать милость. И не каждый из нас в состоянии дать волю движению любви в своем сердце, выраженному в сострадании, жалости, желании помочь. Ведь для того, чтобы что-то дать, нужно быть милосердным. Можно иметь в кармане несколько тысяч и пройти мимо просящего рубль. И, увы, как часто нищие (настоящие или ряженые - неважно) открывают нам глаза на нашу нравственную нищету. Сирые и убогие, униженные и оскорбленные - они играют очень важную роль в нашей противоречивой и во многом искаженной жизни. И, наверное, не случайно, так много в нашей великой русской литературе размышлений на эту тему.
Откроем «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и найдем миниатюру «Нищий»:
«Я проходил по улице, меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны...
О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи...
Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.....Не
взыщи, брат; нет у меня ничего, брат".
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
- Что ж, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».
Этот простой и одновременно очень глубокий эпизод открывает нам духовный смысл милостыни: главным оказывается не то, что и сколько дается, а с какими чувствами, с каким настроением. «Благотвори с радушием», - учат древние, и нет ничего проще и вместе с тем труднее этого.
Да, великое дело - подать нищему, при этом не унизив его, а согрев своей добротой. Бескорыстный дар - благо для неимущего, но и к дающему он возвращается богатой и обильной наградой. Большинству людей в той или иной мере знаком этот радостный опыт, когда отдавая - приобретаешь, и многие, наверное, слышали слова, дошедшие до нас сквозь мглу тысячелетий: «Праведник всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет», «раздели с голодным хлеб твой... тогда откроется, как заря, свет твой». Слышали, читали, знаем... Но понимаем ли? Осознаем ли? Ведь не становится меньше нищих на улицах наших городов.
Милостыня способна малое сделать великим и многое обратить в ничто. На этот счет есть у Тургенева еще одно интересное стихотворение в прозе, которое называется «Два богача».
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение сирых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Незатейливая история, очень, однако, похожая на евангельскую притчу о вдове, которая пожертвовала на храм две лепты, и оказался ее дар значительнее обильных подаяний богатых людей, «ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».
И мы опять возвращаемся к тому, что не столь важна сумма подаяния. Можно часто открывать свой кошелек, но не чувствовать при этом никакой радости. И не будет ее, если щедрость продиктована расчетом, желанием славы. Только бескорыстное участие одного человека в судьбе другого есть проявление истинного милосердия и любви. В словаре В. Даля милостивым назван добрый, сострадательный человек, а милосердие определяется как сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
Вспомним и еще одну поучительную историю.
Жалко стало одному небедному человеку страдающего от холода бродягу и подарил он ему роскошный теплый плащ со своего плеча. Подарил - и, растроганный благодарностью нищего и своей добротой, отправился в свой дом с легким сердцем. И как же был расстроен и возмущен этот человек, когда на следующий день увидел свой плащ в лавке менялы, а облагодетельствованного нищего пьяным и все в тех же лохмотьях. Оскорбленный в своих лучших чувствах добрый горожанин в ту же ночь увидел сон: подошел к нему Господь, одетый в его плащ, и сказал: «Не переживай, Меня ты одел в свою одежду и порадовал, и не пропадет твой дар никогда...»
Так что не стоит просчитывать, что будет с отданным нами, гадать, на что истратит пожертвованные нами деньги нищий. Пожалели кого-то, умножили тем самым добро на земле - вот что главное. Настоящая милостыня - это дар, приносящий радость и пользу, прежде всего, дающему. Это свидетельство высоты души. Это, наконец, работа над собой, облагораживающая человека.

В. Степанов

 

Помогите общине сирот с отклонениями в развитии

При церкви святит. Митрофана Воронежского в деревне Лосицы Псковской области уже шесть лет существует община милосердия. Она носит имя священномученика Вениамина Петроградского. Костяк общины составляют дети-сироты - выпускники коррекционного детского дома. Здесь также живут старики, инвалид-колясочник, неполная многодетная семья и люди из группы риска. Всего тридцать человек, включая двух воспитателей. Общину опекает Псково- Печерский монастырь: сироты ездят туда в паломничество, помогают возделывать монастырские угодья.

Обитель милосердия существует за счет подсобного хозяйства (огорода и животноводческой фермы), заготовки леса и частных пожертвований. Каждый месяц председатель общины Лариса Фалкова - педагог по образованию - ездит в Санкт-Петербург собирать средства для поддержания своих подо­ печных. Но этих средств хватает только на то, чтобы выжить. А недавно развалилась баня, шесть лет верой и правдой прослужившая членам об­ щины. Плюс необходимо отстроить социальную гостиницу, где смогли бы жить люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которые приезжают в Лосицы только на время. Члены общины будут благодарны за Вашу финансовую помощь в любом размере!

Почтовый адрес: 181023, Псковская область, Плюсский район,
деревня Лосицы, Церковь свт. Митрофана Воронежского,
Община милосердия.

Р/счет № 40703810751030101094 Псковское ОСБ № 8630 г. Псков
К/счет № 30101810300000000602
БИК 045805602
Получатель: Стругокрасненское ОСБ № 1911/01595 п. Плюсса,
КПП 601601001
Община милосердия священномученика Вениамина Петроградского
Связаться с общиной можно по телефону настоятеля храма во имя святит. Митрофана Воронежского священноинока Вениамина (Крашенинникова) -
8-81133-27-837
или по телефону Литературно-мемориального дома-музея писателя Александра Алтаева - 8-81133-26-209


 

На главную

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.