Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Православный противокатолический катехизис*

Продолжение. Начало в №8(50)

 

IV. О СПАСЕНИИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В РИМО-КАТОЛИЧЕСТВЕ

 
    Ведет ли римо-католичество ко спасению?
    Нет, римо-католичество не ведет к соединению с Богом и спасению, поскольку является неоязыческой религией, в которой поклоняются сотворенному католиками языческому богу, носящему лишь имя Пресвятой Троицы, но являющемуся только одним из многих проявлений воплощений и наименований единого бога-идола, так называемого «Творца» («Отца», «Вселенского Христа»).

    Действует ли в римо-католичестве спасающая Божия благодать?
    Нет, как и в любой языческой религии не действует. В римо-католичестве действует общий Божий Промысл о твари и ее спасении, и может действовать призывающая благодать Святаго Духа. О католичестве, как религии безблагодатной, единодушно свидетельствуют высказывания Святых Отцов Православия, сделанные еще до II Ватиканского собора. «Погибельной верой» называет ее святой праведный Иоанн Кронштадтский, а про католиков говорит, что они «отпали от Главы всей Церкви - Христа». Абсолютная уверенность пап в своей непогрешимости, непревзойденная страсть к власти и величию, чудовищное тщеславие и гордость, к которым прибавилось языческое идолопоклонство, - все это, прикрытое лицемерным смирением, является самыми тяжкими грехами в христианстве и не оставляет ни малейшей доли сомнения в полной безблагодатности папизма.

    Что в таком случае представляет собой духовная жизнь римо-католиков, воспеваемая многими католическими подвижниками?
    В отличие от Православия, опирающегося на двухтысячелетий подвиг Святых Отцов Апостольской Церкви, римо-католичество после своего отпадения от Православия и лишения Божией благодати в своей «духовной» жизни пошло по двум ложным путям: с одной стороны, формализма и начетничества, как в случае подсчета грехов и добрых дел и индульгенций, с другой стороны, крайней душевной экзальтации, подменяющей духовность так называемой прелестью.

    Что такое прелесть?
    Прелестью называется ложная духовность, подменяющая действие Божией благодати и Даров Святаго Духа на душевно-психические состояния человека, вызываемые самомнением, самовнушением и действием падших духов. Человек может начать получать различного рода видения, удовольствия, «откровения», разговаривать со «святыми», «Богородицей», «Христом»; это могут быть обильные слезы, разгорячение крови, колебания тела, чувственные наказания и поощрения, сверхъестественные способности и т. п.; или он обретает уверенность в своей избранности, непогрешимости, святости, достоинстве по-своему толковать или изменять Священное Писание и т. д. Бесы все это хитро устраивают и поддерживают. Прелесть, являясь страшным злом, характеризуется прямым контактом с падшими духами и ведет к подчинению их воле, духовной, а иногда и телесной смерти человека.

    Но, очевидно, все это хорошо известно и католикам?
    Как раз наоборот. По словам православных подвижников (например свт. Игнатия (Брянчанинова)), понятие прелести, являющееся ключевым в православном аскетическом учении, полностью отсутствует в протестантско-католическом мире, который принимает всю эту бесовщину за чистую монету.

    Но, нельзя же отрицать, что труды ряда католических подвижников благочестия переведены на русский язык в качестве примеров и наставлений для подражания?
    Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно духовными являются только труды католиков, написанные до отпадения Западной Церкви от Восточной (1054), но уже произведения Бернарда (1090-1153) несут на себе следы явной прельщенности автора, возрастающей у более поздних западных «подвижников». Из состояния глубокой прелести написаны многочисленные труды католиков, в том числе «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, писания Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Терезы Авильской и других, которые представляют «смертоносный яд» для читателя. Примером тому служат «откровения» святой блаженной Анжелы (1309) и великой католической святой «учителя церкви» Терезы Авильской (1515-1582), содержащие описания чисто эротических плотско-душевных переживаний «божественной» любви, явно вызываемой бесом блуда.
    Возведение всех этих глубоко прельщенных демонами и находящихся в их власти католиков и католичек в ранг святых иллюстрирует абсолютное духовное невежество папизма и его глубокое духовное падение, о котором говорят святитель Игнатий (Брянчанинов) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

    А что тогда можно сказать о «Невидимой брани» - произведении христианской аскетики, происхождение которой приписывается Западу некоторыми богословами-экуменистами?
    Действительно, среди православных либералов существует мнение, что «Невидимая брань» имеет латинское происхождение (по наиболее распространенной западной версии, сочинена монахом Лаврентием Скуполи который передал ее около 1520 г. французскому писателю Франциску Сальскому). Однако, как убедительно показывают исследования**, есть все основания утверждать, что первоначально она была написана неизвестным греческим монахом на эллино-греческом языке, и ее рукопись, попавшая на Запад, была переведена на итальянский и другие языки. При этом из нее были выкинуты и существенно переделаны некоторые главы, и она подверглась переработке на латинский лад.
    В то же время греческий текст, с которого был сделан широко известный русский авторизованный перевод свт. Феофана Затворника, выполнен преподобным Никодимом Святогорцем (как показывают исследования) именно на основе эллино-греческого оригинала, с сохранением его содержания и духа восточного аскетизма.

    Какими отличительными от Православия особенностями характеризуется современная «духовная» жизнь католиков?
    В современном католичестве широко распространены разнообразные методы медитации, заимствованные из восточных языческих верований, «харизматические» опыты - современная пятидесятница и т. п. Эти методы вместо ограждения христиан от воздействия сатаны и демонов и приближения к Богу ведут к прямому контакту с падшими духами и поклонению им.

    Согласно вышеизложенному, что следует сказать о спасении и духовной жизни в римо-католичестве?
    В римо-католичестве, являющемся полностью безблагодатной неоязыческой религией, ни о каком соединении с Богом и спасении речи быть не может, поскольку эта религия пропагандирует поклонение папе и выдуманным богам-идолам, носящим лишь имя Пресвятой Троицы и Христа, а предлагаемая «духовная» жизнь является абсолютно ложной и, как в любом язычестве, направлена не на ограждение верующих от действия падших духов, а на установление тесного контакта с ними, получения зависимости и порабощения ими.

V. О ВОССОЕДИНЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВЕЙ

    Как известно из истории, попытки воссоединения Православной и католической Церквей предпринимались неоднократно. Каким образом предполагалось проводить воссоединение?
    Одним из главных методов «решения» этой проблемы являются унии.

I. Унии и униатство

    Что такое уния?
    Уния (от лат. unio - единение, союз) - это скрепленное договором «объединение» некоторой части Православной Церкви с католической под властью папы. Безоговорочное признание власти папы всегда являлось неотъемлемым требованием к унии со стороны Ватикана, рассматривавшего ее как политический инструмент принуждения православных к принятию католичества, а униатство - как переходный этап к полной католизации. Со стороны православных унии принимались под давлением светской власти, видевшей в Риме, католичестве и униатстве опору своего правления.

    Каково «правовое» положение объединившихся с Ватиканом церквей?
    Церковь, объединившаяся с Ватиканом, теряет свою Православную веру и превращается в униатскую или греко-католическую церковь (ГКЦ), которая в зависимости от национальных или поместных признаков может называться украинской (УГКЦ), греческой и т. д. Таких церквей немало, хотя некоторые из них состоят всего из нескольких тысяч человек. Униатские церкви полностью зависят от Ватикана, который относит их к так называемым «восточным католическим церквам», однако Православие никогда не признавало законность униатства, рассматривая униатов как православных, отторгнутых насильственно и обманным путем от их исконной веры, и стремилось вернуть их в лоно своей Церкви.

    Какие унии наиболее известны?
    Среди многих попыток «объединения» наиболее известны три унии: Лионская (1274), как первая в истории, Флорентийская (1439) и Брестская (1596), как принесшие наибольший вред Православию.
    Лионская уния была принята греками под давлением императора Михаила VIII Палеолога, отвоевавшего у латинян Константинополь и восстановившего Византийскую империю после захвата крестоносцами Константинополя и установления в нем латинской империи (1202-1261), который стремился укрепить свою власть и заручиться поддержкой папы. Однако подавляющее большинство греческого духовенства и народ не приняли унию, несмотря на уговоры и насильственные принуждения Палеолога (ссылки, тюрьмы, ослепление, отсечение рук и т. п.), и с его смертью в 1282 г. она прекратила свое существование.

    Что представляла собой Флорентийская уния?
    Уния проводилась по инициативе и под давлением греческого императора Иоанна VI Палеолога, который с помощью унии рассчитывал получить поддержку папы и помощь западных государств в борьбе с турками, окончательно сдавившими Византийскую империю. На соборе, проходившем вначале в Ферраре и перенесенном во Флоренцию, присутствовали папа с католиками и Палеолог с Константинопольским Патриархом и несколькими греческими митрополитами и епископами, которые - в большинстве своем по принуждению - подписали унию с введением «filioque» в Символ Веры. Отказался от подписи только святитель Марк, митрополит Ефесский, который возглавил борьбу против унии. На практике уния продвигалась крайне медленно, так как подавляющее большинство греческого духовенства и мирян ее отвергли, к тому же помощи с Запада не последовало. Дважды, на Иерусалимском (1443) и Константинопольском (1450) соборах, восточные патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский анафематствовали унию и отлучали ее приверженцев. После захвата турками Константинополя (1453) уния прекратилась, оставив незначительное число ее приверженцев. Но главное - она дала Риму основание для насильственного обращения в унию и католизации православных на территориях, принадлежавших некогда Византии.

    Каковы особенности и судьба Брестской унии?
    Брестская уния состоялась в Речи Посполитой при короле-католике Сигизмунде III Вазе. В 1595 г. иезуитам удалось уговорить Киевского митрополита Рогозу тайно направить в Рим двух епископов и подписать с папой акт об унии (с признанием вселенской власти папы и «filioque»), которая, по мнению Рогозы, должна была улучшить положение православных, терпящих притеснения от властей и католиков. Православные сочли этот акт предательством и осудили на соборе. Однако Сигизмунд III утвердил акт о принятии унии, после чего Православие в Польше было объявлено вне закона. Последовали новые жестокие гонения на верующих, в руки униатов были переданы более 700 храмов и 128 православных монастырей. Все епархии Белоруссии, Западной и Центральной Украины, включая Киевскую, были насильственно присоединены к унии. После возврата России ее западных земель униаты стали возвращаться в Православие. Основная масса униатов (1,5 млн.) вернулась в 1839 г. и оставшиеся (50 тыс.) воссоединились с Православной церковью в 1874 г. Униатство сохранилось лишь в Галиции, отошедшей к Австрии, и других частях Карпатской Руси, находившихся за пределами России.

    Каково было положение унии и униатства в XX в.?
    После Первой мировой войны в отторгнутых от России и переданных Польше западных областях Украины и Белоруссии униатство возродилось. Снова власти стали насильственно отбирать у православных храмы, а священников и мирян, не желающих перейти в унию, подвергать жестоким пыткам и преследованиям. В общей сложности были конфискованы 718 церквей. После Второй мировой войны в возвращенных СССР западных областях униатство в результате гонений советской власти ушло в подполье, но в 1989 г. было легализовано под названием Украинской католической Церкви (УКЦ), затем переименованной в греко-католическую (УГКЦ). В том же году при потворстве властей начались захваты храмов униатами, избиение и надругательство над священниками и мирянами. Особенно пострадала некогда крупнейшая Львовская епархия, в которой из более полутора тысяч приходов осталось менее сорока.
    Для большей привлекательности в Левобережье Украины и для России УГКЦ именуется просто как ГКЦ, проповедь и издательская деятельность ведутся на русском языке, а также одновременно действуют латинский и восточный обряды богослужения.

    Что такое «восточный обряд»?
    Восточный обряд - это такая разработанная иезуитами форма обращения в унию и католичество православных, главным образом, русских, где с целью привлечения верующих полностью сохраняется православная обрядовая форма богослужения, включая православное облачение священника, его внешний вид и манеры поведения, призывание православных святых и т.д., и даже Символ Веры читается без «филиокве». Единственным условием является безпрекословное подчинение верховной власти папы. В Ватикане сразу же после установления в России власти Советов был срочно реорганизован отдел пропаганды восточного обряда, и Восточная конгрегация, в которую он входил, стала непосредственно подчиняться папе, а в Риме иезуитами создано училище миссионеров для России «Русикум», действующее и поныне. Восточный обряд существовал до Второй мировой войны и прошел апробацию на православных в Польше, но в СССР его внедрить не удалось. Однако II Ватиканский собор заявил о своем твердом намерении продолжать политику восточного обряда, и теперь, с возрождением униатства, он также возрождается.

    Исходя из изложенного, что можно сказать в общем об униатстве?
    Унии и униатство являются одним из главных методов обращения православных в католичество, основанном на принуждении, насилии и обмане, и проводимом под давлением светских властей, католиков и прокатолической части «православного» духовенства, и служат основной задаче Ватикана - разрушению и поглощению Православия. В настоящее время главным проводником этих папских устремлений является экуменизм.

    *По благословению Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. Трифонов Печенеговский монастырь. М.: Ковчег, 2003. С. 33-42.
    **О жизни и трудах Никодима Святогорца // «Душеполезное чтение». 1865. Ч. 3 (сент.-нояб.).

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.