Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

Преподобный Кукша Одесский

(Память 11 / 24 декабря)

    Всемилостивый Господь, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4), никогда не оставляет без духовного окормления ищущих вечного спасения. Не оставляет Он таковых и в последнее время и посылает на обширную ниву Христову искусных делателей — благодатных и духоносных старцев. Одним из светильников веры во тьме богоотступничества, духовного оскудения и невежества XX столетия был преподобный и духоносный отец схиигумен Кукша (Величко).
    Преподобный Кукша родился 12 (25) января 1875 г. в с. Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии в семье благочестивых и христолюбивых родителей.
    Косьма (это имя он получил во святом крещении) с детства душой тянулся к Богу, к святой жизни. Он с малых лет возлюбил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал Святое Евангелие. Особую любовь боголюбивый отрок имел к храму Божию и богослужению.
    Косьма всем сердцем стремился к монашеской жизни. Словно за благословением Божиим на последующий жизненный путь Косьма отправляется в 1895 г. с паломниками в Святую Землю. На обратном пути он посетил гору Афон, где особенно воспылал желанием подвизаться в монастыре. По возвращении в Россию Косьма получил благословение от киевского старца Ионы, известного всем своей прозорливостью, и своей матери с тем, чтобы уехать монашествовать на Афон.
    В Иерусалиме с Косьмою произошли два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного. Там существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам, особенно безплодным женщинам. Веровали, что женщине, первой успевшей погрузиться в воду, Господь дарует чадородие. Находясь у купели, Косьма стоял совсем близко к источнику, кто-то нечаянно задел его, и отрок в одежде неожиданно упал первым в воду купели. Люди стали смеяться, говоря, что у него теперь будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, ибо у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад. Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это казалось бы случайное событие послужило предзнаменованием того, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него неоскудно подаваться людям.
    В 1896 г. Косьма прибывает на Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Вскоре послушника Косьму постригают в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. - в монашество с именем Ксенофонт.
    Духовным отцом у Ксенофонта был духоносный старец, подвижник о. Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. От него Ксенофонт перенял основы духовной и монашеской жизни. Под его мудрым окормлением он за недолгое время сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании.
    Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовляет преподобному жребий служения страждущему миру. В 1912-1913 гг. греческие власти, стремясь изгнать русских с горы, потребовали выезда с Афона многих ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Ксенофонт побежал в пустыньку к Старцу.
    - Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
    - Нет, чадо, - возразил старец, - так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей.
    В 1913 г. Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Там он снискал всеобщее уважение среди братьев, служа для них примером в монашеском делании.
    Прошли годы. В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно, и был пострижен в схиму 8 апреля 1931 г. с именем сщмч. Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. Душа Преподобного уже была готова ко вселению в небесные обители, но Господь продлил дни его для служения людям во спасение их. После пострига о. Кукша вскоре выздоровел.
    3 апреля 1934 г. отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года - в сан иеромонаха. С 1938 г. для Батюшки начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг - его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в г. Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока - к трем годам ссылки.
    В 63 года о. Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Труд был очень тяжелым, но всегда содержа в своей памяти, что многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное (Деян. 14, 22), Батюшка, споспешествуемый благодатью Божией, не только терпеливо и благодушно сносил мучительную жизнь в заключении, но духовно укреплял окружающих.
    Господь, взирая на мужество исповедников, однажды явно для всех утешил и укрепил присных Своих в терпении и уповании. О. Кукша, будучи в заключении, получил от преосвященного Антония, епископа Киевского, посылку, в которую Владыка вместе с сухариками умудрился положить сто частиц просушеных запасных Святых Даров. Верующие с большой осторожностью оповестили «своих», чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять святое Причастие. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!
    Батюшка вспоминал: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный - ветром качало, иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: „Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога". Вдруг слышу над головой: „Кар-р-р!", - и к ногам упал пирог, - это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».
    В 1947 г. о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей - старчество. Безбожие, маловерие, нужда, горе, греховное пленение приводили к Преподобному людей в те минуты, когда испытания достигали наибольшей остроты и становились невыносимыми, когда иссякала надежда. И Старец оказывался тем несокрушимым камнем истинной веры, непоколебимого упования на Бога, через который люди начинали трудный, узкий, но истинный путь спасения. Молитвою, состраданием, добрым словом, духовным советом старец отвращал от безбожия и греха и обращал к Богу, вразумляя закоснелых в неверии, укрепляя маловерных, ободряя малодушных и ропщущих, смягчая ожесточенных, умиротворяя и утешая отчаявшихся, пробуждая спящих в греховном сне, дремлющих в забвении и нерадении.
    Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом.
    Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Его постоянно преследовали и гнали. В 1951 г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру.
    Здесь, в Почаевской лавре, через старца Кукшу приходили к вере бывшие богоборцы, находили раскаяние сектанты, облекались в ангельский образ (монашество) многие словесные овцы стада Христова - духовные чада Старца. Всем им он находил определение в жизни.
    К концу своей жизни Старец снова претерпел много зла, скорбей и преследований от богоборческой власти. Диавол в начале 60-х годов воздвигает на Церковь новую волну гонений, стараниями новых богоборцев-правителей. Святой апостол Павел говорит, что все, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). У безбожной власти лютую ненависть вызывали духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, какими обладал старец Кукша.
    19 июля 1960 г. Старец прибывает в Одесский Свято-Успенский монастырь, где проводит последние четыре года своей страдальческой подвижнической жизни. Но любящим Бога <...> вся поспешествует во благое (Рим. 8, 28). Господь злобу демонов и усилия богоборцев обратил во благо для спасения душ человеческих. Благодаря перемещениям Батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного Старца. Несмотря на запрет властей посещать святого Старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления.
    Так, пройдя земное поприще, претерпев все искушения, воздохнув из глубины души своей: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя (Пс. 114, 7), преподобный Кукша 11 (24) декабря 1964 г. преставился ко Господу, в селения «идеже все праведнии почивают», вознося там молитвы о всех, прибегающих к его молитвенному предстательству.
    Преподобный был очень кротким и смиренным. Ни перед кем не заискивал, не человекоугодничал, имел искреннее смиренномудрие. Он избегал славы человеческой и даже боялся ее, памятуя сказанное псалмопевцем и пророком: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей (Там же,. 113, 9). Добрые дела совершал незаметно, не любил тщеславия, старался оградить от него своих духовных чад.
    Поучения произносил он краткие, но заключавшие в себе все, что каждому вопрошающему необходимо ко спасению. А это невозможно без ведения воли Божией. Поэтому говорил Старец не от человеческой мудрости, а при содействии благодати Святого Духа, просвещающего его.
    Преподобный Кукша имел дар непрестанной молитвы, хотя по смирению скрывал это от окружающих. В монастыре был послушник. Он нес послушание дворника, подметал территорию монастыря. Когда ему надоело это занятие, он попросил о. Кукшу: «Батюшка, помолитесь, чтобы дождь пошел и смыл сор». «Хорошо, помолюсь». Часа через два на безоблачном небе появились тучи, полил проливной дождь, смывая весь сор с земли, и послушник отдыхал в тот день...
    Есть многочисленные свидетельства того, как после натирания землей с могилки Преподобного или при помазывании елеем из лампады на его могилке нарывы, опухоли и раны исцелялись и очищались.
    И по прошествии времени не исчезает живая память о старце Кукше, не уменьшается любовь к пастырю. Всегда ощущается его духовная близость и его неиссякаемая молитвенная помощь.
    Всю жизнь служа людям, преподобный Кукша и сейчас пребывает в молитвенном предстательстве за мир пред престолом Божиим.
    В 1995 г. по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.