Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

Продолжение. Начало в № 17 (83)

   К несчастью для России, уже при Петре, как видели мы, наши предки под влиянием протестантизма и западного просвещения начали стыдиться своей веры, стали прятать ее. Этот стыд своей веры, исходящий из тщеславного опасения показаться отсталыми пред либерально и атеистически настроенными образованными людьми в последнее время, пред гибелью нашей Родины, достиг высшей своей степени. Не вера Православная, а этот пагубный стыд стал господствующей силой в России, в особенности среди интеллигентного русского общества. Движимое ложным стыдом, множество русских людей становилось в ряды безбожной и революционной интеллигенции, хотя их разум и совесть были против этого малодушия.
   К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет Православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).
   Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу (Ин. 5, 44)?
   Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим причинам. Мы скрываем свое православие в силу страха смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на Родине нашей, но и <…> за границей.
   Да не будет этого в нашей жизни, какие бы основания ни побуждали нас воздерживаться от исповедания Православной веры. Пусть Православная вера проникает во всю нашу деятельность во всех ее областях. Некогда св. Иоанн Рыльский, небесный покровитель великого пастыря отца Иоанна Кронштадтского, в своем послании благочестивому болгарскому царю Петру увещевал его лежать в ногах матери своей Церкви и склонять свою верховную власть в <...> государственных делах пред ее первосвятителями: «Валяйся под ногама матере твоея Церкве. Припадай усердно, и верх преклоняй тоя первопрестольником».
   Как же после этого нам, русским православным людям, не склоняться пред Православною Церковью во всех своих не только личных, но и общественных делах?!
   Пусть все русские организации, вплоть до политических, имеют своею основою Православную веру и ее учение, действуют во имя этой веры и с благословения церковной власти, оказывая безусловное ей послушание. Пусть эти организации даже именуются православными, ибо имя «православный» должно быть для нас самым драгоценным и вожделенным, и как жизненное руководство должно обязывать не отступать от Православной веры в нашей деятельности, напротив, направлять последнюю к ее торжеству.
   Так, мы должны исповедовать свою веру в сознании, что чрез нее наши предки достигли того, что Господь царствовал в сердцах их Своею благодатью с ее святостью и блаженством.
   Этою же верою наши предки приобретали и то, что Сам Господь покровительствовал России Своею всемогущею силою, покрывая ее Своим безконечным милосердием, почему она и сделалась самою могущественною и славною страною.
   Все эти блага подаст Господь и нам, если мы, подобно нашим предкам, будем иметь их веру, или идеологию, которая может заключаться в двух только словах: Православная вера.
   Впрочем, предки наши, как об этом мы говорили выше, имели еще одно свойство веры. Их вера была смиренной, так как им было присуще покаяние, это истинное выражение смирения.
   Благодаря смирению, без которого никакие истинные подвиги христианской жизни невозможны, вера наших предков и была аскетической и переходила в исповедническую. Это понятно: смирением Своим Господь, Спаситель наш, победил диавола, прославился Божественною славою и даровал нам спасение. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2, 8–9). Это смирение Ему угодно было положить в основание всей нашей христианской жизни по Его Божественным заповедям, которые Он изрек в Своей нагорной проповеди (см.: Мф. 5, 1–12).
   В соответствии с этим св. Макарий Великий смотрит на смирение как на основание христианства. «Основанием христианству, – говорит он, – служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом».
   По учению сего Святого Отца Церкви в этом смирении состоит и самый признак христианства. «Вот признак христианства, – говорит он, – сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел – оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано… Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: „Я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только“».
   Так смотрели на смирение и другие Святые Отцы Церкви. Они учили, что смирение имеет силу истреблять все козни диавола, всякое зло в нас и все наши страсти. «Видел я, – говорит преп. Антоний Великий, – однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие». «Поистине, – говорит авва Дорофей, – нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его».
   Поэтому оно, как учат Святые Отцы Церкви Евфимий Новый (Иверский), Максим Кавсокаливит и Григорий Синаит, есть мать, начало и корень всех добродетелей. «Ни страх Божий, – говорит св. авва Дорофей, – ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенною без смиренномудрия». Без смирения и самая молитва, как свидетельствует преподобный Макарий Египетский, не будет для нас полезна, и весь подвиг христианской жизни будет для нас суетен, так как, по словам св. Исаака Сирианина, «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели».
   Из этих слов преп. Исаака явствует, что смирение есть критерий, безошибочно определяющий, где есть истинная добродетель, и где ее нет. Им определяется наше нравственное и духовное преуспеяние: «насколько человек погрузится в смирение, настолько преуспеет и вознесется».
   Только оно, наконец, может довести человека до высоты нравственного совершенства: «Никто не может, – говорит св. Иоанн Кассиан, – достигнуть последнего предела совершенства и чистоты иначе как смирением истинным». И самое «совершенство человека – есть смирение».
   Спрашивается: почему же смирение имеет такую великую силу для нашей живой веры с ее добродетелями и подвигами? Потому, что оно низводит на нас Божественную силу для избавления нас от всех наших врагов видимых и невидимых. Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших (Пс. 135, 23–24). Сила смирения состоит в том, что с ним соединяется благодать Святаго Духа по слову Апостола: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), которая, как на своем престоле, почивает в смиренных.
   Отсюда понятно, почему Господь требует от нас, чтобы мы для соединения с Ним научились Его смирению, говоря: Придите ко Мне <…> и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 28–29). Ясно отсюда и то, почему Господь во главу всех Своих Божественных заповедей положил смирение (см.: Там же. 5, 3): ибо только чрез смирение Господь может даровать нам Свою благодать, без которой нельзя исполнять Его заповеди и невозможно сделать ничего доброго, согласно с Его словами: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
   Но если смирение сделало веру наших предков аскетическою и исповедническою, то оно было и причиною, по которой они свою веру содержали во всей ее православной чистоте, чуждой всяких еретических заблуждений. Это смирение, выражаясь всегда в покаянии наших предков, не допускало гордости владеть их сердцами. По свидетельству Иисуса, сына Сирахова, гордость есть начало греха и отступления от Господа (см.: Сир. 10, 15). Как смирение есть источник всех добродетелей, так гордость, по учению св. Иоанна Кассиана, есть источник всех грехов и преступлений; или, по словам преподобного Иоанна Лествичника, – «начальница и завершительница всех зол».
   В частности, гордость является первою и главною причиною всех ересей. Она, по учению преподобного Нила Синайского, «низвергла архангела с неба и сделала то, что он, как молния, спал на землю». Но что же представляет собою его падение по своей основе, как не ересь, ибо денница, возгордившись своею чрезвычайною славою, помыслил, что он может быть равен Богу? Так гордость родила в нем первую ересь, от которой он навеки погиб.
   Так гордость привела и наших прародителей к той же ереси, т.е. к ложной мысли, что они могут быть равными Богу, почему преподобный Филофей Синайский и сказал, что «Адам пал из-за гордости».
   Так, после этого, гордость стала рождать всякие еретические заблуждения, которые влекли за собою отпадение от Бога и в силу этого – всевозможные несчастья в жизни людей.
   Смирение с покаянием ограждало наших предков от ересей, а вместе с тем – от гибели Родины, и, будучи основанием присутствия в ней великой благодати, было в то же время основанием ее величия и славы. Но как только русские люди вступили на путь диавольской гордости, или тяжкого греха еретического и атеистического отступления от Православной веры, то благодать Святаго Духа, этот источник спасительной жизни, стала оставлять нашу Россию, и она была ввержена в море неслыханных несчастий.

Продолжение следует

Фото В. Столярчук (http://foto.orthodoxy.ru)


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.