Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

ЦАРСКИЙ ЗАВЕТ

Святитель Николай Сербский

Продолжение. Начало в № 11 (101)

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ,
в которой говорится о том,
как Небесный Вестник успокаивает
Лазаря и восхваляет избранный им
завет как правильный и спасительный

   – Не бойся, Лазарю, – сказал ему Вестник. – Я – Посланник Божий, предстоящий пред лицом Всевышнего Царя. И вот, я послан к тебе, чтобы ответить на вопрос, который мучает тебя больше стрелы, пронзившей твое тело. Передаю тебе ответ, чтобы очистить твою душу от мрачных сомнений и очищенную взять. А этот брат мой в красной мученической ризе – святой пророк Амос, твой славный Святой и Крестная твоя слава, которую ты прошлой ночью прославлял хлебом и вином, а сегодня славишь кровью и смертью. Не бойся, но слушай и радуйся!

Рисунок А. Окуневой

   Я – тот самый Вестник, который принес тебе книгу из Горнего Иерусалима. Невидимо явился я пред тобой в твоем дворце в Крушевце и оставил ту книгу на коленях твоих. Пока ты колебался и решал, какому Царству предать свою волю, я все время стоял по правую сторону от тебя. В ожидании твоего решения святые Небеса молчали, а святые Неманичи трепетали от страха, боясь, чтобы ты не выбрал худшее; все праведники сербские молили Господа, чтобы Он склонил твою волю к лучшему. И когда ты сделал правильный выбор, святые Небеса запели, святые Неманичи возрадовались, а все праведники сербские вознесли благодарение Богу.
   Не бойся, Божий человек, ты совершил правильный выбор и оставил своему народу спасительный завет. Если бы ты выбрал земное царство для твоего народа – меньше бы обогатил его, чем этим заветом. Истинны твои слова: «Недолгий век у земного царства, а Царствие Небесное необъятно».
   Посмотри на эти просторы вокруг. Посмотри на множество благословенного народа – это лишь маленькая часть Царства Небесного, Царства, которое ты возлюбил. Телесные очи никогда не могли бы видеть столько пространства и такое количество творений. Посмотри, эта безконечность превосходит все, что только есть на земле. Но она может быть открыта только духовным очам – лишь духовные очи способны единым взором ее охватить и увидеть. А для телесных глаз все это – тайна. Но Создатель смиловался над твоим отчаянным воплем и, зачтя все твои добрые дела, открыл тебе духовное зрение, чтобы ты, созерцая Небесные просторы, утешился.
   Тут Вестник Божий замолчал. И снова среди блаженных обитателей Небес зазвучала громогласная торжественная песнь. И Лазарь расслышал некоторые ее слова:

Всем сердцам, что любовью горят,
Небеса ответить благоволят.
Всем существам, что Бога славят,
Бог себя милостиво явит.

   Ангел же продолжал:
   – Это духовное Царство Божественно, необъятно, безподобно, безсмертно. Истина, Любовь, Жизнь и Радость побуждают духовные миры к непрестанной песне. Они представляются тебе телесными, но они безплотны. Вот, сейчас ты духом своим видишь других духов. Между тем, твои телесные очи закрыты, и ты ничего не зришь ими. Но твоя освобожденная душа прямо созерцает духовность, избавленную от плоти. Впечатление, что ты принимаешь их как отражение, образы, цвет, голос и размеры, – не происходит от физического, материального мира – мира символов, но от мира нематериального, – мира настоящего. И как ты сейчас видишь без очей, слышишь без ушей, чувствуешь без тела, – так в этом Царстве видят, слышат и чувствуют безсмертные духи. Зрение духов несравненно острее, и слух несравненно сильнее, и чувства намного ярче, чем у телесного человека. Поэтому правильно говорят истинные богопросвещенные Учителя человеческие, что тело есть темница души, а разделение души и тела – освобождение.
   С точки зрения восприятия действительности люди делятся на три группы. Одни видят только телесными очами телесные предметы и думают, что созерцают действительность. Это настоящие слепцы. Они живут в полном мраке неведения, покрытые темной пеленой материальных творений. Вторые видят очами, присоединяя к зрительному восприятию разум, пытаясь вникнуть в смысл вещей, но при этом надеются только на свои очи и свой разум. И эти не видят, как надо, но лишь прикасаются к непостижимой для них тайне бытия и творения. Они говорят, что существует какая-то неведомая тайна по ту сторону восприятия мира. И это – вершина их сознания. Они живут в неком мучительном сумраке играющих теней, которые, будто пестрая завеса, скрывают от них Истину.
   Третьи, хотя и не доверяют своим телесным очам и разуму, но с детской простотой принимают откровения Небес, так же, как и ты сегодня. Эти откровения гасят в них жажду земного царства и господства и вызывают ненасытное алкание и жажду Царства Небесного. Такие зовутся детьми света. Им дано зреть тайны и разуметь, как надо ходить правым путем в земном царстве. Но они не видят таинственное постоянно, как мы, Небесные жители, видим, но только в соответствии с волей и милостью Святого Промысла. К третьей группе относился в своей земной жизни и этот дивный твой славленник – святой пророк Амос – вместе с другими пророками, апостолами, святителями и праведниками. Ты и сам, славный Княже, причислен к сим просвещенным боголюбцам.
   Так сказал Ангел Всевышнего и умолк. Тогда к Лазарю приблизился пророк Амос, взял его за руку и проговорил:
   – Будь храбр, дивный Лазарю! Твоя душа истерзана многими вопросами. Но вот, Посланник Божий пред тобой. Скоро будешь называть его братом своим в едином Царстве иного родства и гражданства, отличном от земного. Спрашивай его свободно обо всем, что мучает твою душу.
От прикосновения и слов святого Пророка Лазарь почувствовал некую чудесную животворную волну, исполнившую его душу, и это укрепило Царя. И тогда он решился задать вопросы.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,
в которой Небесный Вестник отвечает
Лазарю на вопрос: «Что для человека
потребнее всего просить у Бога?»

   И сказал Лазарь:
   – Вот, теперь я вижу, насколько я грешен и несведущ. Настало время умирать, а я все еще не знаю, что надо просить у Бога. Недоумеваю о делах Творца своего, как некогда Иов, но все находится вне моей власти. Научи меня, Слуга Всевышнего, что потребнее всего для человека просить у Бога в смертный час.
На это Ангел Божий ответил:
   – И в конце, и в начале земного пути, как и во всякое время жизни, важнее всего для земного путника просить у Бога две вещи: первое – прощения грехов, и второе – дарования Духа Божиего. Все, что следует наполнить, прежде необходимо освободить, чтобы оно могло наполниться; сначала нужно очистить, а только потом украсить. В дом, исполненный диавольскими греховными делами, Дух Божий не входит, и нечистый дом Он не украшает присутствием Своим и Своими Небесными дарами.
   Человек дивно составлен из тела, души и духа. Дух есть двигатель и господин всего существа человеческого. Каков дух, таков и человек. Дух двигает душу, а душа тело. Дух животворит, плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63). Чудесное пение ангельского войска в Небесном Царстве звучит и побуждается именно Духом Божиим. Через действие Духа Святаго Ангелы призывают людей к четырем источникам Небесной сладости: к Истине, Любви, Жизни и Радости. Также существовал и прародитель рода вашего – под воздействием Духа Божиего, подобно нам, Ангелам. Но когда он безумно отступил от Правды и Любви Небесной, в нем произошла одна существенная перемена. Внешне он остался тем же, но изменился внутри. Об этой перемене и по сей день мало что известно на земле. Это тайна избранных, безмолвных и в наивысшей степени просвещенных. Но ты, великий безсмертный, должен понимать, в чем состояла существенная перемена Адама, чтобы постигнуть все то, что желает знать твое сердце. Ведь это знание является исходной точкой всякой мудрости и истинного ведения. В нем содержится ответ на все вопросы, мучающие человечество, в том числе и на твои.
   Слушай же, славный Княже, о сем земном обстоятельстве. Существенная перемена заключалась в том, что Создатель отнял у человека Свой Святой Дух и оставил его только с сотворенной душой и природным его духом. С тем природным духом, который был сотворен, а не дуновением Божиим вошел в человека. Отпавший от Духа Божиего, человек был осужден в поте лица добывать себе хлеб, подобно муравьям, пчелам и животным. Так человек опустился до уровня безсловесных тварей; господин стал подобен своим слугам; царь был уравнен со своими подданными. Человек-бог превратился в человека-животное. Но и это не являлось самым страшным. Ведь животные по своему чину чудесны и прекрасны. Хуже всего было то, что человек-животное быстро перешел в состояние человека-демона по своему свободному выбору. Став нечистым, непригодным сосудом для Духа Святаго, он отверг и свой природный дух и принял в себя дух нечистый, богоотступнический, богоборческий, дух падших ангелов.
   Ведь когда человечество потеряло Духа Святаго, оно оказалось на перепутье, где пребывали сотворенный природный дух, Дух Света и противоположный ему дух тьмы. Столкнулись Дух Божий и адский дух. На этом человеческом перепутье сначала преобладал природный дух, но большинство людей повернулись лицом к духу тьмы и лишь немногие оставались стоять лицом к Богу. Этим, последним, милостивый Бог снова даровал Своего Духа Святаго. Это дивные праведники, которым было дано обетование и проречено спасение, как им, так и через них всему грядущему человеческому роду, пока он, находясь на перепутье, не был повернут лицом к Богу Жизни. В течение тысяч лет только они были людьми-богами среди людей-животных и, что еще хуже, – среди людей-демонов. Богами и сыновьями Божиими они названы не по смертному телу, природной душе и духу, но по Богу Духу Святому, Который снова был им дарован, потому что они на духовном перекрестке обратились с верой и надеждой ко Господу. Поэтому и вдохнул Бог в них от Себя Свой Дух, чтобы они удостоились быть и называться богами и сыновьями Божиими. Ведь все, что величественный Творец наш дает творениям Своим, Он дает или от Своего, или от Себя. Когда дает солнце, дождь, плодородие, здоровье, успех, познание природы – дает от Своего, то есть дает через что-то, что Он сотворил, что Его, но не Он Сам. Когда же дарует Духа Своего Святаго – дарует Себя Самого. Это свойство совершенной Божественной Любви – даровать не только Свое, но и Себя.
   Итак, прославителю Бога, знай, что существует три вида духа: Святой Дух Божий, дух природный и дух демонский. Повторяю тебе: какой дух в человеке, таков и есть человек. Три брата с тремя различными духами далеки друг от друга как три мира: мир Небесный, мир земной и мир преисподний. Вот поэтому правильно оценить человека можно только по его духу. Ведь дух – двигатель души и тела. И все мысли, желания и ощущения души, а также дела полностью зависят от духа, который в человеке.
   С этим знанием о духе как с таинственным ключом входи теперь в обители душ человеческих. Каков дух, такова и душа. Душа не так проста как дух. В ней три силы: ум, чувства и воля. А все три составляющие будто замешаны в тесто, которому дрожжи – дух. Какова закваска, таково и тесто, таков и хлеб. Если закваской является Дух Святой, тогда и мысли в человеке святы и Божественны, и чувства святы и Божественны, и дела святы и Божественны. Если дрожжи – дух природный, тогда и мысли в человеке природные, то есть земные, и чувства природные, и дела природные. Если же дрожжами служит дух демонский, тогда и мысли в человеке демонские, и желания демонские, и дела демонские.
   А с этим знанием о духе и душе как с таинственным ключом входи теперь в тайны тела человеческого. Какова душа, таково и тело человека. Тело не так просто как душа, а тем более дух. Многочисленные органы и функции тела символичны в отношении состояния и силы души. Если душа в качестве закваски имеет Дух Божий, тогда и тело, как инструмент такой души, является арфой Господней, выражающей то, что боговдохновенная душа мыслит, чувствует и желает. Если душа в качестве закваски имеет природный дух, тогда тело, как инструмент такой души, выражает природные мысли, природные ощущения и природные желания. Если же душа замешана на злобной закваске адского духа, тогда и тело такого человека, как инструмент души, является вестником адских сил, демонской воли и демонских дел.
   Без этого основного знания, как можно понять суть человеческую и все, что случается с человеком в этом мире? И как можно осознать судьбу целого народа и все, что с ним происходит? Без этого основного понятия и разумения никто из смертных не способен постигнуть то, что сегодня произошло на этом поле брани. Только те, кто не охвачен демонским духом, в состоянии спокойно созерцать разорение тканей как претворение в некую новую ткань, и видеть в этом безумном хаосе космический порядок и в этом разрушительном кошмаре правильное творческое устроение.
   Не ясно ли из этого, что обязанностью каждого человека является просить у Господа, как в смертный час, так и во всякое время жизненного пути, Духа Божиего Святаго? А Бог, исполненный милости и любви, дарует и Самого Себя тем, которые Его любят и ищут Его любви. Как сказано вам святейшими устами: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.