Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

   
почта

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

 

 

В имении Салтыковых

обновились иконы и фрески Преображенского храма

 

   Старинное русское село Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в начале XVII века. Свое необычное название оно получило не случайно. Расположено село в 135 километрах от столицы на пересечении («на углу») трех губерний: Московской, Тверской и Ярославской. А на его окраине, прямо у дороги стоит красивейший Спасо-Преображенский храм. Когда-то здесь находилась родовая вотчина Салтыковых.
В 1826 году в Спас-Угле родился великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Здесь он был крещен и получил первые уроки житейской мудрости. Его учителями были сестра и соседский священник. «Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства», - писал впоследствии Салтыков-Щедрин. В родовое имение он приезжал не раз уже и в зрелом возрасте, а последний роман писателя «Пошехонская старина» стал топонимическим и литературным памятником Спас-Углу. Каменная Спасо-Преображенская церковь, заключенная в ограду с двумя воротами и башней и построенная по традиционной схеме «восьмерик в четверике», появилась благодаря стараниям бабушки писателя Надежды Ивановны Нечаевой еще до его рождения - в 1796 году. В 20-е годы XIX века к ней была пристроена одноэтажная трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. В XIX веке спасская усадьба процветала, а Салтыковы были богатейшими помещиками. Однако XX век безжалостно изменил облик родового имения Салтыковых. В 1918 году усадьба была конфискована и занята под школу, а в марте 1919 года она сгорела. Не уцелел родной дом писателя, заросли пруды, умерло большинство старых деревьев.
В здании храма Спаса-Преображения местный совхоз долгое время хранил семенной картофель. Сейчас от старинной усадьбы осталось немногое. О бывшем господском парке напоминают древние липовые и хвойные аллеи. Невдалеке находится почти уже высохший родник Иорданка. А у стен Преображенского храма расположено родовое кладбище с близкими сердцу Щедрина могилами - здесь покоятся отец, дед с бабушкой, две сестры и два брата Михаила Евграфовича. В конце 80-х годов прошлого века в бывшей трапезной храма Спаса-Преображения открылся музей Салтыкова-Щедрина. А в начале 90-х годов в его алтарной части возобновились богослужения. Музейные работники, понимая абсурдность и нелепость вынужденного соседства экспозиции в помещении храма, стараются не мешать службам. А во время праздничных богослужений стенды убирают, давая дорогу крестным ходам.
В эту небольшую сельскую церковь, стоящую вдалеке от шумных, проезжих дорог, приходят на службы в основном немногочисленные жители окрестных деревень. Именно эти простые сельские труженики стали свидетелями чуда, произошедшего в Спасо-Преображенском храме. Во время литургии прихожане вдруг увидели, как на полустертой от времени подкупольной фреске проявился образ Богородицы с Младенцем. В течение 30-40 минут в храме обновилось более 20 старинных икон и фресок, в том числе и в алтаре, прояснился и замироточил образ Христа с апостолами. На некоторых старых, осыпавшихся от времени фресках проявились даже незначительные детали облачения изображенных на них святых.
Священник Сергий Журавлев, вспоминая о том событии, говорит, что был настолько поглощен службой, что даже не сразу понял суть происходящего. Сначала интуитивно, боковым зрением он уловил цветовые изменения на серых и нечетких от времени иконах и фресках, затем обратил внимание на взволнованную реакцию прихожан и только потом реально увидел произошедшие перемены.
Присутствовала в храме во время обновления икон и смотритель музея Татьяна Михайловна Гущина. «Я дежурила в музее, сидела тихо и слушала службу, - рассказывает она. - Вдруг в храме стало происходить какое-то движение, люди заволновались, зашептались. Те, кто были на литургии, стали очевидцами этого чуда. А потом верующие ходили от образа к образу и плакали от волнения и радости».
Случаи чудесного, самопроизвольного прояснения изображения на иконах известны в Православной Церкви с давних пор. Однако вплоть до XX в. обновления икон были редкими, одиночными явлениями. Массовые знамения наблюдались в России в начале XX века. Тогда были зафиксированы многочисленные случаи обновления икон и в храмах, и в домах мирян. Как правило, они были простой работы, из недорогого материала, а их владельцы, в основном, - обыкновенные люди, встречавшие чудо с чистосердечной молитвой. Большинство таких икон были родительским благословением и почитались потомками как родовые реликвии. В 90-х годах XX века снова стали поступать сведения из разных уголков России об обновлении и мироточении икон. Известны сотни официально засвидетельствованных случаев. Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв к покаянию и усердной молитве. В Спас-Угол в последнее время приезжают со всей России и даже из зарубежных стран. Не так давно здесь побывал японский режиссер, решивший поставить одну из пьес Салтыкова-Щедрина у себя на родине. Музейщики с удивлением наблюдали, как расчетливые и избалованные суперсовременными технологиями японцы долго ходили по старинным аллеям, вдоль неохватных вековых лип, прикасались к могильным плитам на родовом салтыковском кладбище, жадно глотая воздух русской провинции. Здесь действительно особая атмосфера, которую сложно передать словами. Лучше приехать в Спас-Угол, постоять в Преображенском храме, посмотреть на явленное Господом чудо и заново осмыслить написанные именно здесь Салтыковым-Щедриным слова: «Люблю я Бога - ибо он жизнодавец и человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты и истины. В нем - Правда».

Елена Беляева

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

    
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.