Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
АПОЛОГЕТИКА

 

Возражение против глав Самуила Евреянина

Преподобный Максим Грек

Главы Самуила евреянина переведены с латинского на русский язык Николаем немчином. В этих главах значится, что Самуил жил спустя тысячу сорок лет после Вознесения Христова. Так как еврейское царство после Вознесения Христова окончательно уничтожено римлянами, и они рассеяны по всем странам, между тем некоторые из них оставили своим соплеменникам, евреям последующих родов, писания, в которых сказано, что через тысячу лет они опять возвратятся в Иерусалим, и эти писания были у них в уважении и питали в них надежду; когда же после их пленения прошло тысяча лет, то Самуил понял, что обстоятельства их не к возвращению клонятся, а слагаются к худшему. Обвинив самого себя и всех жидов, что не за простое какое-нибудь преступление они столько лет находятся в пленении, но за распятие Христа, - он собрал из пророческих книг главы о пришествии Христа во плоти, и о призвании язычников, и об отвержении ветхозаветной жертвы1.


    Глава 1. Тогда будете люди Божий и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовию вместе с людьми Божиими: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам (Пс. 117, 26-27), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, как написано: Твой есмь аз, спаси мя, а затем приводит причину: яко оправданий Твоих взысках (Пс. 118, 94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19, 15), и опять: кровь Его на нас и на чадах наших (Мт. 27, 25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет (Мк. 16, 16). Как же ты говоришь: мы - Божий, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который говорит: очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу (Пс. 57, 4).

    Глава 2. Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: пожрите жертву правды и тогда уповайте на Господа (Пс. 4, 6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко.

    Глава 3. Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание говорит: сынове чуждии солгаша Ми, Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих (Пс. 17, 45, 46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои?

    Глава 4. Если же, как утверждает слово Истины и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблудились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли по сказанному: се удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс. 72, 27).

    Глава 5. И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несомненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа - Мессии, уповали на Него и пророчествовали о Нем. Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого. Если и они, как люди, в чем-либо когда погрешили по неведению и забвению, - помыслом ли или каким-нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников.

    Глава 6. И следующее слово твое, Самуил, представляется мне некрасивым, чтобы не сказать безумным. Если ты истинно уверовал, что Христос есть Тот Мессия, о Котором все пророки так удивительно писали, То зачем ты с сожалением говоришь: «О, если бы мы, когда убили Его, вычеркнули бы из книги Исаии предсказание о сем!». Приличнее было бы тебе сказать: «О, если бы мы тогда послушались пророка и покаялись бы пред Богом, то не убили бы великого Пророка и не были бы отринуты Богом». К тому же, если бы вы и изгладили из книги Исаии предсказание о сем, то и тогда не могли бы уничтожить Божественную славу Христову: ибо написано пророком Аввакумом: покры небеса добродетель Его и хваления Его исполнь земля (Аввак. 3, 3); и опять: яже Бог совеща, кто разорит; и руку Его высокую кто отвратит? (Ис. 14, 27).

    Глава 7. Не приравнивай, господин Самуил, Христово вознесение преложению Еноха и взятию яко на небо Илии огненною колесницею и огненными конями. Они были только святые и праведные люди, и потому один был преложен, вероятно, ангелом, а не самим собою, и не воздухом, а другому была послана огненная колесница и кони. И Писание не говорит, что Енох был преложен на небо; это ты говоришь. Так же и Илия взят был не на небо, но яко на небо, говорит Писание. (4 Цар. 2, 11). Христос же, будучи Богом во плоти, Создателем всего и господом Еноха и Илии и Моисея, не воздушною легостию, но Божественною силою взошел на самое небо, а не яко на небо, как Илия: облак светлый чудесно привел Он от небытия в бытие, который, по повествованию Луки, не просто подъял Его, но от очию учеников Его, - и это не потому, чтобы Он нуждался в помощи облака для Своего восхождения - да не будет у вас такого хульного мудрования! - ибо Он все носит и держит в Своей руке, но этим он только исполнил древнее пророчество, которое говорит о Самом Создателе: простираяй небо яко кожу, покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню (Пс. 103, 2-3), как и в другом месте говорит: и взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню (Пс. 17, 11). А что ты говоришь, будто и Мафусал взят на небо во плоти, так же и Моисей, - этого в Священном Писании нигде не видно, а говорится, что Мафусал прожил столько-то и столько-то лет и умер, а не сказано: преложен или взят был на небо. И о Моисее не говорится, что он взошел на небо, но что умер и погребен был, очевидно, Архангелом Михаилом, который препирался с диаволом о Моисеевом телеси и запретил диаволу, сказав ему: да запретит тебе Господь (Иуд. 1, 9). И таким образом, когда диавол отступил, погребено было тело Моисеево на той горе, или в другом месте, - одному Богу известно, Писание же этого не объяснило. Это я говорю относительно времени до пришествия Мессии, то есть до Христова Воплощения, Распятия и Сошествия во ад; ибо когда Христос сошел туда всесвя-тою Своею душою, то не только Мафусала и Моисея, но и всех вообще от века праведников исхитил из ада, вывел их из тьмы и сени смертной и ввел в древний божественный рай, и теперь они находятся с Царем и Спасителем своим и в раю, и на небе, как сказано: идеже будет труп, тамо соберутся орли (Мт. 24, 28).
    А что ты говоришь о прохождении сынов израилевых, что вода несла их тела, то это говоришь не согласно со Священным Писанием, ибо Писание ясно говорит так: огустиша, яко стена воды, огустиша и волны посреде моря (Исх. 15, 8). Из этого ясно видно, что среди этих двух водных стен образовался для них сухой путь силою Бога, водившего их, как и выше говорится: сынове же израилевы проидоша по суху посреде моря: вода же им стена бысть одесную, и стена ошуюю (Исх. 14, 29), а не говорит, что прошли, носимые водою, как ты утверждаешь. А что также ты говоришь, будто огонь, сошедший с неба (при Илии), вознес тела волов и скотов на небо, то и это явное вранье и произведение детского ума, ибо ты говоришь это не по Писанию. В Писании ясно сказано, что огонь тот, сошедший с неба, все, вообще, сжег, пожрал и испепелил: и мяса, и дрова, и воду, и камни, и самую землю, а не говорит, что одно сжег, а тела волов и скотов вознес на высоту. Не прилично, добрейший Самуил, помимо Писания что-нибудь говорить или рассуждать: да не приложиши. Сказал Господь Моисею, к сему, ни отымеши от него (Втор. 12, 32).

    Глава 8. Пока вы не исповедуете Христа истинным Богом и не отступите от своего неверия, не приятны Богу ни молитва ваша, ни пост, ни жертвы, ни обрезание, ни субботы: все это ненавидит душа Моя, - сказал Он чрез пророка Исайю (1, 14). И хотя бы вы без-численные надежды имели на Него и прибегали к Нему - все это напрасно и безполезно для вас: вы состоите под гневом Божиим, как ясно сказано в пророчестве: да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего (Пс. 20, 9, 10). По какой причине? Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет (Пс. 20, 12, 13), то есть, ты победишь их и обратишь в бегство, во избытцех их, то есть, в тех, которые останутся в том же неверии и ожесточении, уготовиши лице Свое, то есть, гнев Твой. Итак, напрасно хвалишься и часто повторяешь: «Все-таки мы Божий и к Нему прибегаем».

    1Но в то же время в этих главах Самуил утверждает, что евреи, в каком бы ни находились состоянии, все-таки продолжают оставаться народом Божиим. Против этого и против других заблуждений Самуила и возражают настоящие главы. - Примеч. пер.

Не предавайтесь пессимизму!

    У вас должна быть душа, способная взвалить на себя три ноши: вынести жизнь, полюбить жизнь и пожертвовать жизнью.
    Но такую душу вы никогда не сможете в себе стяжать, если вы пессимисты.
    Пессимист не способен жертвовать своей жизнью, потому что жизнь для него не имеет никакого значения, а всё лишенное ценности можно только выбросить, но никак не принести в жертву.
    Пессимист не может любить жизнь, потому что она предстает ему в оскудении смысла и радости. Жизнь для него - сплошная скорбь и безсмыслица и как таковая чужда всякой любви.
    Пессимист, наконец, не может и переносить жизни - по той же самой причине, по которой он не способен ее любить. Страдания, смысл и конец которых человек осознаёт, он еще как-то способен вытерпеть; но если ни смысла, ни конца не предвидится, то всё становится невыносимым. Следовательно, жизнь для пессимиста - безсмысленная и безконечная боль.
    Не предавайтесь пессимизму, ибо, в противном случае, он сделается для вас самым ядоносным источником безмерного зла: и вашего, и чужого.
    Не уступайте ему, потому что ваш пессимизм явится оскорблением не только для родного отечества, но и для всего человечества.
     Своим пессимизмом вы нанесете обиду Творцу миpa, создавшему вас не для того, чтобы вы жаловались на Его дела, но чтобы показали и свои.
    Итак, если вы пессимисты, то в этой жизни вы не способны ни к жертве, ни к любви, ни к терпению.

Святитель Николай Сербский. "Духовные поучения и наставления"

Перевод с сербского С.Фонова
Творения святителя Николая Сербского (Велимировича).
Т.2.
«О Боге и людях». - М.: 2006.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.