Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

О преодолении ересей Православной Церковью

Окончание. Начало в № 69

 

6. Борьба Православных христиан с ересью

    При возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без исключения Православного христианина является борьба с ними. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, в своей книге «Просветитель» учит, «что всем любящим Христа, следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же - не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика - сообщник еретиков»24. При этом главное для христианина, как учит святитель Василий Великий, «анафематствовать ересь и прервать всякое общение с еретиками»25.
    Православные христиане имеют право, основанное на Евангелии и Священных Канонах, отделяться, то есть прерывать поминовение и церковно-литургическое общение со своим епископом «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви», причем в этом случае каждому Православному христианину позволено ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения», как уложено Святыми Отцами в 15-ом Правиле святого Поместного Константинопольского Двукратного Собора. Кроме того, необходимо отделяться от епископа, который обвиняется в том, что он нераскаянно заблуждается «в вопросах благочестия и праведности», что видно из 31-го Апостольского Правила, а именно, когда он действует «против долга и правды», как объясняет канонист Зонарь26. Святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик, начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба»27. Все эти указания Святых Отцов в равной степени адресованы священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые все вместе составляют единый народ Божий - Православную Церковь Христову.
    Те Православные, которые отделяются таким образом от еретиков, придерживаясь Священных Канонов, «не только не подлежат положенной Правилами епитимий [определенной для безосновательно и самовольно отделившихся от своего епископа или предстоятеля - А.С.], но и достойны чести, подобающей Православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений», как поясняют Святые Отцы в том же 15-ом Правиле Двукратного Собора. Это значит, что «таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а, скорее, освободили Церковь от раскола [причиняемого лжеепископами -А.С.] насколько это от них зависело», снова разъясняет Зонарь28. Тот, кто проповедует ересь и кто привносит нововведение в Церковь, тот пытается разделить ее и нарушить ее целостность и единство. А тот, кто противодействует еретической проповеди и отделяется от нее - стремится спасти целостность и единство Церкви. Цель такового отделения - борьба против ереси, защита Православной веры и сохранение единства Православной Церкви, то есть самого Православия.
    При этом, возможные наказания, наложенные проповедниками ереси на Православных, противодействующих ей, - недействительны и безосновательны, по учению Церкви, «с того времени, как они начали проповедовать свое нечестивое учение» (то есть ересь), как писал в своем послании к Константинопольскому клиру и народу святой Келестин, папа Римский, и утвердил III Вселенский Собор29. В 3-м же Правиле того же Вселенского Собора уложено: «Если же которые из принадлежащих к клиру, во всяком городе или селе, подвергнуты запрещению священнодействия от Нестория и его сообщников за Православное мудрование, таковым мы присудили воспринять свою степень. Вообще единомудрствующим (или имеющим сделаться единомудрствующими теперь или после этого в какое бы то ни было время) с Православным и Вселенским Собором членам клира повелеваем отнюдь никоим образом не подчиняться отступившим или отступающим епископам»30. Преподобный Иосиф Волоцкий так же учит, «что если еретик, даже будучи епископом, не благословит или проклянет кого-либо из Православных, то Божий суд не последует суду еретика»31.
    Противодействие Православных христиан ереси есть борьба против ереси, согласно деяниям и учению святых угодников Божиих. Так, каждый Вселенский Собор был плодом священной борьбы Православных христиан, противодействующих ереси. I Вселенский Собор состоялся как результат праведной борьбы за веру, главным образом, святых Александра Александрийского и Афанасия Великого; II Вселенский Собор - святых Василия Великого и Григория Богослова. III Вселенский Собор состоялся благодаря усилиям, в первую очередь, святого Кирилла, архиепископа Александрийского. IV Вселенский Собор был созван, главным образом, тщанием святого Льва Великого, папы Римского, а V Вселенский Собор - святого Императора Юстиниана. VI Вселенский Собор состоялся благодаря борьбе, прежде всего, преподобного Максима Исповедника и святого Софрония Иерусалимского. VII Вселенский Собор был результатом усилий, в частности, преподобных Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и других святых. Многие святые потрудились ради созыва прочих святых Поместных Соборов для осуждения ересей и еретиков.
    Зачастую же основой единственно возможной борьбы Православных христиан с ересями становилось отделение от евхаристического общения с упорствующими еретиками прежде их Соборного осуждения. Именно так поступили преподобные Феодор Студит и Иосиф Волоцкий, а также святой Марк, митрополит Ефесский и многие другие святые. В подобных случаях так же нужно поступать каждому Православному, ибо борьба с возникающими ересями является наряду с нравственным совершенствованием необходимой задачей каждого Православного христианина - и священнослужителя, и мирянина.
    В подтверждение этого здесь уместно повторить наставления преподобного Иосифа Волоцкого: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»32. «Поэтому пусть постарается каждый Православный всеми способами отыскивать еретиков и отступников, и, разузнав истинно и достоверно об их еретичестве и отступничестве, не утаивает, но доносит и свидетельствует на них, не боясь еретической хулы и укорения»33.
    Дабы полностью оградить народ Божий от воздействия еретиков, Святые Отцы в Священных Канонах определили:
    - не молиться с еретиками (Апост. 45, 65, Лаод. 33);
    - не дозволять им присутствовать при священнодействии и молитвах верных (Тим. 9);
    - не допускать закоренелым еретикам входить в дом Божий (Лаод. 6);
    - не принимать от еретиков ни жертв (Апост. 46), ни праздничных даров (Лаод. 37), ни благословения (Лаод. 37);
    - не праздновать с ними вместе (Лаод. 37);
    - не сочетаться с ними браком, разве при обещании их перейти в Православную веру (IV 14, VI 72, Лаод. 10, 31);
    - против неистовства еретиков просить помощи у Царей (Карф. 104).
    Итак, Православный христианин с того времени, как он узнал о ереси, должен:
    а) покаяться в грехе ереси, принеся достойные плоды покаяния, если в разуме или в неразумии каким-нибудь образом принимал участие в ней;
    б) обличить известных ему еретиков на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви в присутствии христиан, которых еретики пытаются ввести в заблуждение, дабы исправить первых, и предостеречь вторых;
    в) в случае упорствования еретиков в ереси, согласно предписанию Апостола Павла: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11) и 15-му Правилу Святого Константинопольского Поместного Собора, глаголемого Двукратного, прервать евхаристическое общение с ними, в том числе с предстоятелем «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви». Причем, согласно этому Правилу, каждому Православному христианину дается право ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения»;
    г) сообщить о ереси и еретиках священнослужителю более высокого чина (своему настоятелю, епископу, предстоятелю);
    д) наложить на еретиков определенные Священными Канонами прещения (обязанность священнослужителей более высокого чина);
    е) всемерно добиваться Православного Собора для осуждения ереси и анафематствования еретиков;
    ж) в случае уклонения всей Поместной Церкви в ересь или раскол найти канонически законного Православного епископа (или временно Православного священника) из какой-нибудь Православной юрисдикции для спасения под его омофором.

7. Анафематствование упорствующих в ереси
и Торжество Православия

    Во время благопотребно, испытав в истине Свою Церковь, Христос Господь непременно благословляет собраться Православному Церковному Собору, который в строгом соответствии со Священным Писанием, Священными Канонами и учением Святых Отцов обличает лукавое мудрование еретиков, пытающихся разрушить Церковь изнутри, и предает их анафеме, утверждая Христово Православие. Ведь одним из свойств Святой Христовой Церкви является то, что любая ересь и отступление от Православия вместе с их носителями еретиками-отступниками рано или поздно бывают осуждаемы на Православных Соборах, то есть истина Христова обязательно торжествует в Церкви уже здесь, на земле. Ибо непреложно обетование Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Основываясь на этом, святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так учит о Таинстве Евхаристии: «И се есть Жертва, Которую Церковь Христианская от язык избранная приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать: Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его. И сие пророчество по истине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть»34.
    Православный Собор есть выстраданный и вымоленный у Бога венец борьбы за истину Его. Таковой Собор и есть Торжество Православия. Чтобы он скорее достигался, необходимы: твердость в исповедании Православия, противодействие ереси по примеру святых, сотрудничество всех Православных христиан, противоборствующих ереси, а также принятие в сердце любви истины (2 Фес. 2, 10), как говорит апостол Павел. Ибо Господь наш Иисус Христос учит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33), и Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Артем Стадник

    24 Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Издание Спасо-Преоб-раженского Валаамского монастыря, 1993. Слово четырнадцатое.
    25 Творения Святителя Василия Великого. Письмо 109, к пресвитерам в Тарсе.
    26 Правила Святых Апостол и Святых Отец с толкованиями. 31-е Правило Святых Апостол. М., 1876. С. 67.
    27 Творения Святителя Иоанна Златоуста. Толкование на Послание к Евреям. Слово 34.
    28 Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. 15-е Правило Двукратного Собора. М., 1880. С. 853.
    29 Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Том I. С. 178-179.
    30 3-е Правило III Вселенского Собора. Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Том IV. С. 353.
    31 Преподобный Иосиф Волоцкий. Указ. соч. Слово двенадцатое.
    32 Там же. Слово седьмое.
    33 Там же. Слово четырнадцатое.
    34 Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Сказание на осьмый век // Сборник творений Святых Отцов против еретиков. 2-е изд. Гродно, 1786. С. 78-79.

В качестве прототипа для настоящей статьи взяты «Экклизиологические тезисы, или Изложение учения о Церкви для Православных, противостоящих ереси экуменизма» митрополита Оропосского и Филийского Киприанана (Монастырь свв. Киприа и Щетины, Фили, Аттики, Греция, 1993). Статья полностью переработана: содержащееся в «Экклизиологических тезисах» еретическое учение о якобы «разделенной Церкви», «заболевших духовно в вопросах веры членах Церкви», под которыми подразумеваются лично (поименно) не осужденные Православным Собором еретики, «о действительности „таинств" таких еретиков» и о будущем «Православном Соборе объединения разделенной Церкви» в настоящую статью, разумеется, не вошло.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.