Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Против Николая Латинянина - Слово об исхождении Святаго Духа

Преподобный Максим Грек

    Всякое даяние благое, и всяк дар совершен - свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Великое движимое от Отца светоявление, благодатно приходящее к нам, опять, как единотворная сила, возводит нас к высоте и обращает к Отцу, как собирателю единства и боготворной простоте. Само естественное благо - Слово, говорит: Дух истины, иже от Отца исходит. Бог есть солнце правды, как написано, которое всем просто простирает благодатные лучи; душа же каждого человека боголюбивая - подобна воску, а веществолюбивая подобна калу, который иссушается Солнцем; так и душа, приверженная к веществу и миролюбивая, наказуется Богом, и по причине такого своего произволения, как высохший кал, не воспринимает на себя знамение печати и стремится к погибели. Боголюбивая же душа как воск умягчается и, принимая на себя изображение божественных разумений, бывает жилище Божие духом (Еф. 2, 22).
    Великие согрешения с самого начала злонамеренно вселял лукавый враг нашего спасения в души людей, преданных страстям, и ими возбраняет лукавый сатана предпочитать безсмертную оную жизнь. Какие же это грехи? Это - мнение и возношение. Ты же, слушатель, не будь последователем мнения и возношения, наполняя воздух словами о том, как латиняне понимают и объясняют Священное Писание. Их разумение свойственно лишь последователям тщеславия, и толкование их безрассудно.
    Ты пишешь, чтобы я об этом высказал свое мнение. Если я начну писать свое мнение по содержанию твоего послания, как ты это сделал относительно моего небольшого писания, то опасаюсь, чтобы лето не застало меня пишущим это и ничего не приобретшим. А как я слышал, что ты готовишься принять епитимию и покаяться, то примемся за дело и начнем исследование не общими выражениями, но будем заимствовать решение непостижимых вопросов из самого Священного Писания. Ибо мудрствующий из своего мнения, как сам хочет, обманывает себя, а кто поучается в Писании, тот имеет себе учителем самую истину.
Но время уже обратиться на дело. Прошу же тебя, слушай тщательно и внимай умом, чтобы не мимо ушей прошло сказанное, и ум пусть внимательно рассуждает: ибо слово это - о Святом Духе.
    Это не простое повествование, но изъяснение тайны истинной веры. Святый Дух вначале со Отцем и Сыном произвел творение, как говорит Давид: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их.
    Дух исходит от существа Отца: поэтому не сказал пророк и о Слове: «Слово уст его», дабы ясно показать и уверить, что он говорит об исхождении (Духа). Но исходит Он единственно от единого Отца, а не как ты говоришь, что Дух Святый исходит от Отца и Сына единым дыханием.
    Из этого выходит то, что Бог сначала не был совершен, а был только Отец и Сын, и что впоследствии, раскаявшись, Он воспринял недостающее Лице, то есть Духа, испустив Его общим дыханием, и таким образом получил полноту совершенства.
    Ах, какое заблуждение! Как это противно Православной вере - так мудрствовать! Не так, не так! Отец и Сын и Святый Дух различаются, по словам Дамаскина, тем различием, что Отец нерожден, Сын рожден и собезначален Отцу; имея одно начало - исхождение от Отца к Слову, имея одно начало - исхождение от Отца безначальное, как и Сын; причем ни Отец не лишается нерождения, как рождающий Сына, ни Сын не лишается рождения, как рождающийся; также и Дух своим исхождением не претворяется в Отца или в Сына и, как Бог, сохраняет Свое свойство неизменным. Иначе как свойство пребудет свойством, если оно изменяется и переходит?
    Теперь благовременно мне представить здесь приведенное тобою свидетельство о Святом Духе, где сказано: понеже есте сынове Божий, посла Бог духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва отче (Гал. 4, 6).
    Вникни, прошу тебя, что сказал Апостол: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, рождаемого от жены, бываема под законом (Там же, 4, 4). Для чего он сошел? - да подзаконныя искупить, и чтобы не только отменить клятву закона, но да и всыновление приемлем. Это сказано о Христе.
    Что же говорит далее? Понеже есте сынове, посла Бог духа Сына Своего в сердца ваша, то есть Дух сыноположения. Так Павел называет Его и в другом месте, говоря: не приясте бо духа работы в боязнь: но приясте Духа сыноположения (Рим. 8, 15). Господь же наименовал Его Духом истины, сказав: егда же приидет Утешитель, Дух истины (Ин. 15, 26). Для того после Христа Он, Утешитель наш, не перестает (пребывать с нами), чтобы ты помнил равночестность Их.
    Здесь Дух как бы называется другим Сыном, ибо воистину Дух равен Сыну действием и единосущен ему, кроме рождения. Как Христос приемлет всыновление, так и Дух совершает всыновление. Ибо никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3).
    И Христос в первом послании Иоанна называется Утешителем (Ходатаем): аще кто согрешит, Ходатая1 имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника (1 Ин. 2, 1). Когда же отошел Утешитель (Христос), то надлежало прийти другому Утешителю,то есть Духу. Ибо Сам Господь говорит в Евангелии от Иоанна: Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам (Ин. 14, 16), иного, говорит, такого же, как Я, равного Мне.
    Вникни с полным внимание в слова Господа, которые ты предлагаешь как доказательство, что Дух Святый исходит от Сына: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 9). Воистину здесь Духом Христовым назван данный Им завет, Дух Христова закона, который велит любить ближних, презирать земное, заботиться о небесном, изнурять плоть по причине греха, плотские мысли обуздывать. Не думаю, чтобы кто мог так поступать, не имея Духа Христова, ибо такой по причине зависти погубляет ум, он величается гордостью, ожесточается гневом до исступления ума, мучится скупостью, гибнет от разврата.
    Ты же, слушатель, не смущайся, слыша это. Выше апостол сказал: сущии же во плоти, Богу угодити не могут (Там же, 8). Кто же эти сущие во плоти? Очевидно, что это те, которые руководятся плотским образом мыслей. Вы же несте во плоти, но в дусе, ради данной вам благодати Божией. Несте во плоти, но руководитесь духовным разумом, и потому там вас более нет, понеже Дух Божий живет в вас. Для чего же прибавил: Духа Христова? (Там же, 9). - Для того, чтобы не приняли другого, так как имеются многие духи, но истинного Духа Господня, которого Христос обещал послать от Отца. Ибо мы спасены общим благоволением Святой Троицы.
    И опять ты говоришь, что Дух Святый исходит от Сына; это Сын имеет от Отца, как Сам говорит: вся Мне предана суть от Отца Моего (Лк. 10, 22). Напрасно ты смущаешься этим. Духа ли Святаго передал Отец Сыну? О, какое это великое беззаконие - Бога Духа приравнивать к рабу! Что же значит: вся мне предана быша от Отца Моего? Выше Он сказал Отцу: открыл еси та; то чтобы ты не подумал, что Сам Он ничего не делает и что все от Отца, говорит: вся Мне предана быша. То есть, власть одна у Меня и у Него.
    И опять: не может Сын творити о Себе ничесоже, яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит. И еще: Аз живу Отца ради. И Тот, Кто есть сила Божия, говорит о Себе: не может Сын творити о Себе ничесоже, и самосовершенная Премудрость говорит, что получил заповедь, что реку и что возглаголю. И опять о Себе не глаголах, но я коже заповеда Мне Отец, тако творю (Ин. 12, 49, 31).
    Все это Он говорит не потому, чтобы не имел никакой власти и не мог ни за что приняться, а ожидал бы на все повеления, но это Он говорит, чтобы показать, что ум Его соединен с умом Отца, и всем этим Он приводит нас к познанию Отца, Которому и приписывает бывшие чудеса, чтобы мы таким образом познали Отца.
    Прошу тебя, не говори того, что Сын имеет от Отца то, что Дух Святый от него исходит. Разве не знаешь, что говорит Священное Слово, объясняя открыто: Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему?
    Скажи мне, где Сын ясно говорит, что Дух Святый от Него исходит? Напротив, Господь сказал: Дух истины, Иже от Отца исходит. Видишь ли, как ясно и открыто говорится, что он от Отца исходит не рождением, но исхождением, единосущный Отцу и Сыну и всегда сущий Дух Божий, - правый, обладающий, источник жизни и святыни, признаваемый вместе с Отцем и Сыном истинным Богом?
    Но ты опять говоришь, что ясно открыто о Святом Духе Сыном, что Он от Него исходит, в словах: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его (Там же, 37-39).
    Вникни в то, что я тебе скажу: стоял Иисус Христос и Бог наш и воззвал, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Это доказывает то, что Христос никого не принуждает и насильно не влечет к Себе, но призывает только тех, которые имеют большое и теплое усердие; только таких Он призывает и их хочет напаять, ибо кто пьет эту воду, тот не вжаждется во веки (Там же. 4, 14). Все жаждущие приходите к этой воде, и напейтесь, и приимите жизнь. Ибо жаждущие, когда возьмут в руки чашу, наполненную до верха, то с большим усердием и усилием удерживают ее, пока выпьют и прохладятся.
    Так и слушающие учение Спасителя нашего Бога, если приемлют оное с жаждою, то не перестают пить, пока не напьются, и блажени алчущие и жаждущие правды: яко тип насытятся.
    Пойми, что я говорю. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы.
    Многие думали о себе, что они веруют, но они веровали не якоже рече Писание, а последовали собственному своему изволению, и потому они - еретики. Реки же воды живы истекут от чрева того, кто верует так, якоже рече Писание. Чревом здесь называется сердце, то есть разумная и словесная часть души, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39, 9).
    Благодать Святаго Духа, когда вселится в чистое сердце и найдет в нем себе место, то истекает обильнее всякого источника, никогда не перестает течь, не истощается и никогда не останавливается. Это хорошо я знаю из примера самих апостолов: они без боязни учили и благовествовали слово Божие и ни во что вменяли и сопротивление мучителей, и наветы, какие устраивали им во многих городах, и ярость свирепых народов, но источили реки живой воды своего учения. Это было действием благодати Святаго Духа, как говорит Евангелист: сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующие во имя Его.

    Преподобный Максим Грек.
Творения (репринт с издания 1910 г.
«Сочинения преп. Максима Грека»).
Троице-Сергиева лавра, 1996 г.

   1 У преп. Максима вместо «ходатая» стоит «утешителя». - Примеч. перев.

Фото Д. Скачкова
www.foto.orthodoxy.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.