Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Национализм святого Саввы

Святитель Николай (Велимирович)

  Главной внутренней силой святого Саввы, подвигавшей этого Божиего человека и вождя сербского народа на великие дела и унаследованной его потомками, по сей день является деятельная вера в живого Христа и пламенная любовь, неразделимые между собой как река со своим истоком. Деятельная вера освящала ум св. Саввы, устремляла все мысли его в единый светлый поток великих небесных истин, а пламенная любовь, наполнявшая его сердце, попаляла своим невещественным огнем все человеческие страсти.
   Способность претворять в себе земное в небесное, в соответствии со словами: не живу я, но Бог живет во мне (см.: Гал. 2, 20), – я называю азиатской* способностью. Поистине, многие примеры показывают нам, что из Азии вышло немалое число великих богоносных личностей, первый среди которых – св. Савва. Но люди такого склада, в поисках животворящих лучей Солнца Правды, стремясь к уединению, обычно бегали мира, чтобы «уединиться с Уединенным». И св. Савва имел такое же неодолимое стремление к одиночеству, какое было свойственно всем великим азиатам.
   Но в душе св. Саввы – сына Балкан – гармонично соединилось все лучшее и от Востока, и от Запада, так что он имел преимущество над великими азиатами. Он получил способность быть активным и энергичным именно в общем деле – деле совершенствования одного из великих европейских народов.
   Будучи в начале пути усерднейшим возделывателем своей собственной души, позже Савва сделался ревностным возделывателем души всего сербского народа. Трудолюбивейший созидатель своей воли и характера, он стал созидателем народного сербского характера. Непрестанно развивая духовные и нравственные силы в себе, он сделался искусным выразителем этих сил во всей народной истории.
   Все у св. Саввы шло в правильном порядке: сначала Бог – потом человек; сначала собственное просвещение – потом просвещение других; сначала содержание – потом выражение; сначала характер – потом внешняя культура. Вот великие и полезные наставления нашему поколению, многие представители которого, увы, следуют погибельным путем: думают о второстепенном, не зная главного; мучаются над выражением, не имея содержания; спешат просветить, сами не ведая Света; тараторят о культуре, не заботясь о характере; берутся за устройство всего мира, не устроив ни свою душу, ни свой дом.

Содержание святосаввского
национализма

   Первой нивой Господней, над которой трудился св. Савва, была нива его собственной души, а второй – нива души всего сербского народа. Этот труд его над народом сербским, эту многостороннюю активность истинного европейца и плоды этой активности, я хочу назвать Саввиным национализмом. Этот Саввин национализм охватывает народную Церковь, народную династию, народную культуру и народное просвещение. Основой и центром всего святосаввского национализма является народная Церковь. Она подобна духу, который оживляет целый народный организм, очищая, согревая и соединяя единой верой, единой надеждой и единой любовью.

Народная Церковь

   Что такое народная Церковь? Это самостоятельная церковная организация, с централизованной властью из народа и в народе, с народным священством, народным языком и народным обычаем выражения своей веры. Такой народной Церкви противостоит ненародная или интернациональная Церковь, с центром вне народа, со священством отовсюду, с чужим языком и с однородным, униформистским выражением своей веры.
   Что же естественнее и благоприятнее? Несомненно, народная Церковь. И она имеет свое основание в Евангелии. Сам Спаситель заповедал Апостолам: идите и научите все народы (Мф. 28, 19). Этими словами Он обозначил народы как природные единицы Своей Вселенской Церкви. И, когда послал Он Духа Святаго на Апостолов, те начали говорить различными языками; не только еврейским, латинским и греческим, но языками всех народов. И когда Апостолы ставили старейшин церковных, то они выбирали их из того же народа.
   Отсюда святосаввская народная Церковь – Церковь Евангельская и Апостольская. Именно такую народную Церковь от века желает иметь всякий христианский народ.
   Однако и по сей день многие христианские народы не смогли создать самостоятельную народную Церковь с централизованной властью внутри своего государства, со своим священством и со своим народным языком. А св. Савва приобрел это драгоценное имение уже семь веков назад.

Народная династия

   Народная Церковь в своем государстве избирает народную династию. Когда народную Церковь возглавляют духовные вожди из народа, тогда и государственные вожди должны быть из самого народа. Параллель эта логична и на практике неизбежна. Устроив народную Церковь, св. Савва занялся устроением народного государства. Самым важным делом Святого в устроении державы было утверждение народной династии. Он короновал Стефана не потому, что Стефан был его братом, а потому, что он был православным сербом и законным носителем державной власти. Вместо Стефана мог быть коронован любой другой православный серб ради утверждения династии в народной державе.
   Для Саввы было важно не его личное родство с династией, но родство династии с народом. Это родство с народом должно было быть совершенным и по крови, и по языку, и по отечеству, и по вере, и по духу, и по благочестию, и по обычаям. Так это и было до сих пор. Святосаввский идеал народной династии сербского народа и поныне созерцает действительность через свое святосаввское прошлое. От св. Саввы и по сей день, в период свободы от завоевателей, над сербским народом никогда не стояла чуждая династия, даже ни один иностранец, за исключением царицы Ирины, которую, кстати, народ прозвал проклятой Ириной. Для сербского народа, как ни для какого другого народа в мире, народная династия стала таким обычным делом, что ему непонятно, как другие народы могут ставить над собой инородцев, невыносима сама даже мысль о том, что в свободной сербской державе властителем может стать чужой.

Народная держава

   Народная держава для св. Саввы означала Отечество, землю отцов, в которой испокон века жил народ сербский. Не распространяется народная держава до тех рубежей, куда доходит меч, но меч смеет идти до границ народной державы, то есть Отечества. Если позволить державе простираться до тех границ, куда меч доходит, то держава перестает быть народной, перестает быть Отечеством и становится империей. В этом случае держава приобретает территориально, но теряет морально, приобретает в материальном измерении, но теряет в силе духовной и нравственной, так как становится смесью кровей, языков и расположений, а такая смесь производит страх, немирность, жадность, грабеж и чувство постоянной неустойчивости.
   От св. Саввы до Душана сербская нация представляла собой народную державу. Душан отклонился от этого святосаввского идеала, создал империю, и тем уготовал погибель Отечеству, то есть народной державе. Империя погубила Отечество, народную державу, как это обычно и бывает в истории. Для национальной державы одинаково катастрофично как покорять, так или быть покоренной.

Народное просвещение

   Отец сербского народного просвещения – св. Савва – относился к просвещению как к знанию и укреплению. Прежде всего, как к знанию добродетелей и укреплению в добродетелях. Отсюда народное просвещение находится в органической и неразрывной связи с народной Церковью. Церковь является самой богатой ризницей знаний о добродетелях и методах их стяжания. Школа должна существовать не для того чтобы давать много знаний, но для того, чтобы отучить молодежь от злоупотребления знаниями. Ведь не так трудно приобрести знания, как впоследствии не злоупотреблять ими. Знания же можно приобретать и вне школы. Но школа становится упражнением в совершенствовании сильного характера, упражнением в употреблении обретенных знаний, на благо себе и своему народу. Несомненно, что святосаввское воспитание имеет спартанский характер, но в евангельском духе мира и благости. И поныне сей идеал просвещения и воспитания глубоко запечатлен в народной сербской душе.

Народная культура

   Отец народного просвещения, св. Савва в то же время был и отцом народной культуры. Культура – внешнее художественное выражение народного ума и чувства. Св. Савва был неутомим в созидании и устроении народной культуры. И все, что он созидал, представляет собой в художественном выражении совершенство: будь то Хиландар или Жича, или народный обычай прославления Крестной славы, или избранность языка, которым он говорил и писал. По его примеру и вдохновению сербский народ создал свою совершенную национальную культуру, то есть проявил неповторимое выражение своего ума и сердца в строительстве, ткацком ремесле, в пении и устном творчестве, в резьбе и цвете, в неисчерпаемой мудрости, в красоте обычаев и в благородстве взаимоотношений. Если все это назвать одним словом – культура, тогда св. Савва стал творцом и вдохновителем многообразной, богатой сербской народной культуры.

Народная оборона

Св. Савва не был воеводой и не формировал войска, но он стал определителем смысла и цели сербского войска. Войско должно быть народным, чтобы оно имело свое нравственное оправдание и благословение Церкви. Прежде всего, народное войско состоит из сынов народа, а не из рабов и наемников, как это свойственно для империи. Далее, народное войско имеет единственной целью защиту народа и народной державы, а никак не нападение на другие народы и разрушение чужих держав. Лучшее название для такого войска – народная оборона. Такое войско не используется в спорах с соседними народами до тех пор, пока не будут исчерпаны все средства для мирного урегулирования разногласий. И это св. Савва показал своим примером. Пока король Стефан держал войско в готовности для защиты от нападения венгерского короля Андрея и от отступника Стреза, св. Савва предварительно сам обратился к ним с призывом о мире, в чем и преуспел. Но и священники, причастившие на Косове войско Лазарево, и протоиерей, благословивший восстание в Орашцу, были духовными сыновьями св. Саввы и делали то же, что и он сделал бы на их месте. Ведь защита Отечества и борьба за освобождение не противоречат воле Божией. Воле Божией противно нападение и имперский захват чужой земли.

Евангельский и естественный национализм

   Итак, устроитель народной Церкви св. Савва стал и устроителем великого сербского национализма. Все грани народной жизни он органично соединил так, что ни одна из них не могла быть отделена, чтобы другие не пострадали.
   В понимании св. Саввы есть народная нераздельная целостность, как физическая, так духовная и нравственная. Отсюда и все грани народной жизни, ее принципов нераздельны, соединены не механически одна с другой, но срослись так, что соки одной питают другую.
   Этим органичным и священным пониманием нации пропитаны дух и кровь святосаввского сербского народа и это, подобно дыханию, стало для него естественным. Воистину душа серба на протяжении всех минувших семи столетий дышит этими основными началами святосаввского национализма. И сегодня сербу претит сама мысль о том, что его Церковью может управлять чужестранец, что священники – иностранцы, что служба Божия может совершаться на чуждом языке. Для него было бы немыслимо и даже комично предложение иметь иноземного короля. Ему отвратительно имперское завоевание чужой земли, чужого Отечества настолько, насколько дорога сердцу своя народная держава и свободное Отечество. «Свое храни, чужого не трогай» – это простая сербская пословица стала священной для каждого серба. Школу, где не упражняются в добродетелях, и которая выпускает людей порочных и неблагоговейных, так что простые неученые люди в нравственном отношении оказываются умнее их, сербы считают большим злом, от которого тяжело очиститься. Декламаторскую, бездушную и капиталистическую культуру они ежедневно подвергают насмешкам и упрекам, а в душе опасаются как хитрого супостата, который с белозубой улыбкой влезает в их дома, чтобы разорить национальную святыню.
   Войско сербы считают народной обороной, сами же воюют как львы, но только тогда, когда совесть чиста, – не ради чужого, но ради освобождения своего Отечества, земли своих отцов.
Такой национализм св. Савва определил, укоренил в народной душе и завещал своему народу в качестве идеала. Это его евангельский и органичный национализм. Как евангельский он защищает личность человека и способствует ее развитию до совершенства; как органичный он защищает индивидуальность и цельность самого народа, чтобы не соблазниться империализмом или не рассеяться в интернационализме.

   * Очевидно, свт. Николай подразумевает Малую Азию – полуостров на западе Азии, часть территории современной Турции – родину многих православных святых и подвижников. – Примеч. ред.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.