Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВЗГЛЯД ИЗ КОСОВА

 

Рождество в гетто

Рождественское послание преосвященнейшего Артемия, епископа Метохийского и Рашско-Призренского

Епископ Артемий в монастыре Грачаница

   Мы все ждем Рождества Христова, все радуемся Рождеству: и молодые и старые, и больные и здоровые, и свободные и несвободные. Рождество – общая радость.
А что же такое на самом деле Рождество Христово? На этот вопрос насколько легко, настолько же и трудно ответить. Это можно сделать как в одном предложении, так и в целой докторской диссертации. Но наш ответ – не то и не другое, а что-то среднее, доступное каждому возрасту, каждой боголюбивой душе.
   Рождение Сына Божия Господа Иисуса Христа на земле как Богомладенца для человека и для человечества, для земли и для Вселенной – «Новое под солнцем» – наиважнейшее событие от Сотворения мира. Господь Сам нарек Себя Началом. И Рождество Христово – это начало всего благого, возвышающего и спасительного для человека и в самом человеке, для человечества и в самом человечестве.
   Господь Иисус Христос Своим Рождением на земле начал грандиознейшее дело, самую судьбоносную войну, которая когда-либо была в истории рода людского, – войну и бунт человека против всякого греха, против всякого зла, против диавола. А сознательная борьба против сего трехглавого змия – борьба за спасение человека. Отсюда праздник Рождества Христова есть самый радостный христианский праздник, который глубоко вплетен в жизнь каждой души, каждого семейства, каждого христианского народа. Этот праздник больше других украшен и расцвечен народными обычаями, которые различаются в деталях от места к месту, но неизменно символизируют и выражают самую суть празднуемого события. А именно – что Новорожденный Вифлеемский Богомладенец является для каждого человека Хлебом Жизни, Светом Истины, животворящим Теплом, вечной Молодостью и непреходящей Радостью. Поэтому Рождество Христово с радостью праздновалось в нашем сербском народе и в рабстве, и на свободе, и в богатстве, и в нищете, и в королевских палатах, и в простых домах. Ту радость, которую приносит Божич Бата1, сильнее всех ощущают и полнее всех переживают дети, ибо им наиболее близок Тот, Кто родился в эту ночь в Вифлеемской пещере и потом столько любви проявил к детям, даже поставив их в пример взрослым: Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).
   Все христианские праздники, как и Рождество Христово, объединены общей духовной радостью, но имеют некоторые различия в обычаях. Отсюда и пословица: «сто деревень – сто обычаев». И все же существенной разницы нет. Однако условия, в которых мы сегодня празднуем Рождество Христово на Косове и в Метохии, во многом отличаются от условий, в которых этот праздник встречают в Леличе или в любом месте Сербии вне Косова и Метохии. Это – ситуация с безопасностью и образ нашей жизни в гетто, где мы лишены многих возможностей, основных человеческих прав и свободного передвижения (мы не можем даже выйти в лес за бадняком2). Но и такие испытания не способны нарушить внутренней радости, которую приносит сам праздник Рождества, так что и сегодня на Косове и в Метохии Рождество Христово (по-сербски – Божич) отмечают по традиционному сербскому обычаю. И здесь Рождеству больше всех радуются дети.
   Сербский Божич особенно украшает бадняк и все, что с ним связано, но, к сожалению, сегодня существует мнение, что бадняк – это какое-то давнее языческое наследие. А вместо Божич Баты встречают Деда Мороза. Что на это можно сказать? Это мнение и позиция тех, для кого нет ничего святого, тех, которые еще не встретились с новорожденным Богомладенцем Христом. Поэтому они во всем видят язычество, не только в обычаях, связанных с бадняком и Рождеством, но и относительно Крестной славы3 – самого распространенного обычая православных сербов. Таким людям в качестве рождественского подарка мы посылаем молитвенное пожелание как можно скорее пережить свое Сретение, чтобы понять и само Рождество Христово.
   У многих православных народов (греков, русских и др.) место бадняка занимает елка, причем не только в домах, но и в храмах. Известно, что у греков тоже когда-то был бадняк. Было ли так и у русских? Этим вопросом мы специально не занимались. Но мы знаем, что и русские, а через них позже и другие православные народы, подверглись большому влиянию западного схоластического богословия, чего и наш народ в некотором смысле не избежал. Это влияние (давление) продолжается и по сей день, и может быть даже усиливается. Вполне вероятно, что и рождественская елка есть результат этого влияния. Ее уже можно увидеть и во многих сербских домах, правда, пока еще наравне с бадняком.
   Долго (более шестидесяти лет) в нашем государстве, находящемся под коммунистическим игом, планово и систематически велась работа по секуляризации сербского народа, по его отторжению от святых предков, своих православных корней. Начало XXI в. ознаменовалось отрезвлением сербов от влияния коммунистической идеологии. Это подобно состоянию выздоровления человека от долгой и тяжелой болезни. После многих десятилетий уничтожения религиозного и национального самосознания нашего народа, когда все духовные ценности были поставлены под сомнение, когда многие поколения были лишены воспитания в православных традициях, сейчас настало время постепенного возвращения людей к Богу, к Церкви и к самим себе. Если говорить о сербском народе, то тут нет значительной разницы между теми, кто населяет Косово и Метохию и другие части Сербии и территорию бывшей Югославии, и живущими в остальном мире. Нас всюду, к сожалению, все еще «украшает» незнание своей веры и жизнь не по вере. И все же, мы надеемся на духовное выздоровление нации, каким бы этот процесс ни был долгим и мучительным.
   Отрезвлению во многом способствуют бедствия и страдания сербов и сербских святынь на Косове и в Метохии, которые продолжаются уже десять лет и принимают ужасающие масштабы. Это – наша ежедневная боль и безпокойство.
   Часто слышится вопрос: что нам как народу следует делать, когда речь идет о Косове и Метохии? Для нас этот вопрос непростой. И все же сейчас, перед Рождеством, мы считаем, что всем нам важнее всего полностью возвратиться к Богу и к своим истокам – как представителям власти, так и всему народу – чтобы мыслить о государстве как о едином целом, да прекратятся междоусобные разделения и истребления, да исцелится наш дух и наша нравственность. Одним словом, как говорил святой владыка Николай (Велимирович), да обновимся, умножимся, объединимся и обожимся. Тогда придет решение всех наших вопросов и проблем, в том числе и проблем Косова и Метохии.
   Одновременно, не взирая на одностороннее, беззаконное и нелегитимное провозглашение независимости Косова со стороны шиптаров (албанцев) и позицию мирового сообщества по этому вопросу, мы должны развивать и укреплять сознание, что есть Косово и Метохия для нас – от детсадов до университетов и домов престарелых. Мы должны наконец понять, что это самая священная и важнейшая часть нашего Отечества, что это колыбель нашей духовности, нашей культуры и нашей государственности.
   Косово для Сербии и сербского народа – то же, что и сердце в человеке. Если вынуть сердце, то человека не станет; и если бы – не дай Боже! – мы потеряли Косово, приняли и признали его отделение от Сербии, то не стало бы и Сербии, и нас, сербов, как нации. Косово – неотъемлемая часть нашего самосознания, наш паспорт, без которого мы не были бы опознаваемы. Отсюда мы ожидаем, что процесс духовного обновления будет продолжаться, и что нынешнее правительство сделает то, чего не сумело сделать предыдущее правительство, а именно: разработает и определит государственный и национальный интерес в отношении Косова и Метохии и подойдет к решению этого вопроса сообща, государственно и ответственно, а не партийно и эгоистично, как это, к сожалению, происходило до сих пор. От международного сообщества мы ожидаем более последовательных усилий в соблюдении Резолюции Совета безопасности ООН №1244 и безпристрастного отношения ко всем жителям Косова и Метохии, особенно когда речь идет о возвращении беженцев и соблюдении основных прав человека.
   С этими мыслями и молитвенными пожеланиями всех братьев и сестер, всех верных чад Сербской Православной Церкви, всех читателей и всех православных христиан приветствуем традиционными словами мира и радости:
   Мир Божий! Христос Родился! Воистину Родился! Счастливого нового 2009 года!

Рождество Христово 2009 г.
Епископ Артемий

   1 Традиционный персонаж сербских рождественских песен. – Примеч. пер.
   2 Дубовые ветки с листьями, которые по сербскому народному обычаю срубают в лесу и приносят в каждый дом и храм перед Рождеством. Одним из главных событий праздника является сжигание бадняка под звуки рождественских песнопений; в народном сознании бадняк является неотъемлемым символом Рождества. До ХХ в. его приносили в каждый сербский дом, а обычай украшать рождественскую елку тогда отсутствовал.
   3 День Святого, в который какой-нибудь род принял христианство; этот Святой стал покровителем каждой семьи в роде, и день его памяти – главный праздник каждого православного сербского семейства.


Епископ Артемий: «Белград списал нас со счетов»

   Никто из белградского руководства не собирается на Рождество приехать на Косово: они одержимы вступлением в Евросоюз, а на нас махнули рукой, – констатировал в беседе с корреспондентом сербского издания «Вести» епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий.
   Таково нынешнее положение сербов на Косове. В том же интервью сербский Владыка разъяснил ситуацию и по некоторым другим вопросам.

   С самого начала размещения миссии Евросоюза Эулекс в южном сербском автономном краю не проходит практически ни дня без инцидентов, в которых жертвами становятся только сербы.
   Это еще раз доказывает, что ничего не изменилось с их появлением. И пока власть на Косове была в руках международных полицейских сил ООН УНМИК, тоже совершались преступления, нападения и разрушения церквей, и все это в присутствии КФОРа, военных миротворческих сил НАТО. Все происходящее наводит на мысль, что шиптарские террористы и албанцы желают убедительно продемонстрировать, что для них никакая власть не будет легитимной, кроме их собственной. Они не уважали УНМИК, не уважают и Эулекс. Впрочем, мы ни на что и не надеялись, ведь если на размещении Эулекса так настаивали Вашингтон и Брюссель, ясно, что эта миссия пришла не с тем, чтобы помочь нам.

   Может ли здесь что-то сделать сербское государство?
   На этот вопрос должно отвечать государство, а не я.

   Хорошо. А что, по Вашему мнению, Сербия могла бы и должна была сделать?
   Если бы держава Сербская хотела действительно как-то помочь нашему народу, то наверняка не допустила бы прибытия Эулекса и не согласилась бы на все требования запада. В Белграде главная тема дня – вхождение в Евросоюз, и для этого можно все допустить, все исполнить, со всем согласиться. Может, и нас не будет на Косове, а может, и Косова не будет в Сербии, – все равно, лишь бы Сербия вошла в Евросоюз. Если в этом их цель, нам от них ждать нечего.

   Как Вы прокомментируете отсутствие на Косове и в Метохии государственных и политических лидеров из Белграда на Рождество?
   Никак. В самом деле не знаю, что сказать. Нас никто не уведомлял, прибудет ли кто-нибудь. Мы знаем только, что Литургия из монастыря Грачаница будет напрямую транслироваться каналом РТС, если это имеет какое-то значение.

   Какая договоренность достигнута на встрече президента Сербии с членами Священного архиерейского Синода в связи с размещением Эулекса?
   Для нас это «великая тайна». Знаю лишь то, что было объявлено в средствах массовой информации.

   В таких условиях может ли Рашско-Призренская епархия осуществлять полноценное сотрудничество с Эулексом?
   Коль скоро Эулекс прибыл с согласия сербского государства, мы сообразуемся с позицией Белграда, поскольку не можем и не желаем входить в конфронтацию с властями Сербии. С Эулексом же будем разговаривать и контактировать в той мере, в какой сможем быть уверены, что это не пойдет во вред нашему народу. С институтами т.н. независимого Косова у нас нет и не может быть никаких контактов.

   Ваше праздничное пожелание сербам, которые встречают праздники не на родной земле?
   Братии и сестрам из диаспоры я пожелал бы не забывать нас, помнить, что их корни – на Косове и в Метохии, а там, где они сегодня, они лишь пересаженное косовское растение. Без связи с родной Сербией и своей колыбелью – Косовом и Метохией – они не смогут оставаться сербами и сохранять свое национальное тождество.

   Что в такой трудной ситуации Вы пожелаете сербам на Косове и в Метохии?
   В своем Послании я уже пожелал сербам Косова и Метохии хранить свою веру и свои очаги, не покидать их и, невзирая на все трудности, оставаться здесь. Да будем последовательны, как и наши святые предки, выжившие на Косове и в Метохии, несмотря на 500-летнее чужеземное иго и насилие. Нам сейчас необходимо исполнить их завет и сохранить их традиции с тем, чтобы передать Косово и Метохию будущим поколениям.

Интервью Р. Лончар

 

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.