Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Из «Похвалы сщмч. Игнатию Богоносцу»,

бывшему архиепископу Антиохии великой, который был отведен в Рим и там потерпел мученичество, а оттуда опять перенесен в Антиохию

(перенесение мощей – 29 января / 11 февраля)

   Мученические подвиги доступны всем – мужам и женам. Сщмч. Игнатий – и епископ, и апостол, и мученик. Святитель поставлен в епископа самими Апостолами, следовательно – обладал всеми добродетелями, которых требовал от епископа Павел. Он показал на деле тот высочайший образец и правило епископства, которые определил Христос. Слыша слова Христовы, что пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11), он предал ее за овец со всем мужеством. Он управлял Церковью в самое трудное время, при гонениях извне и неустроенности еще внутри, – управлял Антиохийской, очень большой Церковью – преемствовал самому апостолу Петру.
   Некогда была воздвигнута против Церквей жестокая война и, как бы при владычестве на земле жесточайшей тирании, все были захватываемы среди площади, будучи обвиняемы не за что-либо неуместное, но за то, что, оставив заблуждение, обращались к благочестию, отступали от служения демонам, признавали истинного Бога и покланялись Единородному Его Сыну. Диавол, коварный и искусный изобретатель таких козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко сможет расхитить стада. И не одно только это зло делал диавол, но и другое не меньшее этого: он не дозволял умерщвлять епископов в тех городах, в которых они предстоятельствовали, но убивал их, уводя в чужую страну; а делал он это и как попытку уловить их, лишенных необходимого, так и в надежде ослабить их трудностью пути, что сделал он и с этим блаженным мужем.
   Но Бог путешествие сщмч. Игнатия в Рим обратил в средство научения и укрепления в Истине и римлян, и всех попутных Церквей. Попутные города, стекаясь со всех сторон, ободряли подвижника, и провожали его с великим запасом для пути, подвизаясь вместе с ним молитвами и молениями. И сами они получали немалое утешение, видя мученика идущим на смерть с такой готовностью, с какой естественно было идти призываемому в царские небесные чертоги. Из мужественной ревности и светлого взора его они самым делом убеждались, что то, на что он шел, было не смерть, но некоторое отшествие, переселение и восхождение на Небо. Этому научал он и словами и делами все города, какие проходил, убеждая презирать настоящую жизнь, ни во что вменять видимое, любить будущее, взирать на Небо и не смущаться никакими бедствиями настоящей жизни. Этот муж, удалившись в западные страны, воссиял оттуда еще светлее; оказал даже на пути всем величайшие благодеяния, когда же вступил в Рим, то и его научил любомудрию. Для того Бог и попустил ему там окончить жизнь, чтобы кончина его стала уроком благочестия для всех живущих в Риме.
   Сильнейшим поистине доказательством Воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его, и настоящим удовольствиям предпочитать бичевания, опасности и смерть. Такие подвиги свойственны не мертвецу и не оставшемуся во гробе, но воскресшему и живому. Иначе как объяснить то, что при жизни Его все Апостолы, обращавшиеся с Ним, от страха оказались слабыми, предали Учителя и разбежались; а когда Он умер, то не только Петр и Павел, но и Игнатий, не видавший Его и не насладившийся общением с Ним, показали такую ревность по Нем, что предали за Него самую душу?
   Сщмч. Игнатий принял обвинительный приговор не вне городских стен, в овраге, или в темнице, или в каком-нибудь углу, но среди театра, в присутствии всего города, претерпел мученичество от выпущенных на него зверей, чтобы, перед глазами всех, воздвигнув трофей победы над диаволом, сделать всех зрителей подражателями своих подвигов, не только умирая столь мужественно, но и умирая с радостью.
   Он так радостно смотрел на диких зверей, как будто не насильственно должен был расстаться с жизнью, но призывался в жизнь лучшую, духовнейшую. Откуда это видно? Из слов, которые он произнес, приготовляясь к смерти. Услышав, что его ожидает такой род казни, он сказал: желал бы я получить пользу от этих зверей!
   Таковы любящие: они с радостью принимают все, что ни терпят за любимых, и тем более считают удовлетворенным свое желание, чем мучительнее их страдания, как случилось и с ним. Он старался подражать Апостолам не только смертью, но и готовностью к смерти. Слыша, что они, приняв бичевание, возвращались с радостью, и он хотел не только кончиной, но и радостью своей подражать учителям, – потому и говорил: желал бы я получить пользу от зверей! Уста зверей он считал гораздо более кроткими, нежели язык мучителя, и весьма справедливо, потому что этот призывал к геенне, а уста тех препровождали к Царству. Затем, когда окончил он там жизнь свою, или – вернее – возшел на Небо, он возвратился увенчанным.
   Вы, жители Антиохии, отпустили епископа – и приняли мученика; отпустили с молитвами – и приняли с венцами; и не только вы, но и все лежащие на пути города. Представьте себе, что все они должны были ощущать при возвращении его святых останков! Какой сладостью они наслаждались! В каком восхищении были! Как радовались! Какими чествованиями отовсюду осыпали венценосца! Как на храброго воина, одолевшего своих врагов и в триумфе шествующего с поля битвы, восторженно взирают встречающие и не дают ему даже ступить на землю, но поднимают его и на руках несут в дом, обильно воздавая ему безчисленные похвалы, – точно так же и сего Святителя все жители городов, начиная от Рима, одни за другими несли на своих плечах и передали его нашему городу, славя венценосца, восхваляя победителя. В то время святой Мученик даровал благодать всем тем городам, утвердив в благочестии; и оттоле даже до днесь обогащает он ваш город.

Свт. Иоанн Златоуст
Собрание сочинений. Т. 2. Ч. 2.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.