Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВЕРА, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОД

 

Русская идеология

Архиепископ Серафим (Соболев)

 

Продолжение. Начало в № 17 (83)

   Другим выражением почитания царя подданными является их повиновение ему. В своем первом послании ап. Петр говорит: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Петр. 2, 13–14).
   Итак, по учению Апостола, надо повиноваться царю ради Господа. Разумеется, существуют и другие мотивы для этого повиновения. Можно повиноваться царю в силу эгоистических побуждений – из-за личных интересов, ради страха быть наказанными, ради тех или других выгод, наград и почестей. Можно повиноваться царю ради любви к нему, как повинуются дети своим родителям, или ради любви к Отечеству, которая движется нашею благодарностью за то, что государство доставляет нам источники пропитания, личную безопасную жизнь, образование и многие другие нужные нам житейские блага. Можно повиноваться царю как источнику порядка, благоденствия и могущества государства, как основе благополучия и личного счастья всех его граждан.
   Но обо всех этих мотивах не говорится в словах апостольских. Не говорится по той причине, что они не представляют собою прочных оснований для нашего повиновения царю, ибо в чрезвычайных, катастрофических обстоятельствах жизни государства настоящие мотивы не могут дать должной силы подданным удержаться в повиновении царской власти и сохранить страну от гибели.
   Ясно, что высшим и самым прочным мотивом для истинного и неизменного повиновения является тот, о котором говорит ап. Петр, призывая нас повиноваться царю ради Господа, точнее – ради Православной веры в Него.
   Только вера Православная может побудить нас неуклонно повиноваться царю, его власти и всем поставленным от него властям, ибо она говорит нам о небесном происхождении царской власти в словах Св. Писания: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (Дан. 4, 29). Им цари царствуют и <…> начальствуют начальники (Притч. 8, 15–16), нет власти, аще не от Бога (Рим. 13, 1), и каждый начальник есть Божий слуга, поставленный над нами для нашего же блага (Там же, 4).
   Только одна Православная вера может побудить нас повиноваться властям (см.: Там же, 1) не только благим и кротким, но и строптивым (см.: 1 Петр. 2, 18), ибо она угрожает небесным гневом (см.: Еф. 5, 6) непокоряющемуся властям как преступнику, который Божию повелению противляется (см.: Рим. 13, 2).
   Только одна вера Православная может заставить нас повиноваться властям, как должно – по совести (Там же, 5), а не из-за страха и каких-либо корыстных видов, ибо она предписывает нам служить им не как людям, а как Самому Господу, и творить их волю как волю Божию (см.: Еф. 6, 5–7).

Прием старшин царем Александром III
Художник И. Репин

   Только Православная вера, наконец, заставляет нас любить своего царя истинною, неотпадающею любовью, побуждающей нас жертвовать собой, страдать и умирать за него, ибо она повелевает нам смотреть на царя как на помазанника Божиего, как на отблеск Божественной славы и величия, а на законы, им изданные, как на святыню. «Там, – говорит митрополит Филарет, – где разум и воля человеческие покорны вере евангельской, – подданные чтут и гражданские законы как святыню, благоговеют перед властью как пред Божественным учреждением; а где оскудевает это небесное чувство, где умы, к несчастью общества, заражаются неверием, – там не уважаются и общественные учреждения, там покорность властям кажется тяжким игом: там не может быть общественного благоденствия».
   Так, в строгом соответствии с Православною верою относился к царю и почитал его наш русский Православный народ. Очень хорошо об этом почитании сначала великого князя, а затем царя свидетельствует наше русское народное творчество, дошедшее до нас в наиболее живых образцах своих – песнях, сказках, пословицах, присловиях и поговорках. Здесь, при помощи богатого русского языка, сильного по своей образности, простоте и меткости в определениях, передается сущность Богооткровенного учения о царской власти, изложенного нами выше. И это естественно, ибо в основу своего культурного развития русским народом было положено Священное Писание. Богооткровенные истины были глубоко укоренены в умах и сердцах наших предков святою Церковью. Эти истины и выразил наш народ в кратких изречениях своей народной мудрости. Обратимся к этим изречениям.
   «Государь – батюшка, надежа Православный царь», «Царь – от Бога пристав», «Царь земной – под Царем Небесным ходит». Нетрудно понять, что в эти немногие слова русский народ вложил усвоенную им Богооткровенную истину, что царь как отец подданных получил свою власть непосредственно от Бога, что он от Него поставлен управлять земным царством и потому непосредственно Им управляется (ходит).
   Еще больше мы находим изречений, в которых выразил русский народ свой взгляд на царя как на самодержавного своего верховного повелителя, никем из людей не ограниченного в своей власти.
   «Одному Богу государь ответ держит». «Никто, как Бог и государь». «Народ – тело, царь – голова». «Царское осуждение – безсудно».
   Очень хорошо в этих изречениях выражается взгляд русского народа на царя как на помазанника Божиего, как на священное лицо, призванное Богом творить Божественную правду, изливать на народ Божественную милость и даже ходатайствовать пред Богом за грехи всего народа своими могущественными молитвами. «Правда Божия – суд царев». «Царево око видит далеко». «За Богом молитва, а за царем служба не пропадает». «Где царь – тут и правда».
«Нет больше милосердия, чем в сердце царевом». «Бог милостив, а царь жалостлив». «Бог помилует, царь пожалеет». «Как весь народ вздохнет – до царя дойдет». «Народ согрешит, царь умолит; а царь согрешит – народ не умолит».
   Есть в народном творчестве и такие изречения, которые требуют царской неприкосновенности, и настолько, что не позволяют подданным касаться особы царя даже осудительною мыслью, относя недостаток царского правления не к нему, а к его окружению: «Никто против Бога, никто против царя». «Из-за тына (разумеется – царских приспешников, ближних людей и временщиков) и царя не видать». «Царские милости в боярское решето сеются». «Жалует царь, да не жалует псарь». «Не царь гнетет, а временщик».
   Есть здесь изречения, в которых царь изображается не только как милующий, но и как карающий преступников смертною казнью. «Где царь – тут и гроза». «Близ царя – близ смерти». «Царь – не огонь, да ходя близ него – опалишься». «Гнев царев – посол смерти». «До царя дойти – голову нести (повинную)». Но и тогда русский народ был далек от осуждения царя. В этих случаях ответственность в глазах русских людей всецело относилась к преступникам как «ослушникам, волкам стада государева, царскому добру досадителям».
   Все вышеприведенные изречения нашего народного творчества ярко свидетельствует о глубоком и благоговейном почитании русским народом своего царя. Но это почитание переходило в изумительную любовь к царю, которая побуждала подданных прилагать к царской личности самые трогательные ласковые наименования, отдавать всю свою жизнь ему на служение и всегда мыслить себя и царя как одно нераздельное целое, в убеждении, что России нельзя быть без царя. Вот как эта любовь с такою беззаветною преданностью русского народа изображается в дошедших до нас памятниках:
   «Белый царь – красно солнышко, царь – ласковый, славный, грозный, великий». «Светится солнышко на небе, а русский царь – на земле». «Ясные очи государевы – очи соколиные», которые силою своего проникновения видят, кто «народу и государю – друг, кто враг». «Жить – царю служить». «Душой – Божий, телом – государев». «Русской земле нельзя без государя быть». «Без Бога свет не стоит, без царя – страна не правится».
   Правда, здесь, в приведенных нами изречениях народной мудрости, нет таких, которые говорили бы о необходимости молиться за царя и повиноваться ему, что составляет, как видели мы, неотъемлемую часть в учении Священного Писания о почитании царя. Но приведенные нами изречения о великой любви русского народа к царю своему свидетельствуют, что эта молитва и это повиновение были в самой жизни наших предков. Это естественно, ибо, по учению св. Максима Исповедника, «кого мы любим, о том всегда помышляем и прежде всего поминаем в своих молитвах». А по учению Христа, – кого мы любим, того волю мы всегда исполняем: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое (Ин. 14, 23).
   Так относились к своему царю наши предки по свидетельству дошедших до нас образцов народного творчества. Так относился наш народ к царю в лице истинных сынов России, и не в далекой древности, а совсем еще недавно. Как и раньше, в глазах верующих русских людей царь был не простым человеком, а помазанником Божиим, образом Божественной небесной власти, Царем-Батюшкой, воплощением правды и милости Божией на земле. Истинно русские люди и не могли без слез смотреть на него. Когда приходилось русскому царю быть среди народа, все теснились к нему, никому не хотелось оставить его, лишиться радости его лицезрения, и считали великим для себя счастьем к нему прикоснуться. Нередко при встрече государя русские простые люди от восторга и умиления не могли стоять на ногах, произнести слово и невольно опускались на землю вместе с хлебом и солью, которые держали в руках.
   Таким образом сама жизнь показывала, каким великим и безценным даром Божиим был для России наш самодержавный царь, помазанник Божий. Он не на словах, а в действительности был главою и душою русского народа. Не стало этой души, не стало и России.
   Такое наименование русского царя мы заимствовали от того же митрополита Московского Филарета, который говорил: «Самодержавием – Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и душа царства. Закон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель, возбудитель и воодушевитель подчиненных деятелей – есть царь».
   И как права была русская народная мудрость, сказавшая: «Русской земле нельзя без государя быть».

Продолжение следует


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.